Продолжение. Начало в №41, 43, 45, 47-52 за 2020 год и в №1-3, 5-14 за 2021 год
Общение – сердце педагогического процесса
Мир, люди живут общением. Жизнь есть сплошное общение, через него люди учатся и воспитываются, влияют друг на друга и помогают друг другу, творят, вдохновляют, исследуют, сообщают, предупреждают, направляют. Но и вредят друг другу, раздражают, хамят и грубят, мешают, предают, обманывают, ввергают в заблуждение, вымогают, издеваются, насилуют. Есть общение возвышающее и унижающее, созидательное и разрушительное.
Если вообразить, что педагогический процесс тоже живой организм, а у каждого живого организма есть сердце, то таким сердцем для него является общение. Среди многообразных форм общения одной из главных является педагогическое общение. Педагогическое общение не просто разговор взрослого с маленьким, отца с сыном, учителя с учеником, воспитателя с воспитанником, а имеет свою цель. Она в том, что тот, кто учит и воспитывает, в своем общении с воспитанником и учеником (осознанно или уже по опыту) влияет на него с намерением продвинуть его в чем-то, воспитать, научить чему-то, направить к чему-то хорошему.
Общение, как сердце, бывает больным и здоровым. Авторитарное педагогическое общение – это больное общение, ибо к нему то и дело примешиваются принуждение, раздражение, контроль, запреты, отторжение, унижение, равнодушие, назидательные наставления. Ребенок обычно избегает такого рода общения со взрослыми, закрывается в себе, конфликтует. В нем остается чувство, что взрослые не хотят его понять, не принимают его таким, какой он есть. Авторитарное общение с детьми и подростками, в котором много неосторожных слов, есть причина многих нервных заболеваний, суицидов, бегства из дома, нежелания ходить в школу.
Здоровым может быть только гуманное педагогическое общение. Оно строится на началах равноправия, уважения, понимания, терпения, сочувствия, красоты, и все это пронизано чувством веры и любви к ребенку, дружелюбием и доброжелательностью к нему.
Что переживает ребенок в таком общении с учителем, воспитателем и родителем? Переживает, как говорил Экзюпери, роскошь общения. Чувствует себя полноценным человеком: свободным, взрослым, нужным обществу; его понимают, ему радуются, к нему прислушиваются, ему помогают, его защищают, им восторгаются, в него верят, ему доверяют. Дают ему высказаться, слушают внимательно, сорадуются, сочувствуют, советуют и сами советуются.
В гуманном педагогическом общении крепнет и углубляется духовная общность. Воспитательная сила общения возрастает, если приучить детей к культуре общения с людьми наяву и в духе, развить умение и желание общаться с самим собой, писать дневники, размышлять о людях, видеть в них достоинства. Но и взрослым, и детям было бы жизненно важно следовать мудрости: «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, каждый для тебя учитель».
Катастрофа урока в авторитарном процессе обучения
Наука называет урок основной формой организации учебного процесса. В авторитарной педагогике это так и есть: на уроках происходит только обучение, в результате чего ученики получают запрограммированные знания, потом проходят разного рода тесты, экзамены для проверки и оценки усвоенного. Так как уроку не приписываются задачи воспитания, то выявление у учеников каких-либо нравственных качеств не планируется.
Такой подход, конечно, есть искусственное нарушение целостности образовательного процесса. Говорится, что школа дает своим ученикам образование, но фактически за образование выдаются знания, которые ученики осваивают в разном качестве. Все остальные виды педагогических процессов, где ученики получили бы воспитание, духовное и умственное развитие, мировоззренческие взгляды, не имеют системных подходов, они проходят мимо всякого учета. Потому мир не знает, насколько молодые люди, завершившие школьный курс, действительно образованные и очеловеченные, сердечные и дружелюбные, волевые и гражданственные.
Баллы, которые они получают на так называемых государственных экзаменах в силу решения каких-то тестов по некоторым учебным предметам и которыми довольствуются и государство, и общество, конечно, ни на йоту не могут быть подтверждением того, что молодые люди также образованы и нравственно, и духовно.
Уроки в школьном образовании должны определять генеральную линию становления личности растущего человека, они финансируются, оснащаются и методической, и материальной базой, они проверяются. Но в них нет образования. Нет образования в домашних заданиях и отметках, в разных предметных конкурсах за получение баллов. Но родительское сообщество не переживает отсутствия во всем этом духовного и нравственного компонента, а озабочено и тревожится именно из-за баллов и отметок.
Мы обязаны осознать то обстоятельство, что среди детей и подростков растет криминал, распространяются курение, наркомания, алкоголизм, жестокость, суициды, грубость, хамство, сквернословие, болезни – так называемые школьные синдромы. Ученики массово не любят школу, своих учителей, не радуются урокам.
Многие причины этих явлений зарождаются на уроках, и это потому, что они бездуховные, на них не затрагивается осмысление учениками жизни, нрава и культуры, дружелюбия и взаимопонимания. Учителя больше требуют от учеников, чтобы они проявляли воспитанность (чего у них не хватает), не мешали им вести урок, выполняли свои обязанности. Вся школьная дисциплина строится на страхе и принуждении, а не на любви и духовной общности.
Получается, что в авторитарном учебном (а не педагогическом, образовательном) процессе урок загнан в глубокий кризис, что ведет школу к разрушению. Эта катастрофа ярко проявляется в современных вынужденных попытках (в силу пандемии) вести уроки с помощью цифровой техники.
Долгое время уроки были закрыты от общества, но теперь они на виду у всех, и мы можем удостовериться в том, что вся забота учителей – как-нибудь справиться с передачей знаний ученикам, как-нибудь довести их до сдачи государственных экзаменов.
Спасут ли так называемые дополнительные платные образовательные услуги (К.Д.Ушинский в свое время называл такие попытки «торгашеским отношением к образованию» и глубоко возмущался) – спортивные секции, художественные кружки и тому подобные формы – духовно-нравственный облик растущего человека? Такое может произойти в редких случаях. Но упускается глубокий потенциал урока, а их в жизни каждого школьника до 11 тысяч!
Статус урока в гуманном образовательном процессе
Детей надо воспитывать для жизни с помощью самой жизни – это аксиома гуманной педагогики. Потому урок рассматривается как аккумулятор жизни детей. Урок не подготовка к жизни, а сама жизнь, притом жизнь второго уровня.
Это значит:
– на уроке ученики живут по высшим духовным и нравственным ценностям, а образ такой жизни подает учитель, проявляется это в утонченной культуре общения, коллегиальности, дружелюбии, заботе, помощи, равноправии;
– на уроках ученики соприкасаются с будущим, воображают жизнь людей и свою жизнь в отдаленности на 20-30-50 лет, когда самим придется творить новые основы жизни, создавать новые обстоятельства, размышляют о том, какие им нужно создавать в настоящем причины, чтобы свершилось будущее;
– в синтезе наук размышляют о будущих научных открытиях, выдвигают свои гипотезы, обсуждают существующие в науках гипотезы, их возможные последствия;
– постигают смысл жизни, определяют цели своей жизни, углубляются в понятия «духовность», «мысль», «любовь», «общее благо», учатся жить без чувства собственности.
Все эти содержательные духовные, нравственные, познавательные устремления мотивируются отношениями, в которых учитель для учеников друг и товарищ, все они друзья-коллеги, каждый удовлетворен в своих чувствах взросления и свободы, вторгается в будущее, каждый продвигается на грани своих возможностей и преуспевает, движется от трудностей к трудностям, от успеха и радости к успехам и радостям достижений.
Таким образом, в гуманной педагогике урок возводится от задачи обучения до смысла содержательного образовательного процесса.
Урок в гуманном образовательном процессе
Вопросы с ответами
Что есть урок для учителя? Он есть испытание в проявлении собственных творческих способностей, путь совершенствования своего педагогического искусства, дар учительского духа своим ученикам.
Какова атрибутика урока?
– Образно выраженная тема (пример: «Слова-подарки», «Математика – симфония чисел»).
– Лейтмотив (пример: «В начале было Слово», «Семь раз отмерь, один раз отрежь»).
– План совместной деятельности учителя и учеников.
– Познавательные единицы.
Как исполнить урок?
– Увлеченно, вдохновенно.
– Любя всех, любя себя в деле.
– С опорой на психологию согласия.
– С творящим терпением.
– С верой в способности каждого ученика.
– С верой в свою искру Божию.
– С верой в силу гуманной педагогики.
– Возвысить учеников и возвыситься самому.
Какой ученикам нужен учитель?
– Благородный, великодушный.
– Невозмутимый.
– Любящий.
– Сорадующийся, сочувствующий.
– Понимающий и помогающий.
– Доброречивый.
– Мудрый.
– Дружелюбный.
– Радостный.
– С добрым юмором.
– Элегантный.
Какое устанавливать общение?
– Равноправное.
– Сотрудническое.
– Укрепляющее духовную общность.
– Возвышающее личное достоинство каждого.
– Укрепляющее в каждом ученике веру в себя.
Что должен пережить ученик на уроке?
– Познавательное удивление.
– Красоту всего происходящего.
– Успех в познании.
– Радость познания.
– Силу мысли.
– Бережное отношение к времени.
– Любовь учителя к себе.
С чем должен соприкоснуться ученик на уроке?
– С пониманием беспредельности мироздания.
– С пониманием вечности жизни, с идеей бессмертия духа.
– Со своим духовным миром.
– С воображаемым будущим.
– С идеей о смысле жизни и о предназначении.
Что должен приобрести ученик на уроке?
– Новые живые знания с пониманием их места в картине целостного мира.
– Ответственность за применение знаний в пользу творения добра.
– Развить дальше познавательные силы: мышление, внимание, наблюдательность, волю, память, речь, интерес, мотивы.
Шалва АМОНАШВИЛИ
Продолжение следует
Комментарии