search
main
0

Оценки

Школа нуждается в многообразии и свободном творчестве

Продолжение. Начало в №41, 43, 45, 47-52 за 2020 год и в №1-3, 5-12 за 2021 год

 

Потом я пригласил двух старшеклассников и попросил войти в дружбу с Бондо, часто навещать его, допустить в свою среду, общаться как с равноправным, играть с ним, говорить на разные темы, утром приходить в школу вместе с ним. Так я удовлетворил страсть мальчика к взрослению.

Далее я пришел домой к родителям и поставил условие перед ними: не ругать и не обижать мальчика, не наказывать, не бить; сделать его полноправным членом семьи, уважать, обласкивать, спрашивать совета, улыбаться, читать книги, рассказывать сказки перед сном, брать в гости, нежно любить.

Я заметил, что в большом дворе дома, куда Бондо выходил поиграть, многие ребята обижают его, не хотят с ним играть, обзывают дебилом, кретином, а он, озлобленный на них, кидается камнями, с кем-то дерется и тоже обзывается. Как я понял, родители этих детей тоже запрещали своим играть с ним. Я собрал взрослое население, объяснил, в чем беда мальчика, и попросил быть более чуткими и доброжелательными к нему. «Если он вырастет таким озлобленным, – сказал я им, – то, будучи взрослым, начнет мстить, и в первую очередь он сделает это в отношении вас и ваших детей». Я уговорил их настраивать своих детей на дружелюбие к Бондо.

Осталась проблема познания мальчиком школьной программы. Каждый день после уроков я приглашал его к себе в кабинет, мы вместе смотрели мультфильм «Ну, погоди!» и смеялись, потом занимались чтением, математикой, рисовали, беседовали обо всем, что ему было интересно.

Так я очеловечивал, облагораживал социальную среду вокруг мальчика и в течение длительного времени следил, чтобы она сохранялась. Через год он очень изменился, стал веселым, жизнерадостным, понимающим и уступчивым, научился благодарить, помогать, сочувствовать. Продвинулась его речь. Однако в освоении программ первого и второго классов он не продвигался. Хотя я повел его за собой в третий класс, но по всем формальным законам я должен был оставить его на второй год в одном из предыдущих классов или отправить в специальную школу.

В третьем классе произошло чудо: у мальчика неожиданно для всех нас открылись способности, чем он принес нам всем праздник. Бондо удачно окончил начальные классы, потом среднюю школу, далее Политехнический институт и стал прорабом.

Принцип сотрудничества в гуманном образовательном процессе

Сотрудничество – важнейший элемент человеческого бытия, оно объединяет сознание людей и направляет их деятельность на творение общего блага, на разрешение жизненно необходимых задач. Сотрудничество есть естество всего сущего. Люди рождаются друг для друга, и их единение через сотрудничество ведет эволюцию человечества.

В Книгах Жизни о сотрудничестве сказано: сотрудничество должно быть принято как основание бытия. Мир есть венец сотрудничества. Только братское сотрудничество приведет к действенному добру. Только сознательное сотрудничество может оздоровить священный труд. Человек нуждается в равновесии ума и сердца.

Сотрудничество – подтверждение равновесия. Каждая область жизни настолько усложнилась, что везде требуется сотрудничество. Сотрудничество является условием всей жизни. Каждый взгляд, рукопожатие, каждая мысль есть знак сотрудничества, если оно приложено в сознании. Сотрудничество должно быть добровольным. Условие добровольного согласия должно лечь в основание преуспеяния. Умейте вызвать сотрудничество не только в поступках, но и в мышлении. Сотрудничество откроет легкие пути совершенствования.

В природе гуманной педагогики и психологии согласия сотрудничество вырастает естественно, оно само собой становится духом образовательного процесса, нормой общения и со временем входит в характер ребенка как качество его личности, приобретает форму образа школьной жизни.

Что происходит в сотрудничестве? Сознательно объединив усилия, участники проводят согласованную деятельность для решения какой-либо задачи (трудовой, познавательной, творческой), уровень которой превосходит возможности каждого в отдельности.

О силе сотрудничества Л.С.Выготский пишет: «В сотрудничестве с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать большее и решать более трудные задачи, чем самостоятельно. В сотрудничестве ребенок оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей, разрешаемых им».

Сотрудничество есть основополагающая идея, то есть принцип гуманной педагогики, перед которым возникают три задачи:

1. С раннего детства дать ребенку практиковаться в сотруднических взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми в игре, в разных видах деятельности.

2. Забота учителя в школе – приучить учеников к сотрудничеству с ним в творении урока, точнее, в познании; сотрудничество с учителем лучшим образом происходит тогда, когда учитель «вместе с ними идет к предмету»; приучить еще к сотрудничеству между собой, развить желание самим налаживать сотрудничество.

3. Достичь осознания учениками смысла сотрудничества и понимания необходимости сотрудничать с людьми в жизни.

В частности, они по опыту и в обсуждении с учителем постигают, что истинное сотрудничество зарождается, развивается и крепнет, когда есть доверие, забота, помощь, понимание, служение, преданность, дружелюбие, сердечность, радость.

Идея сотрудничества отводит нас и наших детей от «ветхой самости», от страсти к соревнованиям, от гордыни, от уединения.

Метод «План урока» (из книг В.Г.Ниорадзе)

Учитель предлагает ученикам план урока и советуется:
– На доске я записал вам план урока. Что скажете?
На доске записано:
План урока *Ваши сюрпризы *Мой сюрприз *Хочу сказать слово *Пишем грамотно *Выбираем домашнее задание *Спасибо уроку

Ученики обсуждают предложенный план урока, просят разъяснения, могут внести изменения, принимают, и работа начинается.

Ваши сюрпризы

Сюрпризами учеников для учителя являются домашние задания. Они для учителя правда сюрпризы, ибо он не знает, какое задание каждый задал самому себе (это его секрет) и чем собирается его обрадовать. Учитель принимает сюрпризы с восхищением, удивлением, благодарностью. Если кто-то пришел без задания, успокаивает: «Ничего, завтра сделаешь». Задания разные: собственное творчество – стихи, притчи, сочинения, истории из своей жизни, собственные страницы в учебнике, собственное издание книжки. Главное условие домашней работы – проявить уже усвоенную грамотность.

Мой сюрприз

Это тот новый материал, который учитель собирается вместе с учениками «открыть», почитать, выяснить. Если это какое-либо произведение, учитель читает образно, искусно. Ученики переживают эмоционально. Если это языковой, грамматический материал, то учитель и ученики совместным поиском открывают правило, закономерность. Поиск в сотрудничестве вызывает радость познания, радость победы.

Хочу сказать слово

После прочтения стихов, рассказа или открытия грамматического правила начинается обсуждение смысла познавательного материала. Ученикам дается возможность сказать свое слово, высказать свое мнение, задать вопрос. Обсуждение проходит в обстановке взаимопонимания, без критики. Учитель тоже может сказать свое слово в условиях равноправия.

Пишем грамотно

Можно самому выбирать, что писать, можно принимать предложение учителя, но важно закрепить в себе новое знание, выработать умение, навык. Нужно проверять свою работу, поправлять возможные ошибки, давать содержательную оценку. Поощряется использование помощи товарища.

Выбираем домашнее задание

Ученики определяют, какое им выполнить домашнее задание: самому выбрать задание или выполнить то, что предложит учитель. Могут превратить домашнее задание в сюрприз для учителя, и тогда каждый сам решит, что это будет.

Спасибо уроку

В течение нескольких минут ученики оценивают урок, говорят о том, чему научились и в чем продвинулись. Высказывают пожелания учителю – на что ему стоило бы обратить внимание, что совершенствовать. Благодарят учителя за урок. Учитель благодарит учеников за помощь и сотрудничество.

Этот метод можно применить со второго по шестой-седьмой класс и в связи с разными образовательными курсами. Однако в каждом случае надо учесть особенности класса и образовательного курса.

Отметки и мотивы учения в авторитарном обучающем процессе

Отметки в образовательном мире возникли в средневековых схоластических школах Германии, ими были заменены многообразные формы физического и морального наказания детей из-за малейших проступков, невнимания или незнания.

Система отметок и оценивания с помощью отметок быстро распространилась в мире и со временем стала главным условием обеспечения формальной дисциплины на уроках. А в советской стране отметками оценивалась успешность школы, это назывался «процент успеваемости». Практика оценивания с помощью отметок отразилась в педагогической науке и стала важной частью дидактики.

Но вот в мире перед современной школой возникла действительно важная для общества задача воспитания личности в ребенке, и в связи с этим родилось понятие личностно ориентированного образования. Личность же не бывает без утонченных критериев оценивания многообразных проявлений жизни, без мощного умения оценочных суждений, без анализа и оценки своей деятельности.

Однако в авторитарном образовательном процессе развитие в школьниках оценочной деятельности практически невозможно, ибо вся функция проверки, контроля, оценивания, выставления отметок, продвижения в учении, а также оценивание их нравственных поступков в руках учителей и администрации.

Шалва АМОНАШВИЛИ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте