Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Гуманная педагогика

Оценки

Школа нуждается в многообразии и свободном творчестве
Учительская газета, №11 от 16 марта 2021. Читать номер
Автор:

Продолжение. Начало в №41, 43, 45, 47-52 за 2020 год и в №1-3, 5-10 за 2021 год

 

Все внешние поступки, которые истекают от чувства любви, будет это помощь, поддержка, ласка, уважение, восхищение, сострадание, дарение, услужливость и т. д., должны сопровождаться эманациями духа – искренностью и бескорыстием, должны быть исполнены с естественной красотой. Это будет дарением любви. Примет ли другой любовь от ближнего – это будет зависеть от разных обстоятельств. Но, если поступок дышит искренностью и исполняется просто (простота и есть естественная красота), обычно дар принимается с чувством благодарности.

Человеческое сообщество – большое, малое, – в котором нет любви, распадается. Или же такое сообщество управляется только авторитарными способами, страхом, принуждением. Даже опасно думать, что стало бы с человечеством без дара Великой Любви.

Как любить детей

Сказано: «Бог есть любовь». Химией любви пропитана вся Вселенная. А каждому человеку предписано любить ближнего своего как себя самого, любить даже врагов своих. Стало быть, любовь должна пронизывать все сферы человеческой жизни. Ею должен быть наполнен каждый уголок, где только происходит воспитание, будь это семья, детский сад, школа или что-то другое. Весь образовательный мир должен дышать любовью, а потому радостью, ибо радость есть детище любви.

Тот, кто не любит ребенка, не любит детей, тот не сможет достойно свершать свою роль родителя, воспитателя, учителя. Традиционно сложившийся педагогический процесс переполнен авторитаризмом, а причина в том, что любовь как творящая сила в нем недооценивается.

Редко кто скажет, что не любит детей, но действительность в том, что дети не отзываются взаимной любовью к своим воспитателям и учителям. Способы, с помощью которых взрослые якобы проявляют свою любовь к детям, не пригодны для взаимной любви со стороны детей. Это есть меры поощрения и наказания, строгости и требований, постоянного контроля, отчитываний, неуважения, повышения голоса…

В школах к этому добавляются скучные, штампованные уроки и учительские монологи, диктанты и постоянные опросы, контрольные, тестирования, экзамены, конкурсы, отметки, домашние задания, вызов родителей. На уроках ученики обречены на слушание и отвечание. В этих мерах принуждения утверждать учительскую любовь невозможно. Дети, ученики, отвергают подобную любовь взрослых к себе.

Научная педагогика тоже не уважает понятие любви и не считает его научной категорией, так же как понятия радости, понимания, сострадания, сорадости и т. п., и не обсуждает их в учебниках по педагогике. Но воспитание без любви – ложь. Потому такая педагогическая наука тоже ложная. Образовательный мир без любви тоже ложный.

Классическая педагогика не мыслит образовательный процесс без любви. «В любви ребенок находит вдвое больший источник роста», – говорит Иоганн Генрих Песталоцци. «Возлюби ребенка. Возлюби его сильнее, чем самого себя», – призывает Василий Александрович Сухомлинский. Януш Корчак напишет книгу «Как любить ребенка». Василий Александрович напишет книгу «Как любить детей». Именно как, а не по-всякому.

Книги Мудрости говорят: есть любовь задерживающая и есть любовь устремляющая. Первая любовь есть земная, а вторая – небесная. Но какое множество созиданий разрушено первой и такое же множество окрылено второй! Земная любовь знает все ограничения пространства и сознания.

Небесная же любовь направляет сознание и чувства к вере и Живым Небесам, к пониманию вечности жизни и высших миров, к служению общему благу, к созиданию красоты внутри себя и во внешнем мире. И творит все это на основе психологии согласия.

Взрослые, занятые воспитанием детей, должны любить их только небесной любовью. Но это одна сторона педагогической любви. В гуманной педагогике любовь воспитателя, учителя к ребенку и детям имеет свое условие: она является педагогической только в том случае, если способна вызвать в детях взаимную любовь.

Гуманная педагогика созидается там, где взрослые (родители, воспитатели, учителя) со своим характером и способами общения терпеливо, шаг за шагом объясняют, доказывают детям, своим воспитанникам и ученикам, каждому ребенку, каждому воспитаннику и ученику свою любовь.

Любовь, как и вера, без дел мертва. Детей, каждого ребенка надо любить доверием, надеждой, восхищением, удивлением, преданностью, защитой, лаской, помощью. Надо любить нежно и красиво, с уважением и пониманием. Надо любить согласно мудрости «Люблю неправых в жизни исцелять любовью». Такие отношения со временем рождают в детях ответную любовь.

Именно во взаимной любви, внутри которой проявляется радость общения и совместного бытия, радость жизни, развивается уникальное состояние, кототорое В.А.Сухомлинский называет духовной общностью, что есть первейшее условие для успешного воспитания, обучения и развития.

Опять о цифровом образовании

Мы все видим, что власти многих стран все более усердно принимают меры по введению на всех ступенях образования цифровой технологии. Где-то вводится она в качестве эксперимента, где-то – по причине изолированной жизни из-за пандемии. Найдутся и другие условности.

Я полагаю, что в ближайшие 2‑3 года будут нарабатываться опыт и методика цифрового образования, будут разработаны более пригодная техника и наглядные пособия, методы общения и обучения. И все это не только для защиты от возможных пандемий в будущем, а для системного применения цифрового образования в массовой практике.

В ближайшие 5‑10 лет цифровое образование станет нормой. Нужно ли сопротивляться таким нововведениям? Я не убежден, что правильно предугадываю будущие изменения в образовании, ибо мои расчеты основаны не на каких-либо точных методах, а лишь на моем чувствознании. Но оно мне подсказывает, что в образовании произойдут большие изменения.

Пока еще сильна традиция непосредственного, живого общения воспитателя и учителя с воспитанниками и учениками. Сильна традиция, что дети утром уходят в школу и возвращаются вечером, а тем временем родители могут пойти на работу, заниматься разными и необходимыми для семьи и себя делами.

Кроме того, невозможно опровергнуть истину, что непосредственное общение учителей с детьми незаменимо по своим последствиям ничем, какая бы ни была совершенна цифровая технология. Надо надеяться, что будут открыты лучшие формы сочетания непосредственного общения с цифровым.

Развитие науки и техники всегда вызывало изменения в образовании, но не такие резкие, чтобы ломать уклад жизни школы. Теперь же, когда пандемия принудила людей изолироваться друг от друга в течение долгого и неопределенного времени, когда она задела все сферы общественной жизни и разрушила естественные традиции, на помощь пришли Интернет, компьютеры, мобильные телефоны, планшеты и все остальное, что следует за ними.

Тем самым мы увидели возможности цифровой техники, осознали, что за ней следуют другие, более судьбоносные открытия, и отдали должное изменениям. Техника помогла нам общаться и трудиться в новых условиях и формах. Так, изменились наши оценки многих традиционных вещей.

А теперь о первых опытах цифрового образования. Я спрашивал у многих детей, как они относятся к таким урокам с экрана, и выяснил, что, если они любят и уважают учителя, то рады встрече с ним, проявляют желание и усердие учиться. Но большинство учителей они недолюбливают, потому учатся неохотно и находят много хитростей, как увильнуть от занятий.

Они рассказывали мне о своих компьютерных хитростях, и их оказалось огромное количество – надуть учителя, списывать, подсказывать, отключить звук, заниматься другим делом, создавать свои маленькие сообщества и баловаться, пропускать уроки. Мне трудно все перечислять. Но вывод один: гуманный учитель и через экран любит своих учеников, и ученики чувствуют это и отдают ему должное; авторитарный же не расстается со своими качествами, и именно с ним ученикам приходится проявлять неисчерпаемое творчество в своих ухищрениях.

Одно из двух: или разработчикам техники придется создавать программы защиты от ухищрений учеников, или же нужно будет увлечь их до той степени, что они и не помыслят о своих ухищрениях.

Какие могут возникнуть вопросы при интенсивном применении цифрового образования? Их будет очень много, они будут и социального, и психологического, и педагогического, и экономического характера. Это усиление роли семьи в системном воспитании детей; создание ученикам особых условий для нахождения на уроках в семье; создание таких же условий учителям для занятий с учениками; специальная подготовка учителей в применении компьютерной техники; создание презентационных материалов по разным образовательным курсам и т. д.

Во всех этих переменах для учителей гуманной педагогики главным станет вопрос: как трансформировать идеи гуманного подхода к детям на лад цифрового образования, чтобы блага этого подхода сохранили свои прелести, а гуманная педагогика в целом развивалась дальше?
Однако надо повторить: то благо, которое можно будет достигнуть в образовании растущих людей при непосредственном общении учителя с ними, всегда будет до той степени высококачественным и великим, что никакое цифровое образование с ним не сравнится.

Педагогический ансамбль. Педагогический коллектив

Многие директора школ обычно гордятся своими педагогическими коллективами. «У меня отличный коллектив, замечательные учителя, помощники», – скажет директор. Что же он имеет в виду? То, что каждый член коллектива сам по себе хороший работник: кто перспективный начинающий учитель, кто – заслуженный, кто победитель каких-то конкурсов, кто исполнительный, кто творческий, кто с большим стажем и т. п. У этих хороших учителей, у каждого, могут быть свои взгляды и принципы, свой характер.

Шалва АМОНАШВИЛИ

Продолжение следует


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt