Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Оценка отметке рознь. Беседы странного старого учителя

Учительская газета, №20 от 18 мая 2004. Читать номер
Автор:

Слушая по радио выступление бывшего министра образования В. Филиппова, я поняла, что уже закончился переход на 4-летнее начальное обучение. Это не ново! Мы в свое время учились четыре года. Еще одно сообщение я услышала – что отменяются отметки, по крайней мере в 1-м классе. Но, по желанию и возможности, и дальше в начальной школе. Вот об этом мы сегодня и побеседуем.

Вспоминаю 1974-1975 учебный год. Он был знаменателен тем, что Министерство образования запретило ставить отметки в первом полугодии первого класса. На мой взгляд, очень мудрое решение!

Дети приходят в школу из разных семей. Одни жили свои семь лет в благополучной полной. Другие малыши посещали детский сад. Там они тоже получили определенные знания.

Третьи были брошены на произвол судьбы. Этим книг не покупали. К семи годам ребятишки не знали ни одного стихотворения.

Если теперь же с самого начала мы будем ставить отметки, то это несправедливо.

В том далеком году молодые учителя были сильно расстроены. «Как же мы заставим их учиться?» – стонали. И тут же изобрели вместо отметок звездочки, флажки и рожицы. Некоторые флажки расцвечивали красным и черным цветом. Другие наклеивали столько звездочек, чтобы родители понимали, что у ребенка «три», «четыре» или «пять».

Ну и что? Вы думаете, что семилетний ребенок не станет унывать от того, что у соседа есть звездочки, а у него нет? Естественно, этот ученик начнет нервничать. Если у него сразу что-то не получилось, то его беспокойство не принесет ему улучшения в учебе.

Рожицы – те же отметки. Но они хотя бы не указывают цифровой результат, а только показывают отношение учителя к данной работе: доволен ею или нет.

Почему же мы так держимся за отметку? Помните, о чем печалились молодые учителя в 75-м? Им надо заставить ученика. И нет в душе мысли, что необязательно заставлять, что ребенок сам хочет узнавать новое и интересное.

Не секрет, что мы часто пользуемся отметкой, как плетью. Отвлекся на уроке – 2. Не сделал задание – 2. Не подготовился к уроку – 2. Впрочем, не очень понятно, почему и за что «два», а не «один».

Хотя в министерских предписаниях по поводу выставления отметок за контрольные работы четкие указания:

1-2 ошибки – четверка;

3-5 ошибок – тройка;

6-7 – двойка;

более 7 – кол.

Обратите внимание на то, что в инструкции выставляемые отметки не зависят от человека (ни от учителя, ни от ученика).

А в классе? Все наши отметки субъективны. Одному за одинаковый ответ или работу мы ставим «три», а другому – «четыре». Это право учителя, который понимает вклад ученика в представленный отчет-ответ. По существу, мы не отметку ставим, а оцениваем труд ребенка. И думаю, что правильно поступаем.

Отсюда и будем решать, как же теперь жить без баллов и цифровых отметок. Есть в Москве удивительная «Школа самоопределения» (№734), которой руководит А.Н.Тубельский. В этой школе отметок не ставят до седьмого класса. Это очень разумно!

Вначале, когда ребенок делает первые шаги, его нельзя стегать, а то руки у него опустятся! Вспомним, как шагает малыш. Ручки выставлены, чтобы ощупывать. А уж падать – так на них. Наш ученик тоже все ощупывает, пробует!

Мне никогда не было понятно, что многие учителя в начальной школе требовали безошибочной домашней работы. Как же можно учиться без ошибок? Не ошибается только тот, кто уже все знает. А если знает, то зачем этому учиться?!


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту