search
main
0

Оценка качества и перспективы развития гражданского образования в современной России. Методологическое осмысление результатов апробации программы оценки качества граждановедческого образования

​Задача становления гражданского сознания подрастающего поколения является одним из приоритетов развития любого общества в соответствии с потребностями стабильности и преемственности, консолидации и социального согласия в нем. В контексте трансформации ценностных ориентиров значительно возрастает роль образования в гражданском становлении молодого поколения россиян. Данная задача не может быть приоритетной только для государства или определенных политических сил, так как возникает из общих интересов и соответствует вектору общественного развития.

Большинством исследователей признается бесспорным важность акцента на гражданскую составляющую в системе образования. В условиях вызовов современной глобализации, обострившейся конкуренции между странами-лидерами за ресурсы и влияние, нарастания мультикультурной составляющей общественной жизни, повышения угрозы международного терроризма, активизации экстремистских организаций и движений особые требования предъявляются обществом к гражданской ответственности, правовой и политической культуре, толерантности и патриотизму. Особая роль школьного образования в формировании данных ценностей не вызывает сомнений. В связи с этим сегодня все чаще употребляют в качестве интегративной категории понятие «гражданственность». Нам кажется важным рассмотреть более глубоко это понятие в связи с результатами апробации программы оценки качества граждановедческого образования.Особенно значимым представляется акцентирование внимания на становлении гражданских ценностей молодежи в современном мире, характеризующемся резким усилением взаимопроникновения культур. Главной проблемой в сложившейся ситуации является то, что в нашей стране на рубеже XX-XXI веков произошла резкая смена ценностной парадигмы общественного развития, приведшая к усилению социальной энтропии и дефициту согласия по ключевым вопросам общественной жизни. В этом плане образование является одним из важнейших институтов, формирующих ценностные ориентиры гражданина. Поэтому гражданская направленность скрыто или явно присутствует в учебно-воспитательном процессе.Под гражданским образованием понимается комплекс обучающей и воспитательной деятельности образовательных организаций, способствующей становлению мировоззренческих основ и ценностных ориентиров молодого поколения граждан России.Представляется важным предложить компоненты гражданственности, составляющие данное интегративное качество, перечисленные в схеме «Компоненты гражданственности». (См. схему.)Под гражданским самоопределением понимается собственный взгляд человека на происходящие события с точки зрения сочетания интересов индивидуальных (личных) и общественных, осознанное понимание важности общих интересов и умение делать собственный выбор на основе гражданских ценностей. Проявляется в высказываниях и взглядах, видении происходящего. Самоопределение невозможно без наличия позиции и должно рассматриваться как процесс изменения позиции в проблемных ситуациях. «Самоопределение – осознанный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемной ситуации». Гражданская активность подразумевает действия, направленные на решение проблем общественной жизни, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Активность гражданина соотносится с его мотивацией к участию в жизни общества, стремлением способствовать позитивным изменениям и развитию.Гражданское взаимодействие проявляется в сотрудничестве с окружающими для достижения социально значимых результатов. Оно подразумевает конструктивное выстраивание взаимоотношений, основанное на толерантности и уважении. Гражданские умения формируются как практические способы выражения своих взглядов и рациональное выстраивание собственных действий. Они основываются на фундаменте гражданских знаний – представлений об основах гражданской жизни, ключевых правилах и нормах. В данном контексте под знаниями понимаются содержательные моменты, работающие на формирование гражданственности.Наконец, под гражданским мировоззрением понимается система ценностей и взглядов на мир, в основе которых лежит ответственность человека за собственную судьбу и за происходящие в обществе события. Такое мировоззрение противостоит патернализму и инфантилизму. Проявляется в системе принципов, на которых строится поведение. Можно говорить о том, что гражданственность основывается на ответственности, которая является интегративной ценностью, системообразующей для гражданственности.Таким образом, среди крупных блоков, которые лежат в основе гражданственности, могут быть выделены следующие: гражданская информированность, гражданские умения (навыки, инструментальные способности), гражданская активность (действия, поведение), гражданская позиция (ценностные ориентиры, видение, представления). Гражданственность интегрирует отношение к гражданским обязанностям, участию в общественной жизни и стремление к социальной интеграции.Стремление к самоопределению в разных направлениях (личностному, профессиональному, социальному и т. п.) у современных старшеклассников может сочетаться с феноменом размывания ответственности, высокой степенью инфантильности и зависимости. Современные старшеклассники подвержены массовым настроениям и манипулированию, не всегда могут противостоять скрытому давлению средств массовой информации, неформальных лидеров, распространяемых социальных стереотипов. Реклама и массовая культура формируют ярко выраженный потребительский акцент в мотивации деятельности молодежи, преувеличивают роль материальных благ и унифицированных стандартов поведения. Ориентация на быстрый результат, краткосрочные цели и сиюминутные желания приводит к неумению видеть последствия своих действий и поступков не только в социальном, но и личностном плане.Невозможно говорить о гражданственности без обращения к патриотизму, представляющему собой эмоциональное отношение к Родине, чувство любви и преданности, готовность служить ей и защищать ее от врагов. Эта любовь проявляется в заботе о процветании земли, где человек родился и прожил много лет и где жили его родители и предки, заботе об окружающей природе, стремлении сохранить язык, традиции и культурные особенности. В данном контексте чувство патриотизма лежит в основе поступков человека, которые можно квалифицировать как гражданские.Нет сомнений в том, что гражданственность базируется на нравственных основах личности, минимум которых в разных культурных традициях выражен формулой: «Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». В ней отражено представление о возможности делать добро другим, не понимая это в качестве ущерба для себя. Преодоление противопоставления личного и общественного, признание блага общества в качестве добра для личности составляет мотивационную часть гражданского поведения. Средневековый философ Ибн-Рушд метко выразил эту позицию в следующем утверждении: «для приобретения своей добродетели человек нуждается в других людях».Равенство возможностей и социальная справедливость становятся целевым ориентиром и важным результатом гражданской жизни в демократическом обществе. Они воплощаются в фактическом или нормативном утверждении равного положения людей, дающее право на справедливое распределение, а в фундаменте лежит правило равного воздаяния за совершенные поступки.В образовательном процессе утверждению названных ценностей в гражданском пространстве личностного развития способствует участие в дискуссиях, установление правил и следование им на практике, занятие определенной позиции при рассмотрении ситуаций, умение договариваться, учитывая другие позиции, готовность к поиску компромисса.Характеристики гражданственности могут быть соотнесены со сферами ответственности учащихся и педагогов, сформулированных в виде диагностируемых проявлений этого качества в образовательном процессе. (См. таблицу на стр. 7.)Следует отметить, что граждановедческое образование ориентируется на смыслообразование, самоопределение, регуляцию собственной деятельности, коммуникативные и познавательные учебные действия обучающихся.Необходимость гражданского образования сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Существовавшая долгие годы система коммунистического воспитания разрушена, но формирование гражданственности и патриотизма остается в качестве важнейшей задачи системы образования. Акценты перемещаются с идеологического давления и внедрения подданнического типа политической культуры к развитию умений аналитического мышления и сознательной активности при участии в общественной жизни. Многое в данном направлении сделано: появилось значительное количество учебных пособий, разработаны программы с разными подходами, во многих регионах России проводятся семинары и конференции, выпускаются специальные периодические издания, созданы общественные организации и центры гражданского образования.Вместе с тем остаются и нерешенные проблемы: не всегда работающие в данном направлении специалисты могут договориться о единых дефинициях ключевых понятий, о принципиальных подходах и содержательных приоритетах. Пока только в стадии разработки находится целостная система гражданского образования, учитывающая сбалансированность соотношения учебной и внеклассной воспитательной работы, остается педагогическая энтропия в гражданском становлении молодого поколения российских граждан. Недостаточно развита система общественного контроля и обсуждения актуальных вопросов, несовершенны механизмы мониторинга эффективности (акцентируют внимание в основном на компонент знаний).Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, главный редактор «Учительской газеты»;Андрей ИОФФЕ, доктор педагогических наук, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте