Сегодня социальное партнерство на всех уровнях строится в условиях постепенного отхода государства от социальных гарантий, разделения бюджетов и соответственно разделения ответственности за социальные вопросы. Внутри нашей системы в отношении педагогов школ и дошкольных учреждений не получается одинаково значимо решать эти вопросы. Разные бюджеты, разные возможности – отсюда и разное положение работников отрасли.
В нашем районе социальные вопросы решаются в условиях взаимопонимания партнеров: администрации, работодателей и профсоюза. Между нами сложились деловые и честные отношения. Только благодаря этому мы никогда не доводили ситуацию до конфликта, не было ни одного разбирательства из-за невыполнения обязательств, взятых на себя одной из сторон районного отраслевого соглашения. Выполнение условий соглашения и коллективных договоров контролируется профсоюзными комитетами образовательных учреждений, райкомом профсоюза и трехсторонней районной комиссией.
Районное отраслевое соглашение у нас заключается с 1999 года. С 2003 года во всех учреждениях образования заключены коллективные договоры. Инициатором заключения соглашений всегда был профсоюз. Как бы ни хотелось нам договориться о предоставлении дополнительных льгот и гарантий, мы понимаем, что за каждым пунктом соглашения стоит финансовая составляющая. Поэтому всегда на совместных заседаниях по заключению и подписанию соглашения оцениваем реальные возможности выполнения каждой стороной взятых на себя обязательств. Часто сходимся в том, что необходимо оставить базовые, уже ставшие традиционными положения, а дополнительные обязательства и администрация, и работодатели берут только те, которые смогут выполнить.
Базовыми на протяжении многих лет являются следующие льготы: повышение оплаты труда прибывшим на работу выпускникам вузов и ссузов на два разряда (до 1 января 2009 года), с 1 января – на 20% базовой части зарплаты в течение двух лет работы до результатов аттестации; выплата единовременного пособия работнику при выходе на пенсию в размере оклада, с 1 января – в размере МРОТ; подъемные молодым специалистам; оплачиваемый отпуск на три дня в связи со свадьбой, потерей близких; предоставление райкомом профсоюза беспроцентной ссуды членам профсоюза; оплата труда младшего обслуживающего персонала со второго разряда ЕТС; прохождение работниками медосмотров за счет средств работодателя.
У нас наработана практика заключения временных соглашений по какой-то конкретной проблеме. Например, о погашении долгов за электроэнергию и по заработной плате работникам ДОУ, по компенсации за методическую литературу и командировочным. В них оговариваются конкретная сумма, сроки, очередность. Всегда данные соглашения администрация выполняла и выполняет. Считаю такую форму соглашений удобной – она мобильна и хорошо контролируема.
В 2007 году на пленуме райкома профсоюза была утверждена Программа социальной защиты работников образовательных учреждений района. В ней обозначены следующие направления работы: профессионально-экономическая защита работников отрасли; охрана труда и здоровья; правовая защита; социальная сфера и самозащита.
С 2004 года в учреждениях образования заведены социальные паспорта коллективов, в которые заносятся данные за каждый год. Они охватывают многие вопросы, касающиеся не только социального положения работника нашей отрасли, но и его семьи: доходы, условия проживания, число иждивенцев, одиноких матерей и многие другие. Роль социальных паспортов велика. Они позволяют решать конкретную проблему одного работника, его семьи, коллектива, отрасли. Дают возможность оказать адресную помощь.
Программа социальной защиты работников образовательных учреждений строится на взаимодействии работодателей, органов власти, депутатского корпуса. Такая работа дает ощутимые результаты. За два последних года пять работников отрасли получили субсидии на приобретение жилья на сумму 797200 рублей. В районе нет долгов перед работниками образования, а экономическая эффективность решенных в их пользу вопросов составила 1 миллион 75 тысяч рублей.
Залог успешной работы кроется в правильном выстраивании диалога. Над выполнением принятой программы работаем по схеме: работодатель – профком; профком – райком профсоюза; райком профсоюза – администрация района. Перед нами не стоит вопрос, кто запустит машину под названием «социальная защита» и будет управлять ею.
Несколько слов о введении новой системы оплаты труда. В рамках социального партнерства проделана большая совместная работа и на уровне образовательных учреждений, и на уровне района. Мы сумели совместить две позиции: администрации и работодателей – максимально сократить расходы, приведя в соответствие штатное расписание, и профсоюза – сохранить рабочие места.
Галина ДЕНИСОВА, председатель Кулундинской районной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии