В школе с углубленным изучением английского языка №1264 состоялся «круглый стол» «Учитель «Новой школы», организованный Московским центром качества, Юго-Западным окружным управлением образования и окружным методическим центром ЮЗАО. В работе «круглого стола» приняли участие представители Департамента образования, окружных управлений образования, директора окружных методических центров, директора образовательных учреждений, их заместители по научной работе.
Открыла «круглый стол» Нина Яковлева, начальник Юго-Западного окружного управления образования, которая обратила внимание участников на актуальность темы «круглого стола». В ходе реализации инициативы «Наша новая школа» предстоит разработать и внедрить систему оценки качества образования, нацеленную не только на оценку образовательных достижений учащихся, но и на оценку результатов деятельности педагога. Нина Ивановна отметила, что ключевой фигурой в образовательном процессе всегда был и будет учитель, что качество образования определяется прежде всего качеством носителя знаний (педагога, профессорско-преподавательского состава), который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся. Но как же определить качество профессиональной деятельности преподавателя? Прежде всего предстоит изменить и систему повышения квалификации педагогов. Формирование новых профессиональных педагогических компетенций учителя, готового реализовать обновленные образовательные стандарты, – вот основная задача в подготовке педагогических кадров.
Директор Центра образования №109 Евгений Ямбург, много путешествующий по стране, в своем выступлении перечислил основные инструменты оценки качества труда учителя, применяемые в различных регионах: успеваемость; «человеко-часы» – чем больше учеников, тем выше качество; ранжирование предметов по «важности» и так далее. Другими словами, налицо активные попытки оценить это самое качество, но инструмента для этого до сих пор нет. В результате у директора школы возникает проблема: кому, за что и сколько платить в рамках новой системы оплаты труда учителя (НСОТ). Евгений Александрович, как опытный руководитель, который в своей руководящей деятельности всегда исходит из практических соображений, считает, что должна произойти гармонизация социальной и обучающей функций школы. Он предложил основные принципы, на которые необходимо опираться, разрабатывая адекватный инструмент оценки профессионализма учителя:
– возможность объективной оценки контингента (медико-психолого-дефектологическая диагностика);
– учет динамики развития конкретного ребенка;
– дифференциация в оценивании учителей.
Ирина Павлова, директор окружного методического центра ЮЗАО, раскрыла основные идеи национальной президентской инициативы «Наша новая школа», которые уже получили свое развитие в городской целевой программе «Столичное образование-5», экспериментально-инновационной деятельности московского образования и проекте «Строим школу Будущего».
Ирина Владимировна рассказала о разработанной в Юго-Западном округе системе работы с учителями по формированию профессиональных педагогических компетенций, которая реализуется через проектно-сетевую организацию деятельности.
В рамках окружной системы оценки качества образования осуществляется оценка профессиональной компетентности учителя, в комплекс анализируемых свойств которой входят показатели внутришкольного контроля (внутренняя оценка) и результаты внешней оценки.
В соответствии с результатами деятельности окружной системы оценки качества обученности выстраивается качественно новая система повышения квалификации педагогических кадров с учетом уровней профессиональной компетентности учителей (см. таблицу).
Безусловно, лучшее подтверждение правильности теоретических разработок – результаты их внедрения в практику. Участники «круглого стола» ознакомились с практическим опытом школы №1264, которая работает в экспериментальном режиме по формированию модели оценки качества общего образования в Москве. Директор этого образовательного учреждения Виктор Киселев отметил несомненную целесообразность продолжения работы по формированию системы оценки качества образования, которая, с одной стороны, позволяет определять, измерять, отслеживать результаты детей, с другой – выявить, измерить и отследить трудовой вклад каждого работника и по этому результату оценить эффективность деятельности каждого участника образовательного процесса, учреждения в целом, в том числе и эффективность управления. Виктор Евгеньевич выразил надежду, что опыт педагогического коллектива школы №1264 окажется полезным и другим образовательным учреждениям Москвы. М.Ремизова, заместитель директора по УВР, и А.Светачева, заместитель директора по НР, обратили внимание присутствующих на один из самых сложных и в то же время актуальных моментов мониторинга эффективности образовательного процесса – определение параметров оценки качества педагогической деятельности. Благодаря экспериментальной работе в этом направлении, тесному сотрудничеству с лабораторией качества образования ОМЦ ЮЗАО и МЦКО школа получила возможность использования и апробации авторской методики Н.Фоминой. Эта методика, по мнению педагогов школы, позволяет осуществлять всестороннюю оценку качества деятельности учителя, отследить его вклад в развитие школы с возможностью принятия дальнейших объективных управленческих мер и решений. Эта методика опирается на принцип системного подхода в педагогическом анализе. Для этого принципа характерны вычленение наиболее важных элементов учебно-воспитательного процесса, организованных по матричному принципу, предполагающему плановость, объективность и системность ВШК; координация деятельности всех лиц, участвующих в учебно-воспитательном процессе; равномерность распределения объектов контроля; возможность принятия объективных управленческих решений. Таким образом, анализ результатов деятельности учителя проводится по блокам однородных информационных единиц:
– результаты педагогической деятельности учителя;
– педагогическое мастерство и профессионализм;
– организация учебно-воспитательного процесса.
Каждый блок подразумевает оценку по ряду компонентов. Вся полученная и обработанная информация группируется в персональные (для каждого учителя) и итоговые (по школе в целом) матрицы. Систематизация информации в матрицы значительно облегчает процесс обсчета и анализа данных и позволяет произвести экспертную оценку деловых качеств педагога. В 2009-2010 учебном году школа будет работать над внесением в матрицу еще одного очень важного блока – внешней оценки.
Подводя итоги дискуссии, участники «круглого стола» отметили, что модель «Новой школы» должна соответствовать целям опережающего развития общества и экономики. Поэтому при создании «Новой школы» должны произойти существенные изменения по содержанию образования; развитию детско-взрослой общности как условия для успешной социализации и гражданского становления личности; формированию нового поколения учителей как новой общественной и профессиональной элиты; инфраструктуре обеспечения образовательной деятельности; культуре управления преобразованиями: от экспериментальных площадок – к инновационным сетям и массовой «Новой школе». Содержание и взаимодействие всех этих направлений учителя рассматривают в интегративном поле управления качеством образования. Они считают, что назрела необходимость формирования нового учителя, владеющего глубокими предметными, психолого-педагогическими знаниями, навыками проектирования внутришкольной социальной среды, знающего и понимающего особенности развития школьников, являющегося профессионалом в других областях, способного помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себя людьми.
Участники «круглого стола» констатировали, что наиболее актуальны сегодня проблемы оценки качества обучения. Новое качество образования связано прежде всего со сменой характера взаимоотношений между школой, семьей, обществом, государством, учителем и учеником. В городской целевой программе «Столичное образование-5» «Развитие региональной московской системы оценки качества образования» предусмотрен индикатор современной школы «Создание внутришкольных систем управления качеством образования», основой которого становится сочетание внешней и внутренней оценки: публичного доклада, самоаудита и самоанализа, общественно-профессиональной экспертизы, добровольной системы сертификации, сравнительной оценки с аналогичными по виду или направленности деятельности образовательными учреждениями, городского мониторинга и диагностики, международных сопоставительных исследований качества образования.
По итогам обсуждения докладов выступающих участники «круглого стола» «Учитель «Новой школы» сформулировали проект резолюции, в котором рекомендуется:
– использовать опыт экспериментальной деятельности Юго-Западного округа по оценке деятельности учителя и использовать для дальнейшей апробации;
– внедрить в практику управления качеством образования систему индикаторов, измерителей и методик для различных пользователей на всех уровнях (региональном, окружном, школьном) для оценивания результатов обучения и уровня профессионального мастерства учителя;
– формировать курсовую систему повышения квалификации педагогических кадров с учетом уровня профессиональной компетентности учителя. Высшим учебным заведениям системы Департамента образования города Москвы, окружным методическим центрам предусмотреть в программах повышения квалификации направления «Компетентностный подход в образовании» и «Переход на новые ФГОСы»;
– рассматривать портфолио как накопительную систему оценки профессиональной деятельности учителя;
– продолжить социологические исследования уровня удовлетворенности родителей, учеников и других потребителей качеством московского образования.
Ксения СИЛИВАНОВА, методист окружного методического центра ЮЗАО
Комментарии