Защиту профсоюз ведет в двух направлениях: первое – это труд, оплата, условия и режим труда; второе – охрана человека в процессе его труда. Наша задача, с одной стороны, дать правовое обоснование защитным функциям профсоюза в области контроля за созданием здоровых и безопасных условий труда, с другой стороны, организовать обучение актива в первичных организациях.
В минувшем году мы провели восемь семинаров «Организация работы по охране труда в учреждениях образования». Присутствовали 630 руководителей, ответственных и уполномоченных по охране труда учреждений образования города и области. В 2003 году прошло пять семинаров с участием 755 профсоюзных работников.
Детально рассматриваем вопросы заключения и правильного оформления Соглашения по охране труда в образовательных учреждениях. Стараемся включать в коллективный договор и Соглашение мероприятия по реализации законодательства по охране труда, принимать действенные меры по их выполнению.
Общественный контроль за условиями и охраной труда осуществляют: техническая инспекция труда обкома профсоюза, комиссии по охране труда при районных организациях и уполномоченные в учреждениях образования. С 1 января 2002 года в штат Омского обкома вновь введен технический инспектор труда.
Восстановление этой должности существенно отразилось на повышении роли обкома. А главное – актив, особенно ответственные и уполномоченные по охране труда, начал осваивать новую для себя функцию. Уже в 2003 году за консультациями к техническому инспектору обкома О.В. Мягких поступило 36 обращений (из них 13 касаются правильного документального оформления несчастных случаев как с работниками, так и с детьми, остальные – организации и оформления документов по охране труда в конкретном учреждении).
Обком профсоюза издает правовые и нормативные документы. За последние два года выпущено 6 настольных книг председателя профкома по охране труда, 19 экспресс-информаций, но проблема обеспечения всех учреждений необходимой правовой литературой остается. Поэтому мы были вынуждены переиздать справочное пособие по охране труда в помощь руководителям организаций и председателям профкомов.
Вместе мы сила
Нам приходится не только способствовать созданию здоровых и безопасных условий труда для работающих, но и воспитывать в подрастающем поколении сознательное желание выполнять правила и нормы охраны труда. Без плодотворного сотрудничества со многими организациями и ведомствами здесь не обойтись.
Произошел, к примеру, несчастный случай в одной из Седельниковских школ. Выехали на место с Гострудинспекцией. В результате тщательного расследования установлено, что котельная эксплуатировалась с разрушенной обмуровкой загрузочной дверцы. Кочегары не изучали требования охраны труда и не проходили проверку знаний. В результате их отстранили от исполнения трудовых обязанностей. Еще двум учреждениям района даны предписания по устранению выявленных нарушений законодательства о труде и охране труда.
Практикуем выезды в сельские районы совместно с Госсанэпидемнадзором, Главным управлением образования. После знакомства с условиями труда и учебного процесса в Тюкалинской начальной школе были сделаны существенные замечания об уровне освещенности в классах, снабжении питьевой водой, оборудовании столовой. Недостатки были устранены.
В коллективе детского сада № 369 Кировского АО возникли сложности с установлением доплат за вредность. На основании имеющихся документов и конкретных расчетов мы с экономистами Управления образования города определили процент доплат работникам детского сада и общий подход к начислению доплат за вредные условия труда.
С Гострудинспекцией в последнее время проведено семь совместных проверок учреждений образования. Выявлено 46 нарушений. Основные недоработки:
• инструкции разработаны не для всех должностей и видов работ;
• инструктажи проводятся нерегулярно, по инструкциям, не учитывающим конкретные условия труда;
• оборудование не соответствует требованиям безопасности;
• отсутствуют плафоны и светильники;
• не проверена надежность спортивного инвентаря;
• используется неисправная проводка.
За 2002-2003 годы из 9 тяжелых несчастных случаев, о которых не было своевременно сообщено и которые расследовались государственным инспектором труда совместно с технической инспекцией труда обкома, пять квалифицировались как связанные с производством, были оформлены акты по форме Н-1.
Тревожным остается положение с травматизмом. За 2002 год в области пострадали 82 человека (в 2001 году – 110), из них 58 женщин (в 2001 году – 59). А затраты на возмещение вреда, причиненного работникам, – 230 тысяч рублей.
Нас очень беспокоит еще одно обстоятельство. Если статистика по несчастным случаям на производстве с работающими достаточно полная и достоверная, то учет травматизма учащихся организован хуже. В управлении образования г. Омска вся информация по травматизму с детьми собирается в отделе охраны труда, ГО и ЧС, где проводится анализ причин и разрабатываются мероприятия по предотвращению несчастных случаев. В Главном управлении образования специалисты, курирующие училища, школы, детские сады, учреждения дополнительного образования, отдельно собирают информацию о травматизме детей. Общей статистики по детскому травматизму практически нет.
Потому весьма своевременно апрельское решение Межведомственной комиссии по охране труда Омской области под председательством зам. губернатора А.М.Луппова о введении в штатные расписания муниципальных органов управления образованием и государственных образовательных учреждений должности специалиста по безопасности труда и жизнедеятельности. До сих пор специалисты по охране труда были только в Горьковском, Исилькульском, Нижнеомском, Шербакульском районах. Тем самым нарушалось требование статьи 217 ТК РФ о создании в организациях службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Сложная работа по охране труда возлагалась на общественников: ответственных или уполномоченных по охране труда. С помощью регионального отделения Фонда социального страхования удалось обучить 800 уполномоченных. Планируется обучать и руководителей учреждений образования. 180 из них в сентябре-октябре пройдут курсы в государственном «Центре охраны труда Омской области».
Человек разумный?
Проблем много. Они общеизвестны:
– отсутствие единой системы государственного управления охраной труда, которая раскрывала бы механизм взаимодействия всех органов и организаций, работающих над этой проблемой, в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в РФ» и новым Трудовым кодексом;
• ослабление ведомственного контроля за технической безопасностью производства в результате разрушения отраслевой системы управления охраной труда;
• ухудшение производственной и технологической дисциплины;
• старение основных фондов, сокращение капитального и профилактического ремонта зданий и сооружений, машин и оборудования.
Перечень можно продолжить. И все же, на наш взгляд, есть еще одна проблема – человеческий фактор. Мы до сих пор не смогли донести до сознания каждого, что неукоснительное исполнение требований охраны труда – главное условие производственной деятельности.
Я ознакомился с представлением технического инспектора труда, которое было направлено директору гимназии в р.п. Черлак Г.С. Грековой, и растерялся от неожиданности. Что предлагается устранить? Нарушения, которых вообще не должно быть! Пронумеровать розетки на 220 v; в лаборантской кабинета химии закрыть плафонами лампы; в пищеблоке обеспечить рабочие места у электроплит диэлектрическими ковриками; заменить провод у холодильника на цельный… Как говорится, комментарии излишни.
В Гуровской средней школе Муромцевского района до сих пор не могут оформить в соответствии с требованиями различные инструктажи. Аналогичное положение в коллективе Петропавловского детского дома этого же района. Кроме того, здесь нет учета средств пожаротушения. В приказах ссылки на недействующие в настоящее время документы. Холодильники не заземлены. Нет журнала проверки знаний по электробезопасности. Неужели следующие одна за другой трагедии с детьми не заставили призадуматься?
Названные и другие нарушения увеличивают травматизм, а значит, влияют на учебно-воспитательный процесс, финансовое положение наших учреждений. Приведу примеры.
Учитель истории В.Н. не мог трудиться в связи с закрытым переломом левой плечевой кости 109 дней. Оплата больничного обошлась государству в 14838 рублей. Перелом правой руки учителя физкультуры А.Н. на 72 дня оставил его без работы. Оплата больничного – 8482 рубля. Временная нетрудоспособность учительницы Т.Н. составила 92 дня. Выплачено из средств социального страхования 13644 рубля.
Все это – производственные травмы, которые произошли из-за неисполнения техники безопасности. В результате пострадали дети (замена отрицательно сказывается на их обучении), работники (на оплату больничных, возмещение ущерба пострадавшим расходуются значительные средства социального страхования).
В 112-й омской школе (директор Л.В. Андриенко) медосмотр – не формальное дело. С медсанчастью № 7 установлены партнерские отношения. Вместе работают руководители, профком, комиссии по охране труда и социальному страхованию. Вошло в практику глубоко анализировать причины заболеваемости, нуждающихся направлять на лечение в поликлинику, где после диагностики можно получить направление в санаторий.
Почему в одном образовательном учреждении все благополучно с документацией по охране труда, в другом – нет? Почему в одной школе работники проходят проверку знаний по охране труда, в другой – нет? Как можно проводить занятия в мастерской при наличии неисправного оборудования? Неужели трудно, прежде чем привести детей на футбольное поле, проверить устойчивость снарядов?
На все вопросы один ответ: все трагедии происходят из-за халатности, по недосмотру. Я призываю к ответственности в учебно-воспитательном процессе. Нам надо скоординировать свои действия. В работе по охране труда нет мелочей.
Александр ШРАМ, председатель Омской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии