search
main
0

Оценки

Школа нуждается в многообразии и свободном творчестве

Продолжение. Начало в №41, 43, 45, 47, 48

 

Как понимать цели жизни на фоне самоусовершенствования? Целей в жизни бывает много, мы их называем жизненными целями. Они обычно выстраиваются по иерархической лестнице: одни свершаем, и они остаются в прошлом, а на их основе рождаются новые и так далее. Так набираем опыт, знания, улучшаем жизнь, продвигаемся дальше.

У каждого из нас свои жизненные цели, но у всех живущих на Земле смысл жизни один. Соотношение между смыслом жизни и целями жизни заключается в том, что с помощью целей жизни каждый из нас ведет обширную деятельность и преобразовывает внешний мир, но в этой же деятельности мы преобразовываем свой внутренний, духовный, мир и совершенствуем свой дух.

Но в этом «труднейшем подвиге» трудность обнаруживается в том, что нам нужно гармонизировать свои жизненные цели со своим смыслом жизни, цели не должны противоречить устремлению духа. Даже в таких сакральных делах, как воспитание собственного ребенка или детей, мы должны следовать смыслу самоусовершенствования.

Перефразируя мысль китайского философа, у нас получится следующее высказывание: «Если я воспитываю своих детей прекрасными людьми для общества, это не потому что они должны быть прекрасными (конечно, это так и должно быть, и я сделаю все, чтобы они стали такими), а для того чтобы моя душа стала прекрасной».

В гуманном образовательном процессе родители, воспитатели, учителя, будучи сами устремлены к самоусовершенствованию, должны заботливо созидать в детях (воспитанниках, учениках) ту же устремленность, наполняя их смыслом жизни и развивая в них умение выбирать цели жизни. Надо двигать их к пониманию того, что от качества целей жизни зависит качество совершенствования духа. Цели и их творение есть причины для превращения своего алмаза в бриллиант.

Соревнование

В традиционных школах поощряется соревнование: дети соревнуются между собой, чтобы занять первые места в разных конкурсах, будь это в познании, в спорте, в игре. Дух соревнования насаждают и родители, и учителя, притом уже с раннего возраста.

В гуманном образовательном процессе никакое соревнование не культивируется, не одобряется. По поводу отрицательной природы соревнования в жизни человека в Живой Этике сказано: «Соревнование есть одно из трудных понятий.

Лишь огненное сердце понимает, сколько мер может быть положено и на светлую, и на темную сторону. Чистое понимание усовершенствования дает соревнование. Там, где дикое, необузданное сознание, там соревнование ведет к взаимному уничтожению. Зависть гнездится около соревнования. Она ведет к самым изысканным преступлениям.

Сотрудничество должно уравновешивать непонятое соревнование. Нелегко лично уловить границу разумного соревнования. Само слово «соревнование» уже опасно, в нем выражается ревность, иначе говоря, испорченная преданность. Потому, где можно, лучше заменить понятие соревнования самоусовершенствованием».

Образ и образование

В Библии сказано, что Бог сотворил человека по образу и подобию своему. Значит, в каждом человеке есть образ Творца. Что же есть образование? Оно есть процесс раскрытия в человеке образа Бога.

Потому и призывает нас Иисус Христос: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».
Образованным является не тот, кто набрал стандартизированные знания в той или иной сфере, а тот, в ком хотя бы в какой-то степени раскрылся образ Творца: безусловная любовь, чистомыслие, стремление к прекрасному, страсть к познанию мира, творение общего блага… И, конечно, кто овладел еще пониманием духа.

Самообразование есть устремленность к самоусовершенствованию. А образование – это помощь ребенку в проявлении в себе своих божественных качеств. Воспитание, то есть питание духовной оси, служит именно этому делу.

Но чем же питается духовная ось, духовная опора в растущем человеке? Питается она образами, которые растущий человек воспринимает из внешнего мира, от родителей, от учителей, от людей вообще, а дальше по мере воспитания творит их сам для себя и для других.

Исключительно важно, чтобы ребенок воспринимал из внешнего мира, от людей близких и неблизких потоки достойных, возвышенных, красивых, чистых образов любви, служения, добра, искренности и так далее. Образование человека зависит именно от таких потоков образов, так происходит в-ось-питание.

Образовательный курс

Содержание общего образования предлагается школьникам в виде учебных предметов. Язык, литература, история, география, математика, физика, химия и так далее – все они являются учебными предметами, которые преподносят, преподают, учат в виде отдельных систем знаний. А ученики учатся, осваивают, запоминают, сдают экзамены.

Школа не занимается образованием, занимается обучением. Потому учителя становятся предметниками, преподавателями, словесниками. Однако то, чему они учат, называется не содержанием обучения, а содержанием образования, что не соответствует истине.

Понятия «образованный» и «обученный» имеют разный смысл, и мы понимаем, что образованность имеет гораздо глубокий смысл, чем обученность.

Что мы ждем от обучения так называемым учебным предметам? Ждем образованности учеников? Это не получится, ибо образованность – более широкое понятие, чем обученность. Практически выходит, что ученики получают знания с мотивом «нужно получить отметки и сдать экзамены».

На пути возвышения процесса обучения до процесса образования в первую очередь нужно, чтобы учебный предмет стал образовательным курсом и он так же и назывался – образовательный курс по языку, по математике, по физике и т. д.

Сам же процесс его освоения тоже назывался процессом образования. И чтобы помочь учителю так мыслить и направить свои усилия именно на образование учеников, нужно будет создать ему целостную образовательную программу и прилагаемый к ней комплект материалов (учебники, методические наработки, пособия), направленных на образование.

В образовательных курсах и образовательном процессе школьник найдет больше источников познавательных мотиваций, чем он находит в предметах и обучающем процессе.

Ниже сошлемся на мысли К.Д.Ушинского о значении понятия гуманности в образовании. Смысл реального образования, о гуманизации которого говорит классик, практически такой же, что и смысл стандартов образования и учебных предметов.

«…общее гуманное образование должно составлять главную цель низших, средних и даже отчасти высших учебных заведений… реальное направление в образовании пагубно для человека, если он прежде не был развит гуманно… оно сушит, убивает в человеке человека и… даже для самого реализма необходим гуманизм как основание…

Нам кажется, что под именем гуманного образования надо разуметь вообще развитие духа человеческого и не одно формальное развитие; человека же можно развить гуманно не только изучением классических языков, но еще гораздо более и прямее: религией, языком народным, географией, историей, изучением природы и новыми литературами.

Реализм начинается тогда, когда мы ищем в науке не мысли, не пищи духа, развивающей его и укрепляющей, не уяснения воззрений человека на самого себя и внешний мир, а именно только тех знаний, которые необходимы для той или другой отрасли практической жизни, когда мы смотрим на науку как на мастерство, а не как на создание пищи духа.

Реализм и гуманизм можно найти в каждой науке, и различие это заключается, собственно, не в различии наук, но в различии способа их изучения. Можно из истории сделать реальную науку, можно из Закона Божия сделать тоже реальную науку, за примером ходить недалеко; наоборот, можно арифметикой и химией развить гуманность в человеке и даже обучение грамоте можно сделать гуманным и реальным. В гуманно-образовательном влиянии учения надобно отличать, собственно, два влияния: влияние науки и влияние самого учения».

Что такое образование

Понятие «педагогика» неоднозначное, в нем мыслится совокупность разных педагогических процессов, каждый из которых преследует свою цель. Этими процессами являются образование, воспитание, обучение, развитие, научение, перевоспитание, переобучение, формирование.

У каждого из них имеются свое специфическое содержание и соответствующие методы. Но в обычной разговорной речи, кстати, и в учебниках педагогики тоже происходит путаница в применении этих понятий. В частности, говорят о содержании образования, тогда как имеется в виду содержание обучения. А понятие развития вообще идентифицируется с понятием обучения.

От обучающего процесса надеются получить воспитанность, а смысл образованности порой доводится до получения аттестатов и дипломов. Такая путаница вызывает искажение почти всех педагогических процессов.

Педагогические понятия имеют иерархическое строение, и среди них первое место занимает понятие образования. Внутри него, как матрешка в матрешке, вмещаются воспитание, обучение, развитие, формирование.

Что же такое образование? Мы это поймем лучше, если привлечем основополагающую мысль из Библии: Бог создал человека по образу и подобию своему. Получается, что в каждом человеке есть начала Бога. Чем Он наградил нас? Всеми своими высшими качествами, возможностями мыслить, любить, радовать и радоваться, созидать, творить добро, верить, помогать, заботиться, прощать, творить общее благо. Вложил Он в нас волю, совесть, чувства, дал каждому путь…

Шалва АМОНАШВИЛИ

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте