search
main
0

Оценки

Школа нуждается в многообразии и свободном творчестве

Продолжение. Начало в №41, 43, 45, 47, 48, 49

 

В общем, чаша с дарами Бога полна лучшими семенами нашей человечности. Если все они в нас раскроются, то исполнится завет Иисуса Христа: «Будьте совершенный, как совершенен Отец ваш Небесный». Образ Творца, который в нас, нуждается в раскрытии через эти семена.

Образованным может называться только тот, в ком раскрылась хотя бы какая-то часть этих даров, а не тот, кто через какие-то курсы (школьные, университетские) получил знания в какой-то сфере и ему выдали так называемый аттестат или диплом о среднем или высшем образовании. Конечно, эти бумаги и всякие научные степени и звания тоже ни слова не говорят об образованности их владельцев.

Образован тот, в ком в какой-то степени открылся образ Творца: чисто мыслит, стремится к творению красоты, творит общее благо, любит без условностей, живет по совести, устремлен к познанию, занят самоусовершенствованием, имеет смысл жизни, владеет волей, выстраивает благие цели… Образован тот, в ком культура и нравственность, в ком вера и понимание духовности. Такое личностное состояние не требует дипломов или академических званий, ибо образованными или необразованными могут быть и простые труженики, и академики.

Ян Амос Коменский – образованный человек

«Природным дарованием для нас является то, благодаря чему мы представляем собою образ Божий, то есть маленьких Богов, оставаясь тем не менее людьми…

Хочешь ли узнать хорошо образованного (bene cultus) человека? Наблюдай за его действиями и движениями, за его речью и даже молчанием, за его походкой, посадкой, осанкой, глазами, руками и за всем, относящимся к нему: всюду будет просвечивать приличие, достоинство и любезность; всюду он будет верен сам себе; во всем изощрен и аккуратен.

Хочешь познакомиться с ним в деле? Все плавно идет под его рукой, так как всякое дело поведет он разумно, по предварительном здравом обсуждении.

Хочешь слышать его речь? Он может дельно рассуждать о чем угодно, не обнаруживая ни в чем постыдного невежества. Если, напротив того, ему надо молчать, то даже самое молчание он сумеет смягчить благоразумием и приличием, чтобы и из молчания его ты мог чему-то научиться.

Если он вращается между людьми – одно удовольствие на него смотреть.
Если ему когда-либо придется жить без сообщества людей, никогда он не будет чувствовать себя одиноким, так как он полон серьезных мыслей и утешения в работе.

В жизни он так ведет себя по отношению ко всему доброму и злому, что на деле обнаруживает, что он умеет различать вещи и может распознавать полезное от бесполезного.

Идет ли все по его желанию – он не заносится, не гордится, не становится высокомерным. Впадает ли он в несчастье – он все тот же: не опускается, не падает духом, не отчаивается.

Одним словом, «кто мудр, тот приспособится ко всевозможным обычаям», говорит поэт. А мы скажем: кто мудр, тот всюду сумеет быть полезным и будет подготовлен ко всяким случайностям.

Если бы можно было показать тебе хорошо образованный целый народ, то ты увидел бы, что в нем все или, по крайней мере, большинство именно таковы, какими я очертил отдельных лиц… Образованные живут между собой мирно, исполненные света, разу­ма, благой воли и чистой совести, довольные Богом и собой и радуясь своим сокровищам».

Каждый от рождения педагог. Педагогика – общечеловеческая культура мышления

Функция воспитания – прирожденная для каждого человека, ибо каждый обязан воспроизвести род, рожать детей и воспитывать их. Мы уже от рождения обречены быть воспитателями и несем в себе зачаток педагогической мысли.

Потому каждый из нас изначально уже педагог, так что говорить «я не педагог» неправильно. Иначе как назвать те отношения, когда мама или папа дает своему ребенку наставления, корректирует его поступки, что-то объясняет? Это в прямом смысле есть педагогический процесс, в частности воспитательный.

Слова «мама», «папа», «дедушка», «бабушка», «тетя», «дядя» и тому подобные обозначают разного характера педагогические смыслы. Они существуют, потому что есть ребенок, которого нужно воспитывать, и этим заняты в первую очередь они – родные люди. Можно сказать «я не математик… я не врач… я не художник», но кем бы мы ни были, от природы мы уже есть педагоги.

Таким образом, педагогическая деятельность есть важнейшая форма жизни людей. Каждый человек в силу природного импульса вынужден думать о воспитании детей, об их будущем. На этой почве веками и тысячелетиями складывались педагогическое сознание, педагогическое мышление, сложились как национальная, так и общечеловеческая культура педагогического мышления. Мысли и опыты людей выливались в традиции, взгляды, обобщения.

Для какой-то части людей воспитание детей стало профессией, возникли школы, профессии учителя и воспитателя, родилось понятие «педагог», а также другие специфические понятия, зародились мировоззрения и классические учения. В более позднее время на эту форму общечеловеческой жизни обратила свое внимание наука.

Разумеется, организованная педагогическая мысль шагнула дальше, возникли теории, творческая практика, так называемые педагогические системы. Они разнонаправленные и разнообразные. Но бытовое педагогическое сознание развивается медленно, а продвинутые идеи с трудом прокладывают путь в воспитательной деятельности массового сообщества родителей.

На сегодняшний день мы имеем дело со следующей иерархией педагогического сознания:

– стихийное – родители не очень утруждают себя заботами о воспитании своих детей, воспитывают как попало;
– традиционное – родители (учителя в школах) воспитывают и учат детей так, как воспитывали и учили их самих, как принято в национальной среде;
– целенаправленное (идейное) – в основе лежит идея, как лучше воспитывать своих детей в семье;
– творческое (новаторское) – родители, воспитатели, учителя ищут, находят, пробуют новые, отличные от традиционного, подходы к воспитанию, обучению, развитию детей;
– научное – ученые исследуют общие закономерности образования молодого поколения;
– классическое, классические учения – отдельные мыслители, которые заслужили, чтобы народ назвал их классиками, оставляют свое целостное педагогическое учение.

Среди этих уровней педагогического сознания наивысшим является классическое. Обычно, какая бы ни была разность в педагогических взглядах, все они укладываются в двух направлениях: авторитарном или гуманном. Однако только классическое педагогическое наследие не приемлет авторитаризм, классическая педагогика по своей природе есть гуманная педагогика.

К.Д.Ушинский об искусстве воспитания

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность в уменье, то есть навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания, хотя многочисленные педагогические блуждания наши и могли бы всех убедить в этом.

Всякая практическая деятельность, стремящаяся удовлетворить высшим нравственным и вообще духовным потребностям человека, то есть тем потребностям, которые принадлежат исключительно человеку и составляют исключительные черты его природы, есть уже искусство.

В этом смысле педагогика будет, конечно, первым, высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшей из потребностей человека и человечества – их стремлению к усовершенствованиям в самой человеческой природе: не к выражению совершенства на полотне или в мраморе, но к усовершенствованию самой природы человека – его души и тела; а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек.

Мы сохраняем твердое убеждение, что великое искусство воспитания едва только начинается, что мы стоим еще в преддверии этого искусства и не вошли в самый храм его и что до сих пор люди не обратили на воспитание того внимания, какого оно заслуживает. Много ли насчитываем мы великих мыслителей и ученых, посвятивших свой гений делу воспитания? Кажется, люди думали обо всем, кроме воспитания, искали средства величия и счастья везде, кроме той области, где скорее всего их можно найти».

К.Д.Ушинский о воспитателе

«Воспитатель должен стремиться узнать человека, какой он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями.

Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своею совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно.

Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, а средства эти громадны!»

Воспитание

Понятие «воспитание» фундаментальное для педагогической теории и практики. Воспитанием занимается почти все взрослое население планеты, но истинный смысл этого процесса ясен не многим. Воспитание есть питание оси, духовного стержня в воспитуемом: ось-питание.

Чем можем мы напитывать эту опору в ребенке? Образами, в которых заключены лучшие духовно-нравственные устремления общества, ценности культуры и отношений. Образы могут быть наставническими, когда взрослые объясняют детям, как следует себя вести. Но они могут быть живыми, когда дети постоянно видят, как живут, ведут себя взрослые, о чем и как они говорят, как общаются, к чему стремятся.

Это называется методом личного примера, но лучше будет, если личный пример перерастет в образ жизни, то есть когда взрослые просто живут так.

Образы

Питание духовного стержня требует образов духовного склада: образов веры, любви, искренности, доброты, понимания, уважения, познавательного устремления, самоусовершенствования, заботы об общем благе, прощения, дружбы, преданности, служения…

Образы – это целостные смыслы и формы в виде конкретного действия, в виде картины, в виде поступка, словесного наставления, общения, в виде проявления чувств, речевых выражений и так далее.

Их человек получает в первую очередь из внешнего мира, из жизненного опыта, из общения с людьми, из деятельности. Во-вторых же, человек творит образы сам в своем внутреннем мире.

Он там живет, созидает, общается, воображает и на основе этой духовной жизни творит в себе новые конкретные образы своих возможных поступков во внешнем мире, своего возможного общения с окружающими. На основе образов сознание человека творит в себе оценки, вкусы, убеждения, воображение, выводы, решения, принципы, планы…

Образы из внешнего мира воспринимаются и сознательно, и подсознательно. Образы в духовном мире человека – это как живые существа: они объединяются, из себя творят новые образы. Чем больше в духовном мире человека добротных образов, тем больше склонен он к соответствующему поведению во внешнем мире.

В раннем детстве ребенок образы воспринимает подсознательно. Скажем, чем чаще его глаза видят что-то доброе и прекрасное, творимое взрослыми, его уши слышат что-то радостное в чутких речевых и звуковых выражениях, тем чаще весь этот поток образов в дальнейшем – то сразу, то спустя годы и десятилетия – начинает проявляться как поступки, как характер, как оценки и мировоззрение.

Большинство воспринимаемых образов в раннем детстве – это как семена, которые дадут всходы в будущем в зависимости от их созревания и сложившихся обстоятельств. Качество воспитания зависит от количества и качества воспринимаемых образов. А качество образов зависит от культуры, нрава, устремлений, поступков взрослых (родителей и близких людей, воспитателей и учителей).

Образы бывают и дурные, недостойные человеческой натуры. Потому основной причиной воспитанности или невоспитанности ребенка являются взрослые, в потоках образов которых находился ребенок в течение длительного времени.

Конечно, образами ребенка наполняют и другие источники – зрелища, книги, компьютерные игры, природа. Но качество образов таких источников зависит от заботы прямых его воспитателей.

Цели традиционного воспитания

В разных научных источниках, в словарях и энциклопедиях цели воспитания толкуются по-разному и обязательно с материалистической точки зрения. Смысл воспитания в них не выходит за грани целенаправленного влияния взрослых на ребенка.

Традиционная, то есть авторитарная, педагогика провозглашает в качестве цели всестороннее и гармоничное развитие личности, но тут же отказывается от нее, считает, что она цель идеальная и невыполнимая. Тогда что же выполнимо, к чему направлен государственно организованный образовательный процесс? Здесь мы находим полную растерянность.

При советской власти в качестве цели выдвигалась идея о воспитании строителя коммунизма, этому были подчинены содержание и процесс образования, а также деятельность школьных политизированных организаций. Но сейчас по аналогии говорить о воспитании строителя капитализма не приходится.

Разными авторами называются разные цели, и их огромное количество. В них и нравственность, и принципы демократии, и личность, и честолюбие, и гражданственность, и предпринимательство, и патриотизм, и физическое здоровье, и экономичность…

Так возникает неопределенность не только в отношении целей воспитания, но и в том, на кого возлагается само воспитание, кто, какие люди им должны заниматься. Ибо школа отошла от задачи воспитания и полностью занялась обучающим процессом. Воспитание стало проблемой семьи.

Шалва АМОНАШВИЛИ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте