Продолжение. Начало в «МП» №35-38, 40
О применении постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. №247 в части порядка и сроков принятия нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения трудовых прав и профессиональных интересов работников образовательных организаций
31 июля 2020 года принят Федеральный закон №247‑ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», который был разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации, а также соответствующих мероприятий Правительства РФ по реализации механизма «регуляторной гильотины».
«Регуляторная гильотина» представляет собой крупную реформу нормативно-правовой базы, направленную на устранение барьеров работы бизнеса и снижение количества проверок.
Целью «регуляторной гильотины» является переработка и пересмотр нормативно-правовой регулятивной документации; устранение неэффективных, устаревших и избыточных требований; отмена советских законов; построение новой системы требований по риск-ориентированному подходу; детализация работы контрольно-надзорной деятельности.
Статьей 2 Федерального закона №247-ФЗ определено правовое регулирование установления обязательных требований.
Так, частью 3 статьи 2 определено, что в случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Частью 5 статьи 2 определено, что порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определяется указанными нормативными правовыми актами на основании Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом определенных настоящим Федеральным законом принципов установления и оценки применения обязательных требований.
Обращает на себя внимание статья 3 «Действие обязательных требований».
В соответствии с частью первой указанной статьи положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом, указом Президента РФ или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований.
Согласно части 4 статьи 3 нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства РФ.
Федеральный закон №247-ФЗ стал основанием для принятия постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. №2467, которое в том числе затрагивает трудовые права и интересы работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Данным постановлением утвержден Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее – Перечень).
Постановление вступило в силу с 1 января 2021 года.
Пунктом 3 постановления установлено, что при необходимости изменения после 1 января 2021 г. включенного в Перечень нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти такой нормативный правовой акт признается утратившим силу, а федеральный орган исполнительной власти принимает новый нормативный правовой акт в соответствии с положениями Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Это означает, что если нормативные правовые акты Правительства РФ или федеральных органов исполнительной власти включены в указанный перечень, то с 1 января 2021 года внесение в них каких-либо изменений не допускается, а взамен этого акта может приниматься только новый нормативный правовой акт.
В Перечень включены следующие нормативные правовые акты, связанные с регулированием трудовых прав педагогических работников и руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность:
– постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» (п. 886 Перечня);
– постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» (п. 895 Перечня);
– постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. №949 «О ежегодных отпусках научных работников, имеющих ученую степень» (п. 839 Перечня);
– постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. №101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» (п. 859 Перечня);
– постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. №197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (п. 861 Перечня);
– постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. №922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (п. 869 Перечня);
– постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. №482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников» (п. 884 Перечня);
– приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (п. 451 Перечня);
– нормативные правовые акты уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и его разделов (статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации) (п. 827 Перечня);
– приказы уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об утверждении профессиональных квалификационных групп работников (статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации) (п. 829 Перечня);
– приказы уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об особенностях режима труда и отдыха отдельных категорий работников (статья 100 Трудового кодекса Российской Федерации) (п. 831 Перечня);
– приказы уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по вопросам оплаты труда (постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней службы, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений») (п. 832 Перечня);
– приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об утверждении профессиональных стандартов (п. 834 Перечня);
– приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (п. 940 Перечня);
– приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (п. 951 Перечня);
– приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 мая 2015 г. №538 «Об утверждении Порядка проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников» (п. 946 Перечня);
– приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2015 г. №749 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу» (п. 948 Перечня);
– приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. №937 «Об утверждении перечня должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядка проведения указанного конкурса» (п. 949 Перечня);
– приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2016 г. №644 «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года» (п. 952 Перечня).
В настоящее время Минпросвещения России и Минобрнауки России совместно с Общероссийским Профсоюзом образования приступили к разработке новых проектов приказов взамен приказа Минобрнауки России 22 декабря 2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
Учитывая, что с положениями указанного выше приказа непосредственно связаны положения приказа Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», взамен него также предполагается разработать новые нормативные правовые акты.
До принятия новых нормативных правовых актов по указанным вопросам и вступления их в силу приказы Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. №1601 и от 11 мая 2016 г. №536 действуют в полном объеме. Вступление в силу новых нормативных правовых актов планируется не ранее 1 сентября 2022 года.
В Перечень также включен приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 года №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Из этого следует, что внесение в указанный приказ каких-либо изменений будет невозможным, в том числе связанных с продлением в случае угрозы распространения COVID-19 сроков действия квалификационных категорий педагогических работников.
Как известно, приказом Минпросвещения России от 11.12.2020 №713 «Об особенностях аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» действие квалификационных категорий до 31 декабря 2021 года продлено только педагогическим работникам, у которых срок их действия истекает не позднее 31 сентября 2021 года.
В отношении педагогических работников, у которых срок действия квалификационных категорий истекает, начиная с 1 октября 2021 года, возможно принимать только решения о сохранении уровня оплаты их труда, руководствуясь письмом Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования от 27 января 2021 г. №ВБ-90/08/27, а также пунктом 5.10.4 Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021-2023 годы.
О мерах социальной поддержки педагогических работников, установленных в субъектах Российской Федерации в 2020 году
Общероссийский Профсоюз образования в соответствии с планом работы на первое полугодие 2021 года провел ежегодный мониторинг предоставления мер социальной поддержки педагогических работников образовательных организаций, установленных в субъектах РФ в 2020 году.
В мониторинге приняли участие 76 региональных (межрегиональных) организаций профсоюза, предоставивших информацию по 79 субъектам РФ.
Не представили информацию региональные организации Республики Карелия, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Москвы[1], Ненецкого и Чукотского автономных округов.
- Меры социальной поддержки молодых специалистов образовательных организаций
Меры социальной поддержки молодых специалистов в 2020 году в различных формах были предусмотрены во всех субъектах РФ, предоставивших информацию, кроме Республики Тыва.
Единовременные денежные выплаты молодым специалистам, впервые устраивающимся на работу в образовательные организации, предоставлялись в 57 субъектах РФ, в том числе:
– в 34 субъектах РФ данные выплаты предоставлялись во всех муниципальных образованиях в рамках единой региональной политики;
– в 23 субъектах РФ – в отдельных муниципальных образованиях;
– в 18 субъектах РФ наряду с региональными выплатами некоторые муниципалитеты назначили свои единовременные выплаты молодым специалистам, впервые устраивающимся на работу в образовательные организации;
– в 36 субъектах РФ единовременная денежная выплата производилась молодым специалистам, прибывшим на работу в образовательные учреждения, расположенные в сельской местности.
В 22 субъектах РФ единовременная денежная выплата молодым специалистам в 2020 году не производилась.
Ежегодные денежные выплаты молодым специалистам (как правило, в течение первых трех лет работы после окончания образовательных организаций профессионального образования) предоставлялись в 25 субъектах РФ, в том числе в 12 субъектах РФ – молодым специалистам, прибывшим на работу в образовательные учреждения сельской местности.
В 12 субъектах РФ такие выплаты осуществлялись во всех муниципальных образованиях в рамках единой региональной политики, в 13 субъектах РФ – в отдельных муниципальных образованиях.
В 54 субъектах РФ однократные денежные выплаты молодым специалистам не предоставлялись.
Ежемесячная надбавка (доплата) к должностному окладу (ставке заработной платы) молодым специалистам, работающим в образовательных организациях, выплачивается в 77 субъектах РФ в течение первых трех лет с момента трудоустройства, из них:
– в 64 субъектах РФ данные выплаты осуществлялись во всех муниципальных образованиях в рамках единой региональной политики;
– в 13 субъектах РФ – в отдельных муниципальных образованиях.
– в 20 субъектах РФ некоторые муниципальные образования наряду с региональными выплатами назначили свои ежемесячные выплаты молодым специалистам.
В 2 субъектах РФ (Республике Тыва и Камчатском крае) ежемесячная надбавка (доплата) к должностному окладу (ставке заработной платы) молодым специалистам в 2020 году не выплачивалась.
Ежемесячная надбавка (доплата) к должностному окладу наставникам молодых специалистов установлена в 46 субъектах РФ.
Вышеуказанная надбавка (доплата) предусмотрена региональными отраслевыми соглашениями, коллективными договорами, локальными актами образовательных организаций и выплачивается в основном из стимулирующей части ФОТ.
В большинстве субъектов РФ осуществлялась поддержка молодых специалистов и студентов педагогических специальностей в таких формах, как:
– призы, сертификаты и выплаты (в том числе из средств профсоюза) победителям конкурсов профессионального мастерства для молодых специалистов – «Педагогический дебют», «Педагогические горизонты», «Педагогический серфинг», «Фестиваль методических идей молодых педагогов», «Молодой педагог. Открытие» и др.;
– назначение и выплата дополнительных стипендий студентам педагогических специальностей, а также студентам, заключившим договор о целевом обучении и последующем трудоустройстве в образовательные организации;
– предоставление грантов молодым специалистам, принятым на должность педагогического работника в муниципальные и государственные общеобразовательные организации, в том числе на селе;
– проведение форумов, профсоюзных педагогических школ для молодых педагогов;
– финансирование организациями профсоюза мероприятий советов молодых педагогов.
– учреждение нагрудного знака для молодых педагогов «Надежда Якутии» (приказ Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 16.03.2017 №01-/09-350).
- Меры социальной поддержки работников дошкольных образовательных организаций в 2020 году применялись в 59 субъектах РФ:
– в 43 субъектах РФ для работников дошкольных образовательных организаций предусмотрено снижение платы за содержание их детей в дошкольных учреждениях;
– в 12 субъектах РФ (Брянской, Владимирской, Ивановской, Московской, Рязанской, Вологодской, Нижегородской, Челябинской, Тюменской, Омской областях, республиках Кабардино-Балкария, Башкортостан) в ряде муниципальных образований предоставлялась компенсация оплаты питания для работников дошкольных образовательных организаций в соответствии с положениями, закрепленными в территориальных соглашениях, коллективных договорах и локальных актах образовательных организаций;
– в 38 субъектах РФ, как правило, в отдельных муниципальных образованиях установлено право на первоочередной прием в дошкольные организации детей работников ДОУ;
– в большинстве субъектов РФ педагоги дошкольных образовательных организаций получают премии и призы за участие в конкурсах профессионального мастерства.
Меры социальной поддержки работников дошкольных образовательных организаций в 2020 году не применялись в 20 субъектах РФ.
- Меры социальной поддержки педагогических работников, уходящих на пенсию по возрасту либо уже находящихся на пенсии, применялись в 2020 году в 69 субъектах РФ.
В 56 субъектах РФ осуществлялись единовременные денежные выплаты педагогическим работникам, получившим право выхода на пенсию (указанная мера социальной поддержки закреплена в региональных, территориальных отраслевых соглашениях, коллективных договорах образовательных организаций в 23 субъектах РФ).
По информации региональных (межрегиональных) организаций профсоюза, в 21 из 56 субъектов РФ наряду с выделением бюджетных ассигнований на единовременные денежные выплаты таким педагогическим работникам осуществлялись выплаты из профсоюзного бюджета.
В 11 субъектах РФ осуществлялись ежемесячные доплаты к пенсиям неработающих пенсионеров, из них:
– в 3 субъектах РФ (Брянской, Псковской областях и Пермском крае) выплаты производились вышедшим на пенсию педагогическим работникам, имеющим стаж в должности руководителей государственных и (или) муниципальных образовательных организаций от 15 до 20 лет;
– в 5 субъектах РФ (Калужской, Кировской, Тюменской, Томской областях, Республике Мордовия) предоставлялась ежемесячная социальная выплата работникам образовательных организаций, вышедшим на пенсию, удостоенным почетных званий «Народный учитель», «Заслуженный учитель», «Отличник просвещения» и пр.; в Вологодской области – за звание «Ветеран труда», в Республике Калмыкия – за звание «Ветеран труда Калмыкии»;
– в Московской области в соответствии с Положением о профессиональной системе негосударственного пенсионного обеспечения доплатой к пенсиям обеспечиваются ушедшие на пенсию с должностей освобожденных выборных работников областной организации профсоюза.
В 37 субъектах РФ осуществлялась полная или частичная компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление пенсионеров из региональных и (или) муниципальных бюджетов, в том числе в 33 субъектах РФ средства на эти цели предоставлялись также из профсоюзного бюджета.
В 58 субъектах РФ пенсионерам оказывалась материальная помощь к праздникам, юбилейным датам и по другим основаниям, из них в 45 субъектах РФ средства на материальную помощь предоставлялись также из профсоюзного бюджета.
Меры социальной поддержки педагогических работников, уходящих на пенсию по возрасту (в том числе досрочную), не установлены в 10 субъектах РФ: в Липецкой, Самарской, Иркутской областях, в республиках Чеченской, Карачаево-Черкесия, Адыгея, Саха (Якутия), Алтай и Тыва, Камчатском крае.
- Меры социальной поддержки по организации санаторно-курортного лечения и оздоровления работников образовательных организаций применялись в 2020 году в 71 субъекте РФ:
– в 68 субъектах РФ в 2020 году осуществлялась полная или частичная компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников образования, в том числе в 59 субъектах РФ средства на эти цели предоставлялись из профсоюзного бюджета наряду с выделением бюджетных ассигнований;
– в 47 субъектах РФ осуществлялась полная или частичная компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, оздоровление и летний отдых детей работников образования, в том числе в 25 субъектах РФ наряду с выделением бюджетных ассигнований на эти цели предоставлялись средства из профсоюзного бюджета;
– в 28 субъектах РФ осуществлялась полная или частичная компенсация стоимости проезда работников образования к месту лечения и отдыха, в 17 из них данные выплаты осуществлялись за счет средств профсоюзных организаций;
– в 64 субъектах РФ предоставлялась материальная помощь на лечение и оплату стоимости операций работникам образования, инфицированным COVID-19, в том числе в 56 субъектах РФ – из профсоюзного бюджета;
– в 49 субъектах РФ за счет средств профсоюзных организаций осуществлялось финансирование спортивно-оздоровительных мероприятий (туристские слеты, туры выходного дня, полная или частичная компенсация стоимости абонементов в тренажерные залы, фитнес-центры, бассейны и т. п.);
– в 6 субъектах РФ (Курской, Пензенской, Ростовской областях, республиках Адыгея, Крым и Алтайском крае) утверждены и реализованы программы оздоровления членов профсоюза, в Иркутской области был проведен ледовый переход через озеро Байкал – «Встреча с Байкалом»-2020.
Меры социальной поддержки по организации санаторно-курортного лечения и оздоровления работников образовательных организаций в 2020 году не осуществлялись в 8 субъектах РФ: республиках Дагестан, Карачаево-Черкесской, Чеченской, Тыва, Камчатском крае, Смоленской, Кемеровской, Магаданской областях.
- Меры по улучшению жилищных условий работников образования
По данным мониторинга, мероприятия по улучшению жилищных условий работников образования осуществлялись в 46 субъектах РФ через различные региональные и (или) муниципальные целевые программы, в том числе в 28 субъектах РФ в рамках программ по улучшению жилищных условий для молодых учителей, молодых семей.
В 31 субъекте РФ работникам образования, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставлялись служебные квартиры (при наличии жилищного фонда) на условиях социального найма на период работы в образовательной организации, в том числе в 20 субъектах РФ – молодым специалистам.
В 32 регионах предоставлялись комнаты в общежитии, в том числе в 26 субъектах РФ – молодым специалистам.
В 31 субъекте РФ работникам образования осуществлялась полная или частичная компенсация стоимости коммерческого найма жилого помещения, в том числе в 28 субъектах РФ – для молодых специалистов.
В 25 субъектах РФ в отдельных муниципальных образованиях работникам образования под строительство жилья выделялись земельные участки либо по льготной стоимости, либо на бесплатной основе, в 13 из них – молодым специалистам.
- Инновационные формы социальной поддержки работников образования – членов профсоюза применялись в 2020 году в 58 субъектах РФ:
– в 32 субъектах РФ в рамках реализации программы дополнительного пенсионного обеспечения работников образования через АО НПФ «САФМАР»;
– в 18 субъектах РФ осуществлялось дополнительное медицинское страхование работников;
– в 47 субъектах РФ заключались договоры и соглашения с предприятиями сферы торговли и услуг на предоставление скидок для членов профсоюза.
- Меры социальной поддержки педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности
По сведениям региональных (межрегиональных) организаций профсоюза:
– в 59 субъектах РФ работникам образовательных организаций производили в 2020 году выплаты за работу в сельской местности; указанная мера социальной поддержки закреплена в отраслевых соглашениях, заключенных на региональном уровне, в 10 субъектах РФ (Воронежской, Ивановской, Курской, Астраханской, Кировской, Оренбургской, Свердловской областях, Ставропольском, Краснодарском краях, Республике Башкортостан);
– в 14 субъектах РФ работникам образовательных организаций, проживающим в городах и районных центрах, а работающим в сельских образовательных организациях, производилась полная или частичная компенсация проезда к месту работы и обратно (в Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Курской, Московской, Орловской, Тверской, Ярославской, Ленинградской, Новосибирской областях, Пермском крае и Республике Крым), в том числе в Брянской области и Республике Крым указанная мера закреплена в региональном отраслевом соглашении;
– в Пермском крае в 2019-2020 годах приобретено 62 автомобиля для организации подвоза учителей в отдаленные населенные пункты;
– в 77 субъектах РФ педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, выплачивалась компенсация на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в том числе в 13 субъектах РФ данную выплату производили педагогическим работникам, вышедшим на пенсию (в Брянской, Калужской, Липецкой, Орловской, Мурманской, Новгородской, Астраханской областях, республиках Марий Эл, Алтай, Краснодарском, Алтайском, Красноярском и Хабаровском краях);
– в 42 субъектах РФ в 2020 году выплачивалась единовременная компенсационная выплата учителям, прошедшим конкурсный отбор и прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты по программе «Земский учитель».
[1] По информации Московской городской организации профсоюза, большинство позиций, запрашиваемых в мониторинге, относятся к компетенции работодателя и устанавливаются в коллективном договоре и в соответствующих локальных нормативных актах, поэтому заполнение таблицы в предложенном формате не представляется возможным.
Продолжение следует
Комментарии