search
main
0

Обыкновенное чудо. Их разыскивает будущее

Конечно, на этом месте вполне мог бы быть рассказ о чудо-ребенке, чьего появления Земля дожидается не чаще, чем раз в пятьдесят, а то и в сто лет. Чьи гены, сплетенные в необычайный узор, помогают ему уже в пять лет играть сложнейшие органные концерты, в семь – цитировать Плутарха или Вергилия, а в двенадцать – вступать в ученые диспуты с ведущими профессорами лучших университетов. Очень яркий мог бы быть рассказ, с отчетливым привкусом сенсации. Но вундеркинд, кунштюк природы, – он ведь не экзотический зверек в клетке, не НЛО и не снежный человек, он от излишнего внимания только болеет. А со временем, не выдержав сурового климата взрослой жизни, может и вовсе растерять все свои феноменальные способности. Куда важнее рассказывать о детях, у которых, возможно, Вергилий в оригинале еще только впереди. О детях, чьи таланты раскрываются постепенно, в срок, но остаются с ними уже навсегда. О детях, не обгоняющих свое время, но делающих его чуточку светлее. О детях, которые наверняка есть и в вашей школе…

Испытание наукой

Если спросить Елену Соенкову, учителя истории и обществознания школы №6 города Реутова, руководителя школьного историко-краеведческого музея, главу городской краеведческой секции научного общества учащихся и обладателя президентского гранта в рамках национального проекта, сколько среди ее учеников по-настоящему одаренных ребят, она, не задумываясь, ответит: «Все». Не спешите обвинять Елену Квэриевну в прекраснодушии и излишней экзальтированности, в том, что она смотрит на своих детей сквозь розовые очки, отказываясь замечать их недостатки. У нее и в самом деле есть полное право на такой ответ, ибо вот уже много лет она проверяет каждого своего ученика на прочность, подвергая ребят непростому испытанию исследовательской работой. И в этом интеллектуальном бою раскрывает их иногда действительно глубоко запрятанные способности, оттачивает и шлифует до блеска.

Научная «разминка» начинается уже в пятом классе, дети пробуют такую новую для них работу на вкус, примериваются к ней, пытаются ухватиться покрепче. К девятому классу «дорастают» до первых экзаменационных рефератов, но самое интересное – это уже, конечно, в старшей школе. «Дворянский быт», «История России в живописи», «Реутов – наукоград», «Роль статуса наукограда в развитии города», «Градоначальники Реутова», «Прядение и ткачество на Руси», «История пожарной охраны» – Елена Квэриевна предлагает своим исследователям до семидесяти самых разных тем на любой вкус. И вот тут-то юные ученые иногда и сами узнают о себе то, чего доселе не знали: кто-то оказывается мастером вычленять крупицы ценной информации из горы документов, другой виртуозно проводит опросы общественного мнения, третьи блестяще читают итоговые лекции, венчающие все исследование.

Пять-шесть самых фундаментальных трудов принимают участие в школьной конференции научного общества учащихся, следующий этап – городские и областные краеведческие конференции. В прошлом году две воспитанницы Елены Соенковой вернулись с областного этапа абсолютными триумфаторами, в этом году одна из исторических работ шестой школы заслужила диплом лауреата.

– Что там говорить – это очень кропотливый и тяжелый труд. К сожалению, не каждый учитель добровольно возьмет на себя такую дополнительную нагрузку, – говорит Елена Квэриевна. – Ведь получается, что ты становишься научным руководителем одновременно у ста детей. Каждого нужно направить, каждому подсказать, помочь что-то исправить. Но результат того стоит. Ведь подобные проекты позволяют развивать не только интеллектуальные, но и коммуникативные способности. Дети учатся общаться, говорить, слушать и слышать, не боятся войти в нужную им дверь. А какая это школа социализации! Разрабатывая темы по обществознанию, ребята доходят до администрации города, встречаются с сотрудниками всевозможных служб и департаментов. Да я за каждого из них после этого спокойна – все они смогут проложить себе дорогу, добиться своего, не спасовать в ответственный момент.

Комсомолец-доброволец

Свой след в исторической летописи Елены Соенковой оставил и одиннадцатиклассник Василий Петров. Его первым серьезным исследованием была славная судьба столичной подземки, после он увлекся историей довоенного Реутовского аэроклуба, выпестовавшего целую стаю «соколов» для фронтов II мировой. Доведись Василию жить в те годы, он и сам, наверное, был бы первым асом реутовского неба. А ведь в самом деле, присмотревшись к Васе повнимательнее, в нем действительно можно обнаружить отчетливое сходство с теперь уже такими несовременными, но оттого столь привлекательными лицами полувековой давности. Так, если верить черно-белому советскому кино, выглядели и вели себя юные новобранцы Великой Отечественной, комсомольцы, клавшие свои судьбы к подножиям великих строек века, ученые-энтузиасты, несшие прогресс в глубинку. Инженер Грушенков из «Весны на Заречной улице» в исполнении Геннадия Юхтина – вот, пожалуй, самое точное попадание… Подобно своим экранным предшественникам, Василий тоже большая умница – планирует закончить свой одиннадцатый «физический класс» с серебряной медалью и поступить в Московский энергетический институт на факультет электроэнергетики. Играет в баскетбол, любит «нарезать» лишний круг на велосипеде, недурно разбирается в автомобилях, по памяти цитирует мемуары маршала Жукова и вовсю занимается общественной работой. В правительстве школьной республики «Колокол» он – министр спорта.

– Во главе школьной республики стоят парламент и правительство, – поясняет Василий. – Парламент собирает от ребят все их предложения по организации внутришкольной жизни, рассматривает и выдает распоряжения правительству – привести в исполнение. В правительстве 12 человек. У девушек – они у нас тонко чувствующие и с большим художественным вкусом – лучше получается организовывать всевозможные концерты и праздники, которые мы показываем не только в школе, но и в городском Детском реабилитационном центре, и в Доме детства. Кто-то следит за успеваемостью и подтягивает отстающих, а я и еще несколько ребят отвечаем за то, чтобы здоровый дух был в здоровом теле. Недавно, например, провели чемпионат школы по баскетболу. Команды на городские соревнования тоже формируем мы. Вот три недели назад на городском чемпионате по плаванию наша школа стала первой, а на минувшей неделе наши девушки оказались третьими на турнире по настольному теннису.

К своим обязанностям Василий относится со всей серьезностью и вовсе не считает их просто игрой во взрослую жизнь. Конечно, права у школьного самоуправления ограниченные. Но в их руках, возможно, главное – свободное от уроков время, которое можно занять с пользой и большим толком.

Василий уверен, что опыт «школьного министра» ему непременно пригодится в будущем. Он знает, что такое ответственность и работа в команде, знает, как организовать свое время, чтобы все успеть к сроку и не подвести других. А не эти ли качества ценятся нынче на рынке труда превыше всех прочих талантов и не за такими ли специалистами охотятся вездесущие рекрутеры крупных компаний? Вот вам и герой минувших лет…

И быстрой ножкой ножку бьет

У десятиклассницы Насти очень театральная фамилия – Качалова. И увлечения – под стать фамилии. Два года назад она с отличием закончила хореографическое отделение Реутовского городского музыкального театра Ирины Тульчинской, но уйти со сцены не смогла и продолжает заниматься до сих пор – уже вольным слушателем.

Музыкальный театр Ирины Тульчинской – вообще одна из главных достопримечательностей Реутова. С детьми здесь работают на двух отделениях – хореографическом и оперном. Практически со всех фестивалей – и всероссийских, и международных – театр возвращается с наградами. Это единственная труппа, которой удалось десять лет держаться в тройке лидеров и дважды завоевывать Гран-при самого авторитетного российского смотра детских музыкальных театров «Синяя птица», что раз в два года проходит в Театре Наталии Сац.

За семь официальных лет, проведенных в театре, Настя не только научилась стоять на пуантах, танцевать эстрадные танцы и играть на фортепиано, но сполна прочувствовала, что такое настоящая кочевая жизнь артиста. Ярославль, Калуга, Тула, Сочи, Латвия, Литва, Германия и Франция – вот сколько красных флажков может поставить Анастасия на своей гастрольной карте.

Несмотря на то, что за все годы у Насти ни разу не было желания бросить сцену, продолжать свою театральную карьеру она не хочет. «Куда более сильные ребята не поступают в театральные институты, а если и поступают, то с необычайными трудностями. Я не хочу рисковать. На свете есть масса не менее интересных занятий», – говорит она. И, видимо, не лукавит: в школе №6 выбрала необычный для балерины физико-химический профиль. В прошлом году доказала, что этот выбор – не просто девичья блажь: стала призером городской научно-практической конференции по экологии, защитив доклад по теме «Твердые бытовые отходы города Реутова. Их влияние на окружающую среду». А в этом году пишет работу по физике, что-то о нетрадиционной энергетике. Что уж там говорить о всевозможных предметных олимпиадах: только что стала второй в городе по литературе и третьей по математике. В ее копилке также третьи городские места по русскому языку.

– Я уже давно поняла, чем больше занята, тем больше успеваю. Нет, правда, мне на все-все времени хватает: и на учебу, и на танцы, и на общественную работу в классе, и на друзей, – пожимает плечами Настя.

Отринув идею театрального института, Анастасия пока находится в поиске своего будущего жизненного пути. Может, выберет факультет психологии в Московском областном университете, может – какую-нибудь техническую специальность – время для принятия решения еще есть. Одно знает точно: будет счастлива лишь, когда найдет себе дело на всю оставшуюся жизнь. Чтобы радовало, грело и позволило выплеснуться наружу еще целому фонтану способностей и талантов, что пока просто еще ждут в ее душе своего часа.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте