search
main
0

Оценки

Школа нуждается в многообразии и свободном творчестве

Продолжение. Начало в №41

Идея о допущениях. Допущения гуманной педагогики

Любая форма мышления, любая наука нуждаются в своей аксиоматической основе, не подвергающихся обсуждению постулатах – математика, физика, химия, биология, тем более философия и общественные науки.

В «Живой Этике» о значении допущений сказано: чтобы развить сознание, прежде всего нужно научиться допускать; в допущении заложена вера; чутье развивается допущением духа; свободное, смелое допущение будет крыльями опыта; из допущения происходит дерзание; каждый истинный исследователь должен обладать широким допущением. «Благо тем, кто уже и в плотном теле готов воспринять многообразие миров. Не подумайте, что это восприятие легко. Нужно собрать много опыта, чтобы допустить действительность. В слове «допустить» заключается смысл эволюции».

Фундаментальные допущения – основа для развития фундаментальных наук. Классическим примером значения допущений в науке послужил опыт Н.И.Лобачевского (1792‑1856), создателя неевклидовой геометрии. В основе его науки лежит аксиома, которая принимается без доказательств: в плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести более одной прямой, не пересекающей данную. На основе этого «абсурдного» допущения родилась геометрия Лобачевского, давшая толчок к развитию многим другим наукам.

Откуда идут допущения? От интуиции (чувствознания), от веры, от труда, опыта и поиска. Допущения есть импульс к творчеству и результат творчества.

Педагогику часто называют теоретической наукой, это значит, что педагогические положения – это сплошные допущения. Классические педагогические учения не обходятся без фундаментальных допущений: у всех них одна основа – христианское учение, христианская философия, христианское мировоззрение. Гуманная педагогика в том ее виде, как мы ее выстраиваем, есть вариация на тему классической педагогики.

Мы исходим из того, что вера в Бога составляет стержень классической педагогики, и отсюда определяем исходящие допущения, на почве которых выстраиваются все последующие поиски и системы. Мы допускаем три положения, в которых отражается мыслимая действительность (далее цитируется часть из Манифеста гуманной педагогики с незначительными техническими изменениями):

«1) Реальность Высшего Мира, Высшего Сознания, Бога. 2) Реальность бессмертия человеческого духа и его устремленность к вечному совершенствованию. Понимание земной жизни как отрезка вечного пути, духовного совершенствования и восхождения. Из этих допущений делаем выводы о философском восприятии Ребенка:

– он есть явление (веление духа) в нашей земной жизни;

– он есть носитель своего предназначения, своей миссии;

– в нем заключена величайшая энергия духа, возможность неограниченного духовного совершенствования.

Духовная суть Ребенка дополняется ведущими качествами его земной психологической природы: страсть к развитию – страсть к взрослению – страсть к свободе. Так мы получаем понимание целостной сущности Ребенка: он есть полнота двух природ – духовной и материальной, в которых ведущей является Природа Духовная.

Исходя из этого, рождается новый фундаментальный принцип, гласящий о том, что весь педагогический процесс должен строиться сообразно целостной сущности Ребенка, а не только его материальной природе. Авторитарная педагогика не может принять и реализовать этот принцип, так как ей чуждо измерение духовности. Для гуманной педагогики принцип сущностносообразности является близким; она располагает условиями, необходимыми для полного его осуществления в образовательном процессе: вера, любовь, радость, доверие, терпение, доброта, сострадание, преданность, благородство, великодушие, духовная жизнь».

О предназначении (миссии)

Ребенок не приходит в мир земной как табула раса (чистая доска), на которой можно записать что угодно, или как воск, из которого можно вылепить форму любой сути. Он от рождения несет в себе и вложенный характер, и просветление к добру, и свой путь, свое предназначение, свою миссию.

Сказано: «В Тонком Мире обусловливаются задания земной жизни…» Задания небесные люди на земле выполняют с особым напряжением. Это переживается как вдохновение, творчество, восхищение, забота, служение, устремление, преданность, привязанность, любовь, талант, исследование, исполнение… Какая бы ни была миссия человека, она будет направлена на творение общего блага, на эволюционное движение человечества и на самоусовершенствование.

Нет миссии на творение зла, нанесение вреда людям, человечеству и самому себе. Такого рода деяния есть следствие того, что человек или не задумывается о своем божественном происхождении, или земные соблазны до такой степени овладели им, что заглушили в нем голос духа.

Доброе воспитание близких и учителей может и должно помочь ребенку осознать, что он пришел в земную жизнь со своими дарами духа для людей и ему необходимо сотворить их; а что это за дары, ему придется открыть в себе самому, весть о них хранится в душе, и только ему дается доступ к своим тайникам. Эту идею надо воспитывать в ребенке с раннего детства.

Примеры миссии и служения – Павел Михайлович Третьяков (1832‑1898). Получил домашнее образование. Рано постиг науку отцовского бизнеса. Основал льнопрядильную фабрику, стал успешным предпринимателем и многократно умножил семейный капитал. Занимался благотворительностью. С 1856 года (было ему тогда 24 года) начал собирать произведения русского реалистического искусства. Благодетельствовал российским художникам, вдохновлял их на творчество, обеспечивал материально, приобретал картины. Построил галерею, наполнил более 3500 картинами и передал в дар городу Москве.

Так Москва получила всемирно известную Третьяковскую галерею. А дочке он написал следующее письмо: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда всю жизнь».

Петр Ильич Чайковский (1840‑­1895) в 1859 году окончил Училище правоведения в Санкт-Петербурге, служил в Министерстве юстиции. В 1861 году поступил в музыкальные классы Русского музыкального общества, преобразованные в 1862 году в Петербургскую консерваторию. В связи с этим он написал письмо своей сестре: «Я поступил во вновь открытую консерваторию… Не подумай, что я воображаю сделаться великим артистом, я просто хочу только делать то, к чему меня влечет призвание; буду ли знаменитый композитор или бедный учитель, но совесть моя будет спокойна, и я не буду иметь тяжкого права роптать на судьбу и на людей».

Владимир Иванович Вернадский (1863‑1945). Дневник, 1920 год: «Я ясно стал сознавать, что мне суждено сказать человечеству новое в том учении о живом веществе, которое я создаю, и что это есть мое призвание, моя обязанность, наложенная на меня, которую я должен проводить в жизнь как пророк, чувствующий внутри себя голос, призывающий его к деятельности. Я почувствовал внутри себя демона Сократа».

Субъективное и объективное в педагогике

Объективным считается реальность – предметы, явления, процессы, природа, космос, рождение, смерть, – которая существует независимо от человеческой воли и сознания. Это есть нерукотворный мир. У этой реальности свои законы развития, которые могут быть познаны человеческим разумом и использованы для своего существования, блага и развития.

Но есть рукотворный мир, который созидается отдельным человеком или сообществом людей, и качество этой реальности определяется самим качеством субъективного мира человека или сообщества людей. Это качество связано с их образом мышления, взглядами, оценками, воображениями, убеждениями, знанием, верой, переживаниями, отношениями; связано с такими их чувствами, как любовь и ненависть, добро и зло, щедрость и зависть, терпение и раздражение…

Весь этот духовный мир, применяя знания о нерукотворной реальности, утверждает свое воображаемое пространство в виде материальных и духовных ценностей, и получается образ жизни людей, человечества. В него входят многие субъективные проявления, в том числе искусство, в том числе педагогический процесс.

Если человек или сообщество людей сочтут нужным и необходимым менять сотворенную ими действительность, они могут это сделать, они могут повлиять и на нерукотворный мир – относиться к нему бережно или навредить и разрушить его. Так люди и поступают. Многие объективные реалии имеют сугубо субъективное происхождение, то есть люди сталкиваются с самим собой, с тем, что сами натворили.

В этом контексте субъективного мира следует рассматривать педагогический процесс. Он есть продукт коллективного субъективного творчества, сам по себе, без человека и без людей, он не существует и имеет те качества, которые сложились традиционно или сами люди – современники – ему придают. Образовательные традиции, как правило, служат людям до поры до времени, и наступает время, когда они изживают себя и пора зародить новый подход. Но получается так, что люди воспринимают образовательные традиции, сложившиеся в течение многих веков, как объективную реальность, как независимую от них истину. Или опять же субъективный фактор: им трудно расставаться с привычным и принимать новое – это называется консерватизмом.

С одной стороны, перед традиционным педагогическим сознанием блестит Классическая Педагогика, которая призывает его к обновлению, с другой стороны, привязанность педагогического сообщества к тому, что уже сложилось веками. И какое же нужно понимание необходимости со стороны участников сложившегося образовательного мира, какие нужны волевые усилия, чтобы обновить свое сознание, свой опыт и начать творить новый образовательный мир! Мир этот будет конечно, тоже субъективной действительностью, но более высокого уровня, ибо в нем отразится новое будущее.

Шалва АМОНАШВИЛИ

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте