search
main
0

Оценки

Школа нуждается в многообразии и свободном творчестве

Продолжение. Начало в №41, 43, 45, 47-51

 

Перевоспитание

Перевоспитание есть осложненная форма воспитания. Следы упущений в воспитании начинают проявляться с семи-восьми и далее лет, когда ребенок, подросток, юноша преднамеренно или непреднамеренно начинает проявлять вредный для других и для себя характер: грубит, хамит, оскорбляет, причиняет зло, курит, употребляет наркотики, алкоголь, скандалит, издевается над другими, врет, крадет, насилует, совершает криминальные поступки.

Правонарушения и жестокость среди детей и подростков в нынешнем мире являются одной из сложных проблем для общества. Необходимость перевоспитания части детей есть следствие многих причин и обстоятельств, в том числе одна из главных причин – это авторитарный подход к детям, непонимание их психологии.

Недовольные своими взрослыми (родителями, учителями, воспитателями) дети и подростки или легко попадают в асоциальную среду (в дурные компании), или сами создают такие сообщества и начинают вовлекать других.
Можно различить несколько уровней сложности перевоспитания.

Первый уровень – ранняя стадия отклонения от того, что считается нормой. Второй – запущенность воспитательного влияния. Третий – грубые нарушения в поступках, активное участие в асоциальных группах. Четвертый – криминальные поступки, необходимость изолирования от социума.

В первых трех случаях перевоспитание, то есть возвращение воспитанника к нормальному образу жизни, ведется внутри того же социума, к которому он уже привязан (семья и школа). В последнем же случае подросток изолируется от социума, отправляется в детскую исправительную колонию.

В перевоспитании должен быть применен соответствующий воспитательный процесс. Но недопустимо перевоспитывать силовыми способами, при которых воспитанники чувствуют безжалостность взрослых, принуждение, унижение, грубость.

Перевоспитание с помощью усугубленного авторитаризма задерживает этот процесс, вселяет в воспитанников недоверие и страх и часто заканчивается неудачей.

Более успешным может быть только воспитательный процесс, основанный на психологии согласия, педагогика согласно принципу «Люблю неправых в жизни исцелять любовью». Для такого успешного воспитания кроме владения педагогическим искусством воспитателю понадобится владение творящим терпением.

Стандарты «образования»

За последние два десятилетия слово «стандарты» и связанные с ним по смыслу понятия «единый государственный экзамен» (ЕГЭ), «тесты» и «тестирование» не дают покоя чиновникам от образования, методистам, учителям, ученикам, родителям и целому обществу. Эти слова со своими смыслами ворвались в школьную действительность как ее спасатели, но, по сути, оказались инородными телами в организме.

Слово «стандарт» в отношении действительного образования – опасное понятие. Стандарт означает типовой образец, которому должно удовлетворять что-либо по размеру, форме, качеству. Стандарт не заключает в себе ничего оригинального, своеобразного, он есть шаблон, трафарет. Он не совмещается с пониманием творчества. Не дружит с понятиями «гипотеза», «допущение», «новизна».

И вот какая выстраивается цепочка в современном образовании: стандарты образования, стандартные программы, стандартные учебники, стандартные уроки, стандарты (стандартные) учителя. И все это в педагогическом процессе, длительность которого 10‑11‑12 лет.

Естественно, этот процесс тоже превращается в сплошной стандарт. Какого же мы получим молодого человека как продукт этого процесса? Получим стандартизированное поколение, подогнанное к единым государственным экзаменам.

«Мне не нужны необычные учителя», – заявляет некий министр просвещения. Тогда какой же нужен учитель властям – стандартный? В таком случае мы должны прекратить разговор и обман, что образовательный процесс нацелен на воспитание и развитие личности школьника, ибо при стандартизированном учителе и в таком же образовательном процессе невозможно воспитывать личность, которая должна жить и творить новую, нестандартную жизнь. Слово «стандарт» и все, что с ним связано, надо убрать из целевых педагогических понятий.

Созвездие педагогических понятий

Качество нашего педагогического сознания зависит от понимания смысла понятий, которые направляют нашу деятельность и на основе которых мы ведем ее оценку. Если понятия поняты неправильно и если в них вместо истины хранятся скудный опыт и неправильные обобщения, то, разумеется, исказятся и деятельность человека, его творчество, его поиск. «Утрата истинных значений понятий много способствовала современному одичанию. Как песок – сыплют люди жемчуг. Право, пора заменить многие определения», – сказано это в учении Живой Этики.

Это произошло со многими понятиями из разных сфер и деятельности человека, в том числе и с педагогическими. Возьмем основную группу понятий и посмотрим сперва, как они истолковываются в ведущих современных словарях и людьми, которые имеют к ним отношение.

Школа – учебно-воспитательное заведение. Это здание, где создаются материальные условия для ведения обучающих процессов. В школе специальное оборудование, кабинеты, оснащенные техникой и дидактическими материалами, мастерские, спортивные залы и сооружения и много чего другого, что соответствует так называемым образовательным стандартам и намерениям руководителей образования.

Учитель – преподаватель, тот, кто учит, предметник. Педагогическая профессия и должность в системе общего и профессионально-технического образования.
Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса.
Воспитание – целенаправленное формирование личности для подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями, воспитание – это социализация личности.
Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретенных знаний, умений и навыков, целостных установок. Образование – то же самое, что обучение, просвещение.
Гуманность – гуманный – проникнутый вниманием и любовью к человеку, уважением к человеческой личности.
Ребенок – мальчик или девочка в раннем, до отрочества, возрасте.
Дети – мальчики и девочки в раннем, до отрочества, возрасте.

Эти понятия с такими половинчатыми материалистическими смыслами дают педагогическому сознанию свое направление поиска и созидания внешнего, образовательного, мира. И каким это направление будет? Конечно, авторитарным, что в действительности и получилось.

Учитель, в сознании и деятельности которого эти смыслы засели прочно, всякую идею о гуманном подходе примет настороженно, а то и агрессивно. И так как массовую практику учителя, воспитатели и родители творят на этой понятийной основе (и это длится столетиями), то перед нами открывается печальная картина мощной авторитарной педагогической практики и соответствующей теории. Эта теория и практика не допускают в себе педагогическую классику с ее обновляющими идеями, борются со всяким новаторством в образовании, если оно исходит не из их установок.

Четвертое – духовное – измерение раскрывает то же самое созвездие педагогических понятий с точки зрения их первоначальных смыслов.

Школа – «русское слово «школа» восходит к латинскому «скале» – «лестница». И человек, знающий древнюю христианскую культуру, конечно, понимает, что речь идет прежде всего о лестнице духовного восхождения человека» (Патриарх Московский и всея Руси Алексий II).

Где находится эта чудная лестница для духовного восхождения растущего человека? Она в учителе, он есть носитель лестницы, ученик через учителя и с его помощью подымается вверх по ступеням своего духовно-нравственного и познавательного роста.

Учитель – от санскритского «душа», дарящая свет, мудрость, то есть самые высшие духовно-нравственные ценности и знания. Этим словом обращались к Христу, Будде, Моисею, Мухаммеду, Конфуцию, Лао-цзы. В этом смысле слово «учитель» в своей значимости является вторым после слова Бог.

Урок есть портал под названием «глаголь», он старается возвратить словам современного русского языка их изначальные смыслы. Там есть попытка раскрыть смысл слова «урок»: «Сочетание древних корнесловных образов породило первоначальное представление о том, что называется словом «урок»: «успешное завершение переговоров, уговор, окончательное соглашение».

Согласие, соглашение, взаимопонимание действительно должны составлять смысл урока. Я осмелился тоже приложить свое свободное воображение к выявлению сути урока, прибегнув к санскритским истокам. Слово «урок» состоит из двух частей: «у» и «рок». «У» я считаю сокращенным носителем смысла слова «ура», что есть пространственный огонь, свет. Свет вмещает в себя самые высшие смыслы – духовность, нрав, живые знания, мудрость, смысл жизни.

Вторая часть слова «урок» – это «рок». Рок есть составная часть судьбы, это неожиданные удары судьбы, которые наверняка будут в жизни каждого человека. И я воображаю картину: ученик стоит перед учителем, смотрит в глаза и просит (без слов, сердцем, мысленно, подсознательно): «Учитель мой, наполняй меня Светом Высшим, который в тебе, чтобы я выстоял перед ударами судьбы, ждущими меня в жизни, и научи, как мне победить их, чтобы я вышел из них более сильным духом и мудрым опытом».

Учитель есть душа, даритель света, а ученик – душа, ищущая свет. Встреча учителя и ученика рождает чудную жемчужину общения, которая называется уроком. Урок есть самая возвышенная форма жизни, а не подготовка молодого поколения к жизни.

«Воспитание», «воспитать» заимствованы из старославянского языка, где они образованы от «питать» – «воспитывать», «кормить». «Вос-» при добавлении к глаголам образует глаголы со значением направления действия вверх.

Шалва АМОНАШВИЛИ

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте