search
main
0

Оценки. Планы. Тенденции

Информационно-аналитические материалы Общероссийского Профсоюза образования

Окончание. Начало в «МП» №35-38, 40-42

 

Международная деятельность профсоюзов образования в условиях пандемии

В условиях ограничений, обусловленных пандемией, профсоюзы продолжают искать пути по обеспечению прав и гарантий работников образования и обучающихся.

Профсоюзы поставили вопрос: как мы обеспечим эффективное и справедливое восстановление образования после COVID-19? С этой целью в апреле 2021 года были проведены консультации между Интернационалом образования и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по выработке ключевых принципов, которые могут быть использованы в любой стране. Итоговый документ – «Принципы эффективного и справедливого восстановления образования» – призван способствовать развитию сотрудничества между органами управления образованием, преподавателями и их организациями для достижения более высокого уровня качества и равенства в образовании.

Десять принципов:

  1. Держите школы открытыми как можно дольше, обеспечьте безопасность.
  2. Обеспечьте равенство и приведите ресурсы в соответствие с потребностями.
  3. Обеспечьте инфраструктуру удаленного обучения, предназначенную для всех учащихся.
  4. Поддерживайте учителей в их профессиональной жизни.
  5. Дайте возможность учителям и родителям поддерживать учащихся.
  6. Оказывайте адресную поддержку для удовлетворения потребностей учащихся в обучении, а также социальных и эмоциональных потребностей.
  7. Совместно с учителями и заинтересованными сторонами разработайте надежную инфраструктуру цифрового обучения.
  8. Предоставьте учителям возможность проявить свой профессионализм и воспользоваться возможностями профессионального обучения.
  9. Поощряйте совместную культуру инноваций.
  10. Учитесь на национальном и международном опыте.

По заявлению руководителей двух международных организаций пандемия показала фундаментальную роль школ в жизни общества, важность поддержки и предоставления больших возможностей учителям. Именно школы и преподаватели способны создавать новые образовательные технологии и удовлетворять социальные и эмоциональные потребности учащихся.

«Восстановление образования может произойти только с учителями и школьным персоналом в центре событий, с полностью финансируемыми системами образования, справедливостью в качестве основного принципа и профсоюзами в качестве ключевых партнеров», – заявил генеральный секретарь Интернационала образования Дэвид Эдвардс.

В последующий период Интернационал образования будет тесно сотрудничать с Международной организацией труда над расширением рекомендаций ЮНЕСКО/МОТ 1966 года о статусе учителей путем проведения серии региональных встреч между правительствами, работодателями и профсоюзами. Интернационал образования также будет вовлекать свои организации в социальный диалог по использованию технологий в образовании.

 

Статус и профессия учителя в 2021 году

Интернационал образования представил первоначальные выводы флагманского отчета о статусе учителей в издании 2021 года. Трехлетний отчет, составленный профессором Грегом Томпсоном, основан на опросе организаций – членов ИО по всему миру.

Значительное количество профсоюзов сообщают, что статус учителей постоянно подрывается взаимодействием следующих факторов:

Заработная плата слишком низкая, условия ухудшаются, инфраструктура для поддержки преподавания и обучения не является приоритетом для государственных инвестиций.

Объем и сложность работы нарастают. Многие профсоюзы выражают беспокойство по поводу благополучия своих членов из-за стресса, усугубляемого тем, что от учителей ожидают все большего и большего.

Многие учителя теперь сталкиваются с перспективой нестандартной занятости, поскольку постоянная работа заменяется случайными и краткосрочными контрактами.

В отчете указывается, что все больше учителей планируют оставить профессию. В то же время профсоюзы озабочены привлечением нового поколения учителей в профессию, которая мало оплачивается и недооценивается.

Отдельно следует отметить проведение Конференции Европейского комитета профсоюзов образования, которая проходила в режиме онлайн в два этапа – в начале декабря 2020 года и 5-6 июля 2021 года.

Общая тема конференции – «За восстановление, в котором руководящая роль принадлежит сфере образования!». Цель диалога – совместными усилиями выработать стратегию решения проблем профессии учителя в контексте восстановления мировой экономики после пандемии.

Растущее информационное неравенство в среде учащихся и учителей, сокращение государственного финансирования, рыночные отношения, подрывающие качество образования, отсутствие серьезных национальных программ цифровизации, а также возросшая нагрузка на учителей и других работников образования – вот основные проблемы, с которыми сталкивается сегодня отрасль в европейском регионе.

Участники конференции попытались найти решения, с помощью которых европейские профсоюзы образования могли бы максимально безболезненно адаптироваться к возникшим изменениям в наиболее социально значимых аспектах своей деятельности, связанных с совершенствованием инклюзивного и дистанционного образования, вопросами равноправия участников образовательного процесса и растущей цифровизацией.

Конференция обсудила риски, связанные с коммерциализацией образования. По мнению профсоюзов, выход из существующего кризиса в отрасли возможен не только при условии, что национальные правительства и политические партии будут четко нацелены на системное восстановление сферы образования, но также если руководящая роль в деле такого восстановления будет принадлежать самой сфере образования, которая дает массу возможностей для повышения квалификации и переобучения работников, пострадавших от экономических последствий пандемии.

Основные резолюции, принятые на конференции, касаются восстановления экономики под руководством образования, искусственного интеллекта в сфере образования, роли профсоюзов в решении проблем отрасли, а также актуальности профсоюзных кампаний за лучшее будущее для работников высшего образования и науки.

В ходе первого этапа конференции был избран новый президент Европейского комитета профсоюзов образования – представитель Профсоюза работников образования Шотландии Ларри Фланаган. Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова переизбрана вице-президентом ЕКПО.

Об актуальных направлениях развития системы профессионального образования

  1. Общая характеристика системы профессионального образования

По данным федерального статистического наблюдения[1], число организаций, реализующих программы высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура), незначительно снизилось.

На 1 января 2020 года в системе высшего образования действовало 724 организации (с сетью из 563 филиалов), а на 1 января 2021 года – 710 организаций (с сетью из 549 филиалов), в том числе 497 государственных и муниципальных (70%).

Кроме того, в 2020 году программы высшего образования за счет средств федерального бюджета реализовывали 6 научных организаций.

Подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по образовательным программам СПО, по статистическим данным Минпросвещения России, в 2020-2021 учебном году вели 3611 образовательных организаций, в том числе 338 вузов.

По данным федерального статистического наблюдения, на начало 2020-2021 учебного года сфера профессионального образования охватывала 3,3 млн студентов в системе СПО и 4 млн студентов в системе высшего образования, в том числе по очной форме обучения 2,4 млн человек (60%)[2].

Если численность студентов в системе СПО в связи с ростом востребованности образовательных программ продолжает стабильно расти (прирост 216,6 тыс. человек в 2020 году по сравнению с 2019 годом), то численность студентов вузов имеет устойчивую тенденцию к сокращению (в 2020 году на 19 тыс. человек по сравнению с 2019 годом).

На начало 2020-2021 учебного года в системе СПО работали 197,7 тыс. педагогических работников, а в высшем образовании – 223,1 тыс. преподавателей.

В докладе Правительства РФ по итогам 2019 года прогнозировался рост численности студентов и педагогических работников вузов, начиная с 2020 года. Однако прогнозные значения не подтвердились. При незначительном росте численности преподавателей и мастеров производственного обучения (на 1,1 тыс. человек) в сфере высшего образования численность профессорско-преподавательского состава снизилась на 6,2 тыс. человек. 

  1. Основные тенденции и направления реализации государственной политики в системе высшего образования

В Докладе Правительства РФ Федеральному Собранию о реализации государственной политики в сфере образования в 2020 году[3] в числе ключевых результатов в части высшего образования отмечено:

– завершена реализация Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100);

– поддерживается сеть опорных университетов, ориентированных на сохранение и развитие интеллектуального потенциала регионов, повышающих качество обучения, в том числе за счет кооперации с ведущими университетами-лидерами;

– принимаются меры по созданию образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

– продолжается работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность, формированию навыков здорового образа жизни обучающихся, включая развитие физкультурно-спортивного воспитания и модернизацию спортивной инфраструктуры образовательных организаций;

– обеспечивается формирование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды;

– формируется постоянно действующая система повышения квалификации педагогических работников;

– расширяются масштаб и география проектов по популяризации русского языка, образования на русском языке для иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, а также меры по сохранению и поддержке языков народов Российской Федерации.

В 2020 году система образования, как и другие отрасли экономики и социальной сферы России и всего мира, претерпела существенные трудности в связи со сложной эпидемиологической ситуацией. Для обеспечения образовательного процесса в сжатые сроки массово внедрялись электронное обучение и дистанционные технологии, а проведение многих общесистемных мероприятий обеспечивалось в онлайн- и смешанном очно-заочном формате.

Обеспечение конкурентоспособности вузов

В 2020 году завершена реализация проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100).

Число российских вузов, представленных в ведущих мировых рейтингах ARWU, QS, THE (институциональных, отраслевых, предметных), за период 2012-2020 годов расширилось с 15 университетов (в том числе 10 университетов – участников Проекта 5-100) до 63 (в том числе 20 университетов – участников Проекта 5-100).

По итогам 2020 года в Топ-500 институцио­нальных рейтингов входит 18 российских университетов (в том числе 13 университетов – участников Проекта 5-100), в Топ-400 – соответственно 14 и 10 университетов, в Топ-300 – 7 и 4 университета.

На поддержку программ развития 33 опорных университетов из 32 субъектов РФ, отобранных в 2016 и в 2017 годах, в 2016-2019 годах из федерального бюджета было выделено 5,313 млрд рублей. Объем софинансирования программ развития опорных университетов за указанный период составил 15,71 млрд рублей.

Опорные университеты обеспечивают подготовку и переподготовку кадров по широкому спектру направлений в соответствии с текущими и перспективными потребностями региональной экономики: диверсифицируют набор реализуемых образовательных программ, внедряют новые модели обучения, организуют образовательную деятельность в тесном взаимодействии с работодателями, уделяют особое внимание развитию востребованных компетенций (в частности, в области предпринимательской деятельности) и повышают качество обучения, в том числе за счет кооперации с ведущими российскими и зарубежными университетами.

Опорные университеты стали региональными центрами по организации культурных, просветительских, спортивных мероприятий и принимают активное участие в волонтерском движении, социальной работе, а также в проектах по благоустройству региональной среды.

В 2020 году в институциональные мировые рейтинги QS и THE (в один или два) вошли пять опорных университетов: Алтайский государственный университет, Волгоградский государственный технический университет, Новосибирский государственный технический университет, Омский государственный технический университет и Самарский государственный технический университет. Данные вузы (за исключением Алтайского государственного университета) также заняли позиции в предметных рейтингах QS и THE в области инженерных, физических и компьютерных наук.

Завершена реализация масштабного проекта по созданию национальных исследовательских университетов в соответствии с указом Президента РФ от 7 октября 2008 года №1448 (статус НИУ был присвоен 29 вузам).

В целом реализация программ развития национальных исследовательских университетов показала успешность данного проекта. Среди наиболее значимых результатов НИУ:

– существенный вклад в общее количество российских научных статей, входящих в базы данных Web of Science Core Collection и Scopus (более 25% в 2020 году);

– вхождение в 2020 году в Топ-100 предметных и отраслевых рейтингов ведущих международных рейтинговых агентств THE, QS, ARWU девяти национальных исследовательских университетов;

– вхождение в 2020 году в Топ-500 институциональных рейтингов THE, QS, ARWU 11 национальных исследовательских университетов, пять из которых представлены в Топ-300 указанных рейтингов.

Однако система выделения и успешного развития нескольких групп вузов (национальных исследовательских университетов, федеральных университетов, университетов – участников Проекта 5-100, опорных университетов), к сожалению, привела к существенному увеличению разрыва в качестве и доступности высшего образования в Российской Федерации. Свою роль сыграл и комплекс мероприятий в рамках приоритетных проектов, направленных на поддержку наиболее перспективных академических коллективов.

Постсоветские трансформации по-разному сказались на развитии отраслевых вузов, многие из которых утратили связь с профильными ведомствами и их серьезную поддержку. В итоге эволюционный сценарий развития сети организаций высшего образования привел к увеличению разрыва между вузами. Этот разрыв в значительной степени имеет региональный характер и усиливается неравномерностью социально-экономических условий в регионах, что увеличивает долгосрочные риски для устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Следствием расслоения системы высшего образования также являются усиливающиеся однонаправленные перемещения талантливых абитуриентов в несколько регионов. В настоящее время только в 16 регионах наблюдается положительное сальдо миграции среди молодых людей̆ в возрасте 17-19 лет. В остальных происходит отток молодых людей, составляющий в среднем от 2 до 5% от всего населения в этом возрасте.

Дополнительным фактором, усиливающим расслоение, является существующая система распределения бюджетных мест. Существующая система формирует региональный дисбаланс и в количестве предоставляемых бюджетных мест по направлениям обучения (технические, гуманитарные). В результате в отдельных регионах доля бюджетных мест в области общественно-гуманитарных наук доходит до 45-50%, а в других остается на уровне 10-15%. Зачастую регионы остаются практически без КЦП по актуальным для них направлениям.

Продолжающаяся эпидемия коронавируса приводит к риску снижения доступности качественного образования в первую очередь в регионах России. Прогнозы роста безработицы и уменьшения реальных доходов населения разнятся в зависимости от развития эпидемиологической ситуации, однако можно с уверенностью ожидать снижения спроса на образование, вызванного падением доходов у семей потенциальных абитуриентов, особенно уязвимых групп населения. Дополнительное падение будет вызвано и антикризисными программами предприятий по сокращению расходов, прежде всего на подготовку кадров и НИОКР. В результате потеря внебюджетных доходов значительно осложнит ситуацию в большинстве высших учебных заведений, однако наиболее болезненно это может быть для небольших региональных вузов, не имеющих значительного объема бюджетных средств на выполнение государственного задания.

Стоит отметить, что определенные шаги по преодолению разрывов уже предпринимаются.

Обеспечение доступности высшего образования

В целях повышения доступности высшего образования постановлением Правительства РФ от 19 июня 2020 года №889 были утверждены особенности распределения дополнительных контрольных цифр приема в вузы в 2020 году. В результате:

– Увеличена доля регионов при распределении бюджетных мест по программам бакалавриата и специалитета с 75,7% до 76,5%.

– На 2020-2021 учебный год дополнительно установлено 11,4 тыс. бюджетных мест.

– Всего по программам бакалавриата и специалитета установлено 392,2 тыс. бюджетных мест, что позволило обеспечить доступность высшего образования для выпускников школ 2020 года на уровне 57%.

– На 2021-2022 учебный год дополнительно выделено 33,7 тыс. бюджетных мест по программам очного бакалавриата и специалитета.

В 2020 году продолжена реализация механизма целевого обучения. Были внесены изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие целевое обучение. Федеральные государственные органы получили право по согласованию с правительством детализировать квоту приема на целевое обучение с указанием заказчиков; установлена норма возмещения расходов федерального бюджета при нарушении организацией-заказчиком обязательства по трудоустройству выпускника.

Всего по квоте в 2020 году было зачислено 50373 человека (из них за счет средств федерального бюджета – 48772).

Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2020 года №1256 внесены изменения в Правила предоставления государственной поддержки образовательного кредитования:

– снижена ставка по таким кредитам для заемщиков до 3% годовых;

– льготный период, когда не нужно платить по основному долгу, увеличен с 3 до 9 месяцев после завершения обучения;

– фиксированная процентная ставка установлена сроком до 15 лет.

Общее число образовательных кредитов с государственной поддержкой, выданных в период с июля 2009 по декабрь 2020 года, составило 23646, в том числе в 2020 году выдано 12887 образовательных кредитов.

Программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030»

13 мая 2021 года Правительство РФ утвердило самую масштабную в истории страны программу поддержки и развития российских университетов «Приоритет-2030».

Цель программы – сформировать широкую группу университетов, которые станут лидерами в создании нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу.

Университеты, ставшие участниками программы, будут вырабатывать и распространять лучшие практики научно-исследовательской, инновационной и образовательной деятельности, повысят привлекательность жизни и работы в регионах России.

Фокус внимания будет направлен на поддержку программ развития региональных вузов, чтобы дать возможность развиваться тем, кто ранее не участвовал в государственных программах. Ожидается, что за счет реализации программы сократится разрыв между вузами и появятся возможности для их трансформации в университеты мирового уровня. Каждому университету-участнику ежегодно будет предоставляться базовый грант в размере 100 млн рублей на проекты по социально-экономическому развитию региона. Кроме того, предусмотрены специальные гранты для развития исследовательского, территориального и отраслевого лидерства.

По итогам конкурсного отбора в программу «Приоритет-2030» вошли 106 университетов из всех федеральных округов. Только 28 университетов находятся в Москве, 11 – в Санкт-Петербурге. Еще 67 вузов распределены по 47 городам России. Базовую часть гранта в размере 100 млн рублей получит каждый из 106 университетов, отобранных в программу.

По итогам дополнительного отбора получателями специальной части гранта стали 46 университетов из 22 субъектов РФ. По треку «Исследовательское лидерство» грантовую поддержку получат 18 университетов (доля региональных – 39%). По треку «Территориальное и (или) отраслевое лидерство» – 28 университетов (доля региональных – 75%).

Предусматривается ежегодная ротация участников по итогам публичной защиты отчетов о реализации университетских программ развития.

«Приоритет-2030» сможет создать стимулы для формирования консорциумов вузов с другими университетами, научными организациями, а также с предприятиями реального сектора экономики и социальной сферы.

Для реализации программы «Приоритет-2030» необходимо расширять полномочия регионов в сфере высшего образования. В июне 2021 года Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с предлагаемыми изменениями регионы наделяются правом напрямую финансировать программы развития вузов независимо от ведомственной принадлежности, а также участвовать в формировании их учебной, производственной и социальной инфраструктуры. Кроме того, при наличии ресурсов субъекты РФ смогут поддерживать научные исследования и экспериментальные разработки, которые проводятся в вузах и научных организациях. Это повысит эффективность взаимодействия регионов с федеральными учреждениями при реализации совместных проектов.

Стипендиальное обеспечение

В соответствии с ежегодным мониторингом стипендиального обеспечения, в котором приняли участие 448 вузов и 243 научные организации, средняя государственная академическая стипендия в 2020 году составила 3221 рубль, в повышенном размере – 9412 рублей, средняя государственная социальная стипендия – 3590 рублей.

Минимальный размер суммы государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии в повышенном размере студентам первого и второго курсов – 11776 рублей, размер материальной поддержки – 6508 рублей. При этом обучающиеся имеют право получать одновременно все приведенные виды стипендий и материальной поддержки.

В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» предусмотрена индексация стипендиального фонда с 1 сентября 2021 года на 3,7%.

  1. Основные тенденции и направления реализации государственной политики в системе среднего профессионального образования

Решение ключевых задач в сфере СПО в настоящее время осуществляется в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование». Основные направления модернизации СПО обозначены в докладе Правительства РФ Федеральному Собранию о реализации государственной политики в сфере образования:

– совершенствование материально-технической базы образовательных организаций через грантовую поддержку, оказываемую на федеральном уровне на условиях софинансирования субъектами РФ и социальными партнерами;

– развитие кадрового потенциала, в том числе через единую федеральную систему повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, привлечение специалистов-практиков в рамках системы наставничества;

– актуализация содержания профессионального образования (обновление ФГОС СПО, внедрение механизма демонстрационного экзамена как основной формы промежуточной и итоговой аттестации по всем укрупненным группам профессий и специальностей, за исключением профессий и специальностей культуры и здравоохранения);

– создание региональных систем непрерывного профессионального образования населения на базе объединенных ресурсов профессиональных образовательных организаций: в каждом субъекте РФ по единой федеральной модели создаются центры опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), работающие по принципу «одного окна» для всех категорий граждан;

– внедрение в отечественное профессиональное образование лучших мировых практик, установление высоких международных стандартов в качестве ориентира уровня профессиональных компетенций выпускников СПО через участие в международном соревновательном движении WorldSkills.

В 2020 году доля обучающихся, прошедших аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена, составила 7,53%, а доля организаций, итоговая аттестация в которых проводится в форме демонстрационного экзамена, – 21,96%. Всего по итогам 2020 года демонстрационный экзамен сдали 6362 обучающихся из 1496 образовательных организаций в 85 субъектах РФ.

В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» проводятся всероссийские чемпионаты профессионального мастерства по стандартам WorldSkills по следующим направлениям:

– чемпионаты профессионального мастерства между студентами СПО в возрасте до 22 лет. Раз в год победители региональных первенств соревнуются в финале Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Из победителей формируется расширенный состав национальной сборной России для участия в мировом чемпионате WorldSkills;

– корпоративные чемпионаты на производственных площадках крупнейших российских компаний, в которых принимают участие молодые рабочие в возрасте от 16 до 28 лет. Победители представляют свою корпорацию на ежегодном финале WorldSkills Hi-Tech;

– соревнования по профессиональному мастерству среди школьников по компетенциям WorldSkills Juniors. Соревнования интегрированы в чемпионатную сетку WorldSkills и проходят одновременно на одной площадке с соревнованиями основной возрастной группы;

– соревнования по перспективным профессиям будущего – Future Skills. Соревнования проводятся по малораспространенным, но перспективным компетенциям, которые пока не стандартизированы.

Федеральным проектом «Молодые профессионалы» предусмотрено формирование до 31 декабря 2024 года сети из 100 центров опережающей профессиональной подготовки и 5000 мастерских, оснащенных современным оборудованием.

По итогам двух лет грантовой поддержки (2019-2020 годы) в организациях СПО создано более 1500 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций. В соответствии с конкурсным отбором на 2021 год грантополучателями признаны 168 образовательных организаций из 70 субъектов Российской Федерации. Запланировано создание 700 мастерских по 109 компетенциям.

[1]    На основании данных форм №ВПО-1.

[2]    На основании данных форм ФСН №85-К, №СПО-1, №ВПО-1.

[3]    Опубликован 8 июня 2021 года на сайте Правительства РФ (government.ru).

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте