search
main
0

Оценки

Школа нуждается в многообразии и свободном творчестве

Продолжение. Начало в №41, 43, 45, 47

Учитель

В словарях слово «учитель» толкуется как преподаватель, как предметник, как тот, кто учит. Такие смыслы слова «учитель» дают неправильную ориентацию людям, которые заняты учительским делом. Иисуса Христа тоже называли Учителем. Значит, это слово уравняется с высшим смыслом, после слова Бог оно второе слово среди сотни тысяч слов.

Если учитель есть преподаватель и предметник, он должен преподавать свой предмет. Смысл слова «предметник» от учителя больше ничего не требует, для него важнее свой предмет, он не совсем учитель, он предметник.
Если же учитель – тот, кто учит, значит, ему не обязательно заниматься воспитанием, образованием, развитием. Главное, чтобы ученики знали, чему научил их учитель.

Школьная жизнь обеднена такими смыслами слова «учитель». Профессиональная подготовка будущих учителей тоже изначально ограничивает их узкими смыслами деятельности.

Однако слово «учитель» имеет весьма глубокий смысл, далеко превышающий все его толкования. Оно санскритское слово и означает «душа», «даритель света». Именно это имели в виду ученики, когда обращались к Христу словом «Учитель». Что значит свет, который дарит учитель ученикам? Свет – явление божественное, в нем мыслятся все самые высшие ценности человечества: знания, культура, нравственность, духовность, вера, любовь, доброта, мысль, мудрость.

Кто молодому поколению подарит эти ценности? Учитель, который предметник? Конечно, нет. В современных школах мира, как правило, таким образовательным и воспитательным смыслом учителя занимаются редко. Они всю свою энергию тратят на обучение узкому кругу знаний. Потому многие ученики выросли с недостатками в нравах и культуре, стали бездуховными, что и определяет их образ жизни. А теперь многие родители и учителя по такому же направлению готовят новое поколение.

Хороший учитель

Творцом и сердцем гуманной педагогики является учитель. «Где хорошие учителя, там хорошие ученики», – говорил академик Д.С.Лихачев. Что значит «хороший учитель»? Хороший учитель:

– любит детей и свою профессию, живет ими;
– любит жизнь и дарит детям жизнь;
– чуткий, доброжелательный, понимающий;
– открытый, общительный, терпеливый;
– друг и защитник своих учеников;
– творческий, изобретательный, жизнерадостный;
– любит свою науку, знает ее гипотезы и ее будущее;
– умеет влюблять учеников в себя и свою науку;
– говорит тихо, спокойно, доброжелательно;
– дарит ученикам уроки, а не дает или проводит их;
– вместе с ними открывает тайны науки, а не обрекает их на слушание;
– строит образовательный процесс, в котором нет места понятиям «невоспитуемый», «необучаемый»;
– верит в свою искру Божию, верит в возможности каждого ученика, верит в гуманную педагогику.

В.А.Сухомлинский о самом лучшем учителе писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

Хороший учитель – вечный ученик, ищет своего учителя и следует за ним. Соблюдает восточную мудрость: «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, каждый для тебя учитель».

Учитель от Бога

Такими учителями не балуют нас Небеса, но они приходят то там, то там, и творят они новые чудесные образовательные миры, оставляют нам высшие образы учительской жизни. Чем они отличаются от всех остальных?

Первое – они верят в живые небеса, верят в Бога и живут на земле как на небе.

Второе – любят жизнь и детей искренне и преданно и направляют их на совершенствование своего духа через совершенствование земной жизни.

Третье – они преданы своим взглядам, и потому в них нет страха ни перед кем и ни перед чем, для них не существует ограничений в творчестве. Четвертое – они любят трудиться скромно, не будут шуметь о своих находках и успехах, не будут возвышаться над коллегами, но исключительно щедры, если кто-то обратится к ним с просьбой поделиться опытом и знаниями. Пятое – учат они своих учеников творить общее благо, жить, как завтра, жить умно и красиво, мечтать и воображать свою будущую благородную деятельность. Шестое – в них утонченная культура общения, чувство уважения ко всем, понимание людей. Седьмое – они действительно мудрые, воспринимают мир с чувством творящего терпения, следуют зову Востока: «Люблю неправых в жизни исцелять любовью».

Люди, коллеги, которые окружают учителя от Бога, могут не понять его, могут призывать жить, как все, могут проявлять нетерпимость к его деяниям. Он будет встречать всякое противостояние своей высокой культуре пониманием без злобы и возмущения. Но там, где его примут, где присматриваются и прислушиваются, образовательный мир будет цвести, в жизни детей, учеников, воспитанников, их воспитателей и учителей поселятся любовь, радость и успех.

Смысл жизни. Цели жизни. Самоусовершенствование

Духовное измерение сознания особо обостряет вопрос о смысле и целях жизни. Хотя эти понятия друг без друга не существуют, а люди в речи их часто отождествляют, но они отличаются друг от друга.

Смысл жизни задевает основы бытия, он связан с сутью пребывания человека на земле. Тот, кто небеса живым почитает, тот понимает, что смысл его жизни связан с тем, с чем он пришел на землю и с чем должен вернуться на небеса, – это его дух, который должен найти условия для своего дальнейшего совершенствования.

Надо понять жизнь как самоусовершенствование. В чем именно должен совершенствоваться дух? В тех силах, в тех качествах, которыми творится мир на земле и творятся миры на небесах. Это есть в первую очередь всеначальная энергия мысли и всетворящая энергия любви. За ними следуют расширение сознания и понимание реальности высших миров, утончение чувств, осознание своей миссии на земле, постижение понятия «учитель» и своей космической сути.
Человек на земле, сознательно занятый возвышением своего духа, тем самым одухотворяет и облагораживает земную жизнь.

Здесь хотелось бы сослаться на любимый мной образ Л.Н.Толстого: дух каждого человека – как алмаз, и от самого человека зависит, сделается этот алмаз бриллиантом или нет.

Ювелирная мастерская для каждого – весь мир, вся жизнь, все сущее в жизни. Только сам человек сможет превратить свой алмаз в бриллиант, но каждый из нас может стать для него точилкой.

Китайский философ времен Конфуция тоже сотворил уникальный образ. Если я пишу иероглифы красиво, говорил он, не потому что иероглифы должны быть красивыми, моя душа должна стать красивой.
То есть без творения красивых иеро­глифов душа красивой не станет, а смысл жизни в том, чтобы именно она стала красивой.

Итак, смыслом жизни является самоусовершенствование своего духа. «Самоусовершенствование есть Свет. Самоуслаждение есть тьма». Однако «самоусовершенствование является труднейшим подвигом».

Каждый человек все окружающее, все живое и все неживое может принять как точилки своего духа. Самоусовершенствованием он должен заниматься добровольно и с чувством радости, понимая, что творит общее благо. Восток говорит: «В этом добровольческом устремлении и будет заключаться самоусовершенствование»; «Искреннее самоусовершенствование не есть самость, но имеет мировое значение. Мысль об улучшении не будет касаться лишь самого себя. Такая мысль несет в себе пламень, нужный для многих зажиганий сердец».

С чего начинать самоусовершенствование? «Самоусовершенствование должно начаться с отрешения от малых вредных привычек. Обращаем внимание на условия малых, обиходных привычек. Люди иногда полагают, что нужно отрешиться от самых главных препятствий, но такой путь обычно бывает непосилен. Кроме того, можно наблюдать весьма уродливое явление, когда человек полагает, что он освободился от самых главных препятствий, но в то же время он остался увешанным самыми безобразными малыми привычками.

Какое будет самоусовершенствование, если горизонт закрыт? Смысл жизни утверждается в сознании человеческом, когда явлено понимание роли человека в Космосе. У них мир намечается как поле действия во имя блага человечества.

Когда дух принимает истину, что макрокосм и микрокосм неразрывно связаны, то устанавливается связь сознательная, и сотрудничество становится возможным с космическими энергиями. Конечно, жизнь преображается, когда дух восходит сознательно, понимая начало ведущее. Пусть внешние условия жизни не успевают совершенно измениться, но смысл жизни определяется не по внешним условиям, но по растущим внутренним устремлениям».

Шалва АМОНАШВИЛИ

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте