В Литературном кафе Московского дома книги на Арбате состоялось интересное и многосоставное действо, включившее в себя разговоры о поэзии и поэтах, пение, музыку и даже немножко танцы. Согласитесь, что в книжном магазине такое бывает нечасто. Виновниками этого события стали Борис Кутенков, Николай Милешкин и Елена Семенова – составители недавно увидевшего свет третьего тома антологии «Уйти. Остаться. Жить» – книги о поэтах, рано ушедших из жизни, куда вошли подборки стихов, а также биографические и литературоведческие статьи.
Напомним, что первый том антологии был посвящен поэтам, ушедшим на сломе веков, то есть в 1990‑2010‑е годы, второй – поэтам, ушедшим в 1970‑1980‑е. Третий же том стал своеобразным постскриптумом к девяностым: составители вернулись к этому сложному для нашей страны времени, чтобы выявить и оставить в анналах истории и литературы имена многих талантливых молодых авторов, не вошедших тогда ни в мейнстрим, ни даже в андеграунд. Самые известные авторы третьего тома – поэт Александр Сопровский, рок-певцы Янка Дягилева и Веня Д ‘ркин – тоже в свое время принадлежали к «подпольной» культуре.
Мероприятие открыл поэт, критик, редактор отдела культуры и науки «Учительской газеты» Борис Кутенков. Он вкратце рассказал о зарождении и истории проекта, начавшейся еще в 2012 году с литературных чтений «Они ушли. Они остались», а также представил «сольные» сборники поэтов, вышедшие в серии «Поэты литературных чтений «Они ушли. Они остались». Это была в первую очередь книга львовского поэта и архитектора Гоши (Игоря) Буренина (1959‑1995) «луна, луна и еще немного». Она включила в себя тексты из книги «луна, луна», которые были дополнены мемуарами первой жены поэта Ксении Агалли, статьями критиков Валерия Шубинского и Валерии Мориной, а также разделом «еще немного», стихами, которые Ксения нашла в архивах.
Борис Кутенков выразительно декламировал свои любимые строки: «как на смерть замирает листва – отворите мне веко! // еще наша судьба разомкнуть на запястьях число // пока осень играет в разломах цветущего света // в призматических сумерках твердорастущих как соль // умирает листва как пехота последнего ветра // где в развалинах зрения мир и язык невесом // где ресничный букварь повисая на кромках ответов //заусеницы смысла срезает как цвет с голосов». Борис также представил книги Алексея Сомова (1976‑2013) «Грубей и небесней», Леонида Шевченко (1972‑2002) «Забвению в лицо» и Михаила Фельдмана (1952‑1988) «Еще одно имя Богу».
На правах ведущего Борис Кутенков пригласил на сцену следующего далеко не безызвестного героя действа. Это был поэт, автор песен, певец, музыкант и актер, создатель литературной группы «Орден куртуазных маньеристов» и музыкальной группы «Бахыт-Компот» Вадим Степанцов. Он оказался замешанным в историю с антологией «Уйти. Остаться. Жить» по той причине, что его друг – один из замечательных куртуазных маньеристов Константэн Григорьев (1968‑2008) – стал героем первого тома антологии (который, кстати, давно раскуплен и доступен сейчас только в электронном виде). «Что могу сказать? Жил, любил, творил, рано умер…» – так начал свое выступление Вадим Степанцов. По его словам, когда наступил «период полураспада» Ордена куртуазных маньеристов и когда он пытался по мере своих душевных сил снова собрать все воедино, Константэн не выдержал – не выдержало его сердце: поэт умер в подземном переходе по пути на юбилейный концерт в 2008 году. «Смешной рыжий человек, дико талантливый, – вспоминал Степанцов, – писал песни, самодельничал музыку в компьютере, думаю, если бы он дожил до наших дней, то стал бы рэпером, эстрадным кумиром…» Вадим, в частности, прочитал свое стихотворение «Внутренние разборки поэтов-2».
Еще один составитель книги – поэт, журналист Елена Семенова поведала в целом об отличии третьего тома «Уйти. Остаться. Жить» от других, о том, что в книгу вошло много так называемых неформалов, представителей контркультур либо людей с необычными и знаковыми для девяностых годов биографиями. Это и башкирский поэт с множеством профессий, воевавший в Афгане, Александр Банников, и лидер томской молодой авангардной поэзии 1980‑1990‑х Макс Батурин, придумавший Общество левых поэтов, и минский поэт-театровед Яков Бунимович, ставивший «Гамлета» на лестничных пролетах НИИ, и артистичный львовский хиппи Артур Волошин, и пермский авангардист, последователь митьков Дмитрий Долматов, и Олег Чертов, переводивший Эразма Роттердамского, читавший лекции по политике и экономике в США и застреленный в подъезде своего дома за борьбу с олигархией, и одна из крупнейших поэтов-бардов второй половины XX века Катя Яровая, гастролировавшая по всему Советскому Союзу…
Но это была всего лишь половина замечательного мероприятия. Затем сцену «экспроприировал» второй куртуазный маньерист – поэт-песенник Виктор Пеленягрэ, автор хитов «Как упоительны в России вечера…», «Я вышла на Пикадилли» и многих других, рассказавший о рано ушедшем из жизни поэте – куртуазном маньеристе обаятельном Александре Бардодыме (1966‑1992), геройски погибшем во время грузино-абхазского конфликта. Конечно же, были прочитаны стихи Бардодыма: «Очарует рифм розарий // Куртизанку и святую. // В Петербурге я гусарю, // На Кавказе джигитую. // Грациозным иностранцем, // Ветреным до обалденья, // Бейбе с трепетным румянцем // Я наполню сновиденья». А потом начались упомянутые в начале статьи песни.
Затем составители анонсировали планы на книжную серию: в скором времени выйдет сборник ростовского поэта Бориса Габриловича (1950‑1970), готовится четвертый том антологии.
Глеб Котов
Уйти. Остаться. Жить. Антология литературных чтений «Они ушли. Они остались». Том третий. Составители Борис Кутенков, Николай Милешкин, Елена Семенова. – М. : Выргород, 2023. – 448 с.
Комментарии