search
main
0

Очередь за золотом. Кому достанется главный приз Каннского кинофестиваля?

Сегодня вечером состоится церемония закрытия 69-го Каннского международного кинофестиваля. Участники основного конкурса с нетерпением ждут, какое решение вынесет международное жюри во главе с австралийским режиссером Джорджем Миллером. Ведь награда этого крупного смотра открывает возможности для мирового проката, а также для номинаций на престижные премии: «Оскар» и «Золотой глобус». Мы ждем результатов не меньше, ведь фильмы-лауреаты обязательно выйдут на российские экраны. «УГ» делает свои ставки и пытается определить наиболее вероятных претендентов на победу.

Когда речь идет о творчестве, любое судейство субъективно. Вот и жюри каннского конкурса выберет лауреатов, исходя из своих личных предпочтений, творческих взглядов и мировосприятия. К сожалению или к счастью, нам не дано узнать, о чем думают Ванесса Паради или Дональд Сазерленд, поэтому постараемся максимально объективно оценить шансы на победу самых заметных фильмов программы.

В нынешнем году у картин основного конкурса есть много общего, что позволяет рассуждать о тенденциях. Во-первых, многие из них посвящены семье, причем авторы предпочитают говорить о ее воссоединении, а не о разделении, как это было раньше. Во-вторых, главные роли отданы в основном женщинам, что редко бывает, например, в театральной драматургии. И, в-третьих, все без исключения фильмы сняты людьми, которые в разные годы уже привозили в Канны свои работы, а многие из них даже получали здесь награды. То есть, программа составлена так, что членам жюри придется выбрать лучших среди лучших.

Итак, если судьи ориентированы в основном на социальное кино, то наибольшие шансы на победу есть у трех картин, каждая из которых, действительно, достойна награды. Новая работа британца Кена Лоуча «Я, Дэниэл Блэйк» – почти кафкианское путешествие человека, который всегда вел честную жизнь, но, оказавшись в сложной ситуации, не может получить помощь от государства. Мелодрама «Тони Эрдманн», снятая немецким режиссером Марен Эд, – это понятная абсолютно всем, у кого есть взрослые дети или пожилые родители, история взаимоотношений отца и дочери, трогательная и очень человечная. И, наконец, бельгийцы братья Дарденн в обычной для себя манере рассуждают о равнодушии современного европейского общества в драме «Незнакомка». Особняком среди социальных картин состоят две румынские – «Сьераневада» Кристи Пую и «Выпускной» Кристиана Мунджиу. Это – чистой воды реализм, которого обычно и ждут от румынских кинематографистов, что дает основание полагать: одна из двух лент получит хотя бы какую-то награду.

Предположим, что жюри увлечено скорее формой, чем содержанием. Тогда на призы могут рассчитывать совсем другие фильмы. И первая в списке вероятных кандидатов на победу – работа южнокорейского режиссера Парк Чан-ука «Служанка» – невероятно красивая, но пустая картина с почти фарфоровыми женщинами, старинными интерьерами и изысканными нарядами. По части умения показать красоту конкуренцию Чан-уку составляет Педро Альмодовар с мелодрамой «Джульетта» о женщине, которая ищет давно сбежавшую из дома дочь. На раннего Альмодовара похож и фильм канадца Ксавье Долана «Это всего лишь конец света», персонажи которого собираются на семейный обед, не зная, что один из них смертельно болен.

У ценителей жанрового кино в самый последний конкурсный день появились два фаворита: «Коммивояжер» иранского режиссера Асгара Фархади и «Она» голландца Пола Верховена. В обоих случаях все начинается с нападения на женщину в ее собственном доме. Но Фархади создает из этого тонкую историю о мести и прощении. А Верховен превращает все в игру, порой жестокую, порой смешную, но не имеющую ни малейшего отношения к чувствам и внутреннему миру человека. И, как ни странно, оба этих фильма, совершенно непохожих один на другой, в равной степени могут получить премию Каннского фестиваля.

Осталась еще одна картина, которую невозможно сравнить ни с какой другой лентой конкурса. «Патерсон» Джима Джармуша стоит особняком, потому что его нельзя воспринимать просто как обычное кино. Это – поэзия, живопись и жизнь, соединившиеся в одном произведении. Простой на первый взгляд фильм идеален по форме и, что важно, не лишен смысла. Привычную жизнь обычного водителя автобуса Джармуш превращает в поэму, рифмуя привычные и повторяющиеся из дня в день действия. Если судьи смогут прочитать эту поэзию, то главный приз уйдет «Патерсону». Но учитывая, что несколько лет назад не менее сильная работа режиссера «Выживут только любовники» осталась в Каннах без призов, а год назад «Золотую пальмовую ветвь» получил далеко не самый лучший фильм программы, не будем пока тешить себя напрасными иллюзиями и дождемся объявления результатов.

Канны. Франция. Специально для \”Учительской газеты\”

Фото с официального сайта кинофестиваля www.festival-cannes.com: AC POUJOULAT / AFP, Alberto Pizzoli / AFP, Leo Laumont/FDC

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте