search
main
0

Очарована, околдована. И снова о любви

Сегодня немудрено растеряться перед обилием всего того, что появляется на книжном рынке. Многообразие жанров, новые имена, новые литературные течения, кто-то привлекает ловко закрученным сюжетом, кто-то изящным стилем или злободневностью темы. Но редко прочитанная книга остается в памяти хотя бы на пару дней. Вроде бы и написано живо, хорошо, а за душу не берет.

А бывает незамысловатый вроде бы рассказ, простая житейская история, а чувствуется в ней такая глубина и правда жизни, что мороз по коже. Таким удивительным даром – западать в душу – обладает проза Лидии Сычевой. Лидия Андреевна в литературе не новичок, читателю хорошо известны ее книги «Предчувствие», «Вдвоем», «Уже и больные замуж повыходили». Юмор, образный, выразительный язык, умение видеть главное в человеке, сопереживать и сострадать, искренность и лиричность – отличительные качества стиля писателя. Несмотря на все тяготы жизни, герои Сычевой не забывают о главной власти в судьбе человека – власти любви. В этом, пожалуй, и заключается основной смысл новой книги писательницы «Три власти», которая вышла в самом конце 2012 года. Книга открывается одноименным рассказом. Главный его герой, ученый-физик Сергей, впервые попал в Кремль на званый прием в Георгиевский зал. Оказавшись на Соборной площади, Сергей ощутил, как «бьется сердце великой страны… Он вдруг почувствовал себя Иваном Грозным, Македонским, Цезарем, и ему казалось, что это он правил настоящим, прошлым и будущим разноплеменной империи. …Ему казалось, что он мчится на лыжах с огромной горы и душа трепещет – он должен сейчас разбиться, погибнуть, но он все летел и летел; так вот, успел он подумать, неужели, почувствовав свою призванность владеть и властвовать, можно еще чего-то хотеть?!» А потом Сергей оказался в другой власти – власти таланта, слушая удивительное пение выступавшей на концерте женщины. «…За певицей не было ни тысячелетней Руси, ни космических войск, ни глухих закоулков сумрачной страны с полуразрушенными избами. Был только ее дар, ее голос простой смертной женщины, но в эти минуты он готов был стать перед ней на колени»… Однако всего сильней все-таки оказалась третья власть – власть любви, когда, оставшись наедине с любимой женщиной, Сергей понял: «…все царства мира, все венцы кесарей он бы сейчас отдал за то, чтобы никогда, ни на минуту не разлучаться с ней…» Об этой власти любви и рассказ «Простая история», главный герой которого ради житейских благ предал свою любовь, свою Галинку, верно ждавшую его из армии. Простой работяга-шофер изливает свою душу на бумаге, обращаясь к неведомому другу: «Если Бог тебе послал любовь в начале жизни, если это твое, никому не надо свою любовь отдавать, никого не надо слушать, кроме сердца своего…» Об утраченной любви и тоске по ней и рассказ «Очарована, околдована». Семидесятилетняя Алла Валерьевна, имеющая замечательного, любящего мужа, детей и внуков, оказывается, всю жизнь любила другого человека, свою юношескую любовь, парня по имени Сеня. Сеню приворожила другая, и хоть не любил ее, но стала она ему женой… Лишь когда Сени не стало, ощутила Алла Валерьевна опустошенное спокойствие и мечтала теперь об одном, чтобы вылечился от пьянства сын Саша…Лидия – мастер короткого рассказа, несколько страниц вмещают в себя не только человеческую судьбу, но порой и целую эпоху, как, к примеру, в рассказе «Летящая». Главная героиня «была ладной, легкой и красивой, а будущее было бездумно, светло и прекрасно». «Родиной у нее была большая, необъятная страна, через которую надо было ехать семь или восемь суток подряд…» Она стала проводницей, потому что «во всем этом наборе слов: дорога – путь – железо – сообщение – ей вдруг послышалась музыка, та, которая всегда сопровождала ее «полеты» – музыка ветра, движения. …работа была для нее лишь жизнью, несущей ее вперед, вперед». Однако распалась страна, и станцию, на которой жила Летящая, закрыли, пришлось вернуться в деревню, к земле. Однако по ночам ей было жутко, она плакала, вспоминая дорогу. А в один из жарких дней, когда женщина копалась в огороде, ее хватил удар. Из больницы она вышла с парализованной рукой, нарушенной речью и поврежденным рассудком. Сколько же было таких искореженных, изломанных судеб в 90-е! Летящая – это еще и символ самой России, парализованной бездумными антинародными реформами, утратившей свою легкость и красоту…Впрочем, Лидия Сычева всегда оставляет надежду и своим героям, и, конечно, читателям. Свой рассказ «Новейшая история» писатель завершает сценой крещения девяти маленьких ангелочков. «Кудрявые и почти безволосые головенки, маленькие ручки и ножки, наивные удивленные глаза, лепет, гуление. Светлые, беззащитные дети.А сверху, сквозь цветное витражное окно, смотрел на них всемогущий Христос. Родители верили, что силы небесные спасут и защитят их детей, когда они сами уже будут не в силах им помочь»……Проза Лидии Сычевой, как и молитва, защищает своих читателей от бездуховности и безверия. От пустоты и серой обыденности. Она дает силы жить и надеяться, верить и любить…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте