search
main
0

Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования

Управление общего среднего образования разработало и выносит на широкое обсуждение педагогической общественности проект обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования. Минимальное содержание готовилось на основе действующих программ, опубликованных ранее методических писем Управления, проектов стандартов, разработанных Российской академией образования и другими научными центрами. В представленном материале сделана попытка выделить в большинстве образовательных областей и предметов два уровня – А и Б. Уровень А определяет минимальное содержание областей и курсов, которое должно быть реализовано во всех видах общеобразовательных учреждений независимо от их профиля. Уровень Б является более высоким по сравнению с уровнем А. По своему содержанию он близок к исторически сложившемуся ядру общеобразовательных программ российской школы. Общеобразовательные учреждения социально-гуманитарного, гуманитарно-филологического, естественно-научного, физико-математического, технологического профилей должны обеспечить содержание образования по профильным дисциплинам на более высоком уровне, не ниже уровня Б. По непрофильным областям знаний возможна реализация курсов уровня А, а также интегрированных курсов. Максимальный уровень предъявления содержания образования, более высокий, чем уровень Б, определяет само общеобразовательное учреждение с учетом его видовой принадлежности и выбранного профиля (профилей). Не во всех образовательных областях и предметах (прежде всего гуманитарных) выделены два уровня представления минимального содержания. Это вызвано прежде всего позицией некоторых специалистов, утверждающих о невозможности или нецелесообразности уровневого подхода к минимальному содержанию. Убедительно просим учителей, органы управления образованием, институты повышения квалификации, образовательные учреждения обсудить представленный документ и направить в наш адрес предложения и замечания по проекту. После доработки проект обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования с учетом присланных предложений и замечаний будет представлен на рассмотрение Федерального экспертного совета.

Начальник Управления общего среднего образования, член коллегии М.Р.ЛЕОНТЬЕВА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

ФИЛОЛОГИЯ

(русский язык как государственный, русский язык как родной,

литература, иностранные языки)

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Уровень Б

Общие сведения

Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Место и роль русского языка в современном обществе.

Орфография и пунктуация

Правописание как система общепринятых правил письменной речи.

Правила использования знаков препинания в предложениях и тексте.

Правила, регулирующие выбор знаков завершения, знаков выделения и знаков отделения.

Анализ трудных и спорных случаев написания. Орфографические словари и справочники по орфографии и пунктуации.

Речь

Речь устная и письменная. Монологическая и диалогическая.

Текст как продукт речи. Тема и основная мысль текста. Основная и второстепенная информация в тексте. Структура текста. План содержания и план выражения. Выбор языковых средств в зависимости от сферы и ситуации общения.

Функционально-смысловые типы текста.

Стили речи: разговорный и книжные (научный, деловой, публицистический), их признаки и основные характеристики. Язык художественной литературы.

Виды речевой деятельности

Ознакомительное, поисковое, просмотровое чтение текстов разных стилей и жанров. Оценка содержания прочитанного и/или прослушанного текста.

Умение вести беседу и принимать участие в дискуссии.

Составление конспектов, рефератов, пересказ текста.

Сочинение и редактирование письменных текстов. Редактирование содержания и языкового оформления текста.

Перевод с родного языка на русский различных по стилю небольших текстов и отрывков литературных произведений.

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ

Уровень Б

Общие сведения

Русский язык в современном мире.

Функции русского языка в школе: учебный предмет и средство изучения остальных дисциплин.

Русский язык, русская литература и науки.

Русский литературный язык и его нормы.

Русская орфография и пунктуация

Русское правописание как система общепринятых норм письма. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении между людьми. Орфографические словари, справочники по орфографии и пунктуации.

Русская орфография.

Разделы русской орфографии и принципы написания. Система правил. Анализ трудных случаев правописания.

Русская пунктуация.

Пунктуация как система правил постановки знаков препинания. Принципы русской пунктуации.

Пунктуация и речь.

Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в предложении и тексте.

Опознавательные признаки смысловых отрезков. Условия выбора знаков препинания в предложении и тексте.

Знаки завершения.

Знаки выделения. Знаки отделения.

Речь

Речь устная и письменная. Диалогическая и монологическая речь.

Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы текстов. План содержания и план выражения в тексте, их взаимосвязь.

Текст и стиль; стилевые разновидности текстов. Отбор языковых средств для плана выражения текстов разных функциональных стилей. Стилистика языковых единиц и их использование в текстах разных типов и стилей. Язык художественной литературы.

Анализ в текстах содержания и языковых средств, использованных для выражения этого содержания. Реферирование, тезирование, пересказ текстов.

Написание самостоятельных текстов с определенной стилистической задачей на выбранную или предложенную тему.

Редактирование письменного текста

Языковая норма и ошибка. Типы ошибок в содержании текста. Типы ошибок в языковом оформлении текста.

Приемы редактирования текста (его содержания и его языкового оформления). Синонимические замены как средство редактирования текста.

Использование словарей и справочников в процессе редактирования текста.

ЛИТЕРАТУРА

Уровень Б

Сведения по истории и теории литературы

Идеалы гуманизма и народности русской литературы, ее патриотизм и “всечеловечность”.

Биографические сведения о писателях.

Творческая история этапных произведений русской классической литературы, например, романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, романа-эпопеи Л.Н. Толстого “Война и мир”.

Оценки изученных произведений писателей-классиков в статьях выдающихся русских критиков, например, В. Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, А. В. Дружинина, A.A. Григорьева, Д.И. Писарева и др.

Соотношение жизненной правды и художественного вымысла в литературных произведениях.

Конкретно-историческое и общечеловеческое значение произведений классической литературы.

Роды и жанры литературы и основные способы выражения авторского сознания.

Эстетическая функция языка художественной литературы, идейно-стилевое единство литературного произведения.

Основные черты литературных направлений (классицизма, романтизма, реализма, модернизма).

Нравственная, социальная и историко-культурная проблематика русской литературы. Человек в его отношении к обществу, природе; человек и Бог, преемственность поколений, человек и время, человек и нация; духовные поиски, проблема смысла жизни, идеал человечности.

Произведения, предназначенные для чтения и изучения *

Из литературы конца XVIII – I половины XIX века

Г. Р. Державин. Стихотворения, например: “Властителям и судиям”, “Ключ”, “Русские девушки”, “Снегирь”, “Соловей”, “Памятник”, “Бог”. Ода “Фелица”.

В.А. Жуковский. Стихотворения, например: “Певец во стане русских воинов”, “Песня” (“Минувших дней очарованье”), “Море”, “Эолова арфа”.

А. С. Пушкин. Стихотворения, например: “Пророк”, “Поэту”, “Осень”, “Брожу ли я вдоль улиц шумных…”, “Отцы-пустынники и жены непорочны…”, “Сожженное письмо”, “На холмах Грузии…”, “Я вас любил…”.

Роман “Евгений Онегин”.

“Маленькие трагедии”, например: “Моцарт и Сальери”, “Каменный гость”.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения, например: “Дума”, “Родина”, “Поэт”, “Я не унижусь пред тобою”, “Как часто пестрою толпою окружен”, “Молитва” (“В минуту жизни трудную…”), “Выхожу один я на дорогу…”, “Пророк”.

Роман “Герой нашего времени”.

Н.В. Гоголь. Поэма “Мертвые души”.

Из литературы II половины XIX века

А.Н. Островский. Пьесы “Гроза” или “Бесприданница”.

И.А. Гончаров. Роман “Обломов” (обзорное изучение).

И.С. Тургенев. Романы “Отцы и дети” или “Дворянское гнездо”.

Ф.И. Тютчев. Стихотворения, например: “Silentium”, “Не то, что мните вы, природа…”, “Еще земли печален вид…”, “Как хорошо ты, о море ночное…”, “Я встретил вас…”, “Эти бедные селенья…”, “Тени сизые смесились…”, “Нам не дано предугадать…”.

А.А. Фет. Стихотворения, например: “Еще майская ночь…”, “Шепот, робкое дыханье…”, “Облаком волнистым…”, “Еще весны душистой нега…”, “Заря прощается с землею…”, “Это утро, радость эта…”, “Поэтам”, “На железной дороге”, “Сияла ночь. Луной был полон сад…”.

Н.А. Некрасов. Стихотворения, например: “Я не люблю иронии твоей…”, “Рыцарь на час”, “Умру я скоро…”, “Пророк”, “Поэт и гражданин”, “Элегия” (1874г.), “Зине” (“Ты еще на жизнь имеешь право…”), “Питая ненавистью грудь…”, “Еду ли ночью…”, “Песня Еремушки”.

Н.С. Лесков. Повесть “Очарованный странник” (обзорное изучение).

М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман “История одного города” (обзорное изучение).

Ф.М. Достоевский. Романы “Преступление и наказание” или “Идиот”.

Л.Н.Толстой. Роман-эпопея “Война и мир”.

Из литературы конца XIX – начала XX в.

А.П.Чехов. Рассказы, например: “Попрыгунья”, “Душечка”, “Случай из практики”, “Дом с мезонином”, “Дама с собачкой”, “Ионыч”.

Пьесы “Вишневый сад” или “Три сестры”.

И.А. Бунин. Рассказы, например: “Антоновские яблоки”, “Легкое дыхание”, “Сны Чанга”, “Темные аллеи”. Повесть “Суходол” (обзорное изучение).

Стихотворения, например: “Крещенская ночь”, “Собака”, “Одиночество”, “Последний шмель”, “Песня” (“Я простая девка на баштане…”), “Ночь”.

А. И. Куприн. Рассказы и повести, например: “Олеся”, “Гранатовый браслет”, “Гамбринус”.

Поэзия серебряного века. Избранные стихотворения поэтов И.Ф. Анненского, К.Д. Бальмонта, В. Я. Брюсова, Н.С. Гумилева, О. Мандельштама, М.И. Цветаевой, И. Северянина (обзорное изучение темы).

Из литературы XX века

М. Горький. Пьеса “На дне”. Роман “Фома Гордеев” (обзорное изучение).

А.А. Блок. Стихотворения, например: “Вхожу я в темные храмы…”, “Незнакомка”, “Русь”, “О доблестях, о подвигах, о славе…”, “На железной дороге”, “На поле Куликовом”, “Коршун”, цикл “Кармен”.

В.В. Маяковский. Стихотворения, например: “Нате!”, “Послушайте!”, “Скрипка и немножко нервно”, “Дешевая распродажа”, “Сергею Есенину”, “Юбилейное”.

Поэмы “Облако в штанах”, “Во весь голос”.

С.А. Есенин. Стихотворения, например: “Русь”, “Не бродить, не мять в кустах багряных…”, “Письмо матери”, “Черный человек”, “Мы теперь уходим понемногу…”. Из цикла “Персидские мотивы”.

А.А.Ахматова. Стихотворения, например: “Песня последней встречи”, “Перед весной бывают дни такие…”, “Заплаканная осень, как вдова…”, “Мне ни к чему одические рати…”, “Не с теми я, кто бросил землю…”, “Приморский сонет”, “Родная земля”, “Муза”.

Поэма “Реквием”.

М.А. Шолохов. Роман-эпопея “Тихий Дон” (обзорное изучение).

А.П. Платонов. Повесть “Котлован” (обзорное изучение).

М.А. Булгаков. Роман “Мастер и Маргарита” или “Дни Турбиных” (обзорное изучение).

Б.Л. Пастернак. Стихотворения, например: “Про эти стихи”, “Любить иных – тяжелый крест…”, “Никого не будет в доме…”, “Сосны”, “Иней”, “Июль”, “Снег идет”, “На ранних поездах”, стихотворения из романа “Доктор Живаго”.

А.Т. Твардовский. Стихотворения, например: “Я знаю, никакой моей вины…”, “Вся суть в одном-единственном завете…”, “Памяти матери”, “К обидам…”.

Произведения писателей и поэтов второй половины XX века, получившие общественное признание современников, например:

Ф.А. Абрамова, В.П. Астафьева, В.И. Белова, В.Г. Распутина, А. И. Солженицына, В. В. Быкова, К.Д. Воробьева. В.С. Гроссмана, Ю.О. Домбровского, Ф. Искандера, Ю.В. Трифонова, Б.А. Ахмадулиной, А.А. Вознесенского, И.А. Бродского, Н.М. Рубцова и др.

Из зарубежной литературы избранные произведения, например: В. Шекспира “Гамлет”, И. В. Гете “Фауст”, О. Бальзака “Гобсек” или “Отец Горио”, Стендаля “Красное и черное”, Э.Хемингуэя “Старик и море” и др.

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

(английский, французский, немецкий, испанский)

Уровень Б

Коммуникативные умения. Говорение.

Сферы общения и тематика

Учащимся предоставляется возможность совершенствовать умения общаться со своими зарубежными сверстниками в специально создаваемых аутентичных ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой, социально-культурной сферах общения в рамках примерно следующей тематики.

Социально-бытовая (в нашей стране и в странах изучаемого языка)

Дружба, любовь, конфликты. Социальные проблемы быта.

Учебно-трудовая (в нашей стране и в странах изучаемого языка)

Учеба и планы на будущее. Проблемы свободного времени. Поиски заработка.

Социально-культурная (в нашей стране и в странах изучаемого языка)

Города (села) своей страны и стран изучаемого языка и их достопримечательности (музеи, театры, кино, выставки). Роль масс-медиум. Молодежная субкультура. Путешествия. Природа и экология. Деятели культуры. Международные организации.

Диалогическая речь

Диалог этикетного характера; диалог-расспрос; диалог-побуждение к действию; диалог – обмен мнениями, сообщениями.

В пределах этих видов диалога и их комбинаций школьники решают различные коммуникативные задачи.

Монологическая речь

Продуцирование элементарных связных высказываний, содержащих рассуждение, аргументацию позиции, детализацию описываемых событий, явлений, фактов: передача основного содержания прочитанного; выделение основной мысли прочитанного или услышанного; сообщение в связи с прочитанным текстом; выражение своего отношения к прочитанному с использованием определенных речевых клише типа: мне понравилось/не понравилось.

Чтение

В области обучения чтению учащимся предоставляется возможность овладеть умениями читать, понимать и осмысливать содержание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в содержащуюся в них информацию в зависимости от задач чтения:

– с извлечением основной информации (ознакомительное чтение); (типы текстов: относительно несложные аутентичные художественные, научно-популярные, публицистические, а также прагматические);

– с извлечением полной информации (изучающее чтение); (типы текстов: учебные и несложные аутентичные тексты разных жанров, публицистические и научно-популярные, прагматические, эпистолярные);

– с извлечением нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).

Аудирование

Выделение основной мысли в воспринимаемом на слух тексте;

выбор главных фактов;

соотнесение поступающей информации со своим опытом и нахождение таким путем возможных опор для ее понимания и оценки;

включение полученной информации в речевую и неречевую деятельность.

Письмо

Написание короткого поздравления (с днем рождения, другими праздниками), выражение пожелания; заполнение гостиничного формуляра (указать: имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес и др.), заполнение формуляра по школьному обмену (свои пожелания, интересы), а также других опорных листов; написание личного письма или делового письма с использованием материала одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: составление плана прочитанного или прослушанного текста; написание тезисов выступления, плана научно-популярного текста.

Языковые знания и навыки

Произносительная сторона речи

Совершенствование произношения (включая интонацию) осуществляется за счет: коррекции произношения звуков изучаемого языка; лучшего овладения основными интонационными моделями предложения; более четкого различения звуков на слух; соблюдения правильного ударения в словах и фразах; умения правильно произносить иностранные заимствования.

Лексическая сторона речи

Добавление 350-400 слов для рецептивного усвоения, из них 150 слов – для продуктивного усвоения. Объем рецептивного словаря – около 2500 лексических единиц, а продуктивного – 950 лексических единиц.

Систематизация словообразовательных средств, расширение потенциального словаря; совершенствование лексических навыков, повышение их комбинаторики, гибкости.

Грамматическая сторона речи

Материал для продуктивного усвоения

Синтаксис – некоторые виды придаточных предложений, усваиваемых в основной школе рецептивно.

Морфология – некоторые синонимичные средства для выражения долженствования.

Материал для рецептивного усвоения

Синтаксис – сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, различение по формальным признакам распространенных причастных оборотов.

Морфология – различение по формальным признакам сослагательного наклонения сложных форм глагола в страдательном залоге, в сложных словах и предложениях; интонация в утвердительном, вопросительном (с вопросительным словом и без такового), побудительном предложениях; интонация в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

МАТЕМАТИКА

(математика, информатика)

МАТЕМАТИКА

Уровень А

Вычисления и преобразования

Корень степени n. Степень с рациональным показателем. Логарифм. Десятичные и натуральные логарифмы. Правила действий со степенями и логарифмами. Понятие о степени с иррациональным показателем.

Степени и логарифмы в практических расчетах (формулы показательного роста в биологии, радиоактивного распада в физике, сложного процента в экономике и др.).

Синус, косинус, тангенс и котангенс числового аргумента. Таблица основных значений тригонометрических функций.

Формулы приведения. Основные тригонометрические тождества. Выполнение расчетов на калькуляторе.

Уравнения и неравенства

Простейшие показательные и логарифмические уравнения. Решение показательных уравнений вида аf(x) = аg(x) и логарифмических уравнений вида logaf(х) = logag(x). Простейшие тригонометрические уравнения.

Решение рациональных неравенств методом интервалов.

Функции

Числовые функции. Область определения и множество значений функции. Свойства функции: непрерывность, периодичность, монотонность, экстремумы, наибольшие и наименьшие значения, ограниченность. Связь между свойствами функции и ее графиком. Использование графиков для решения уравнений и неравенств.

Тригонометрические функции (синус, косинус, тангенс), показательная и логарифмическая функции, их свойства и графики.

Элементарные функции в окружающем мире.

Геометрические и физические задачи, приводящие к понятию производной. Таблица производных. Правила дифференцирования: производная суммы, произведения и частного. Производная функции вида у= f(ах + Ь).

Производная в окружающем мире. Касательная к кривой. Связь между графиком функции и положением касательной.

Исследование свойств функций с помощью производной: нахождение экстремумов функции, наибольших и наименьших значений, промежутков монотонности. Выполнение эскиза графика функции.

Первообразная функция. Основное свойство первообразной. Использование таблицы производных для нахождения первообразных. Правила нахождения первообразных. Первообразная функции вида f(ах + Ь).

Определенный интеграл. Формула Ньютона-Лейбница. Применение определенного интеграла для вычисления площадей.

Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин

Точки, прямые и плоскости в пространстве. Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Параллельность прямой и плоскости. Признак параллельности прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная к плоскости. Расстояние от точки до плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Теорема о трех перпендикулярах.

Параллельные плоскости. Признак параллельности плоскостей. Расстояние между параллельными плоскостями.

Перпендикулярные плоскости. Признак перпендикулярности плоскостей.

Угол между скрещивающимися прямыми. Угол между прямой и плоскостью. Двугранные углы. Линейный угол двугранного угла.

Призма. Прямая и правильная призмы. Параллелепипед. Пирамида. Правильная пирамида. Сечения многогранников. Формулы объемов прямой призмы и правильной пирамиды.

Прямой круговой цилиндр. Прямой круговой конус. Шар и сфера, касательная плоскость к шару. Сечения тел вращения. Формулы объемов цилиндра, конуса и шара. Формулы площадей: боковой поверхности цилиндра и конуса, поверхности шара.

Декартовы координаты на плоскости и в пространстве.

Расстояние между точками. Координаты середины отрезка.

Уровень Б

Вычисления и преобразования

Действительные числа. Свойства арифметических действий с действительными числами.

Корень степени n. Степень с рациональным показателем и ее свойства. Понятие о степени с иррациональным показателем.

Логарифм. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Формула перехода от одного основания логарифма к другому.

Тождественные преобразования иррациональных, степенных, показательных и логарифмических выражений. Степени и логарифмы в практических расчетах (формулы показательного роста в биологии, радиоактивного распада в физике, сложного процента в экономике и др.).

Синус, косинус, тангенс и котангенс числового аргумента и их свойства. Таблица основных значений тригонометрических функций. Формулы приведения. Соотношения между тригонометрическими функциями: основные тригонометрические тождества, формулы сложения и их следствия. Тождественные преобразования тригонометрических выражений. Выполнение расчетов на калькуляторе.

Уравнения и неравенства

Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Показательные и логарифмические уравнения. Тригонометрические уравнения. Системы уравнений.

Рациональные неравенства с одной переменной. Решение неравенств методом интервалов. Иррациональные неравенства. Показательные и логарифмические неравенства. Уравнения и неравенства с параметром.

Функции

Числовые функции. Область определения и множество значений функции. Свойства функции: непрерывность, периодичность, четность, нечетность, монотонность, экстремумы, наибольшие и наименьшие значения, ограниченность. Связь между свойствами функции и ее графиком. Использование графиков для решения уравнений и неравенств.

Тригонометрические функции (синус, косинус, тангенс), показательная и логарифмическая функции, их свойства и графики. Элементарные функции в окружающем мире.

Понятие о пределе и непрерывности функции. Производная. Геометрические и физические задачи, приводящие к понятию производной. Непрерывность и дифференцируемость функций.

Таблица производных. Производная суммы, произведения и частного двух функций. Производная функции вида y = f(ax + b). Вычисление производных.

Производная в окружающем мире. Касательная к кривой. Связь между графиком функции и положением касательной. Вторая производная. Задачи, приводящие ко второй производной. Исследование свойств функций с помощью производной: нахождение экстремумов функции, наибольших и наименьших значений, промежутков монотонности. Построение графиков функции.

Первообразная функция. Основное свойство первообразной. Таблица первообразных. Правила нахождения первообразных. Первообразная функции вида f(ах + Ь).

Определенный интеграл. Формула Ньютона-Лейбница. Применение определенного интеграла для вычисления площадей и объемов.

Примеры задач, приводящих к дифференциальным уравнениям. Простейшие дифференциальные уравнения.

Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин

Точки, прямые и плоскости в пространстве.

Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Расстояние между скрещивающимися прямыми.

Параллельность прямой и плоскости. Признак параллельности прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная к плоскости. Расстояние от точки до плоскости. Расстояние между прямой и параллельной ей плоскостью. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Теорема о трех перпендикулярах.

Параллельные плоскости. Признак параллельности плоскостей. Свойства параллельных плоскостей. Расстояние между параллельными плоскостями. Перпендикулярные плоскости. Признак перпендикулярности плоскостей.

Угол между скрещивающимися прямыми. Угол между прямой и плоскостью. Двугранные и многогранные углы. Линейный угол двугранного угла.

Многогранники. Сечения многогранников. Призма. Прямая и правильная призмы. Параллелепипед. Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Формулы объемов прямой призмы и пирамиды. Формулы площадей поверхности прямой призмы и правильной пирамиды.

Тела вращения. Сечения тел вращения. Прямой круговой цилиндр. Прямой круговой конус. Усеченный конус. Сечения конуса. Шар и сфера, касательная плоскость к шару, части шара. Формулы объемов цилиндра, конуса и шара. Формулы площадей: боковой поверхности цилиндра и конуса, поверхности шара.

Подобие пространственных фигур. Отношения площадей и объемов подобных фигур.

Декартовы координаты в пространстве. Расстояние между точками. Координаты середины отрезка.

Векторы в пространстве. Угол между векторами. Координаты вектора. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Скалярное произведение векторов.

ИНФОРМАТИКА

Уровень А

Информация и информационные процессы

Понятие информации. Информационная деятельность человека. Информационные процессы: получение, передача, преобразование и использование информации. Информационные процессы в живой природе, обществе и технике.

Представление информации

Язык как способ представления информации. Кодирование. Двоичная система счисления. Количество и единицы измерения информации. Хранение и передача информации, носители информации.

Величины. Переменные величины. Характеристики переменных: тип, имя, значение. Массивы (таблицы) как способ представления информации.

Компьютер

Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь. Понятие о программном управлении работой компьютера.

Файл. Операции с файлами. Работа с дискетами. Инсталляция программ. Ввод данных.

Техника безопасности в компьютерном классе.

Алгоритмы и исполнители

Понятие об алгоритме. Исполнитель алгоритмов. Система команд исполнителя. Свойства алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции. Вспомогательные алгоритмы. Библиотеки алгоритмов.

Формализация и моделирование

Неформальная и формальная постановка задачи. Формализация. Переход от реальной задачи к информационной модели.

Информационные технологии

Технология обработки текста и графики. Понятие текста и его обработки. Текстовый редактор. Представление изображений в компьютере. Построение изображений с помощью графических примитивов. Графический редактор.

Технология обработки числовых данных. Структура электронных таблиц. Ввод чисел, формул и текста. Стандартные функции. Редактирование структуры таблицы. Использование электронных таблиц для решения задач.

Технология хранения, поиска и сортировки информации. Типы баз данных. Представление данных в формах таблицы и картотеки. Системы управления базами данных. Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Изменение структуры базы данных.

Компьютерные коммуникации. Локальные и глобальные компьютерные информационные сети. Модемы, каналы связи. Электронная почта, доски объявлений, телеконференции. Сеть Интернет – глобальная телекоммуникационная сеть.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

(история, обществознание, география, экономика)

ИСТОРИЯ

Уровень А

Источники сведений о прошлом человечества. Историческое знание, его достоверность. Научное и вненаучное историческое познание. Методы исторического исследования.

Историческое время и пространство. Идея исторического развития. Концепции исторического развития. Возможные основания для периодизации исторического процесса.

Человек: внеисторическое и историческое.

Человеческие общности. Этносы. Цивилизации, варианты их типологии. Основы цивилизаций (на трех-четырех примерах, в том числе на примере российской цивилизации).

Хронологические рамки древнейшей и древней истории. Представления о дикости, варварстве, цивилизации как стадиях становления человеческого общества. Расселение древнейшего человечества и освоение новых пространств. Человек и природа.

Жизнь людей в первобытную эпоху (занятия, орудия труда, жилища). Переход к земледелию и скотоводству. Возникновение частной собственности.

Коллективы первобытных людей: род, племя, община. Равенство и неравенство.

Власть догосударственная и государственная. Гипотезы о происхождении государства. Государства Древнего Востока и античного мира: формы и типы.

Социальные слои и группы в древних обществах. Личность и общество в древнем мире.

Верования и искусство первобытных людей. Язычество. Религии древнего мира. Буддизм. Иудаизм. Христианство. Ислам. Культурные достижения народов Древнего Востока и античного мира.

Средневековье, его хронологические рамки. Карта средневекового мира. Миграции народов Европы и Азии. Восточные славяне, их расселение.

Хозяйственная жизнь в различных регионах мира в средние века (Западная Европа, Русь, Ближний Восток, Китай, Индия). Аграрное производство. Феодальное землевладение. Города – центры экономической, политической и культурной жизни. Древнерусские города.

Основные группы населения в средневековой Руси, Западной Европе.

Иерархичность средневекового общества. Положение крестьянства. Закрепощение крестьян на Руси. Социальные движения в средние века.

Развитие государственности в средние века. Возникновение и эволюция государства на Руси (две-три концепции). Политическая раздробленность. Централизованные государства. Сословно- представительная и абсолютная монархия. Российское самодержавие. Земские соборы. Отношения светской и духовной власти в Западной Европе, в Византии, на Руси.

Представления средневекового человека о мире. Средневековая культура Западной Европы, Руси и других регионов. Религия и церковь в средневековом обществе. Ереси, религиозные движения. Христианизация Руси, Православная церковь. Возрождение; гуманизм. Взаимодействие народов в средние века (великое переселение народов, крестовые походы, войны, завоевания). Противостояние Руси завоевателям. Русь и Золотая Орда. Русские земли между Западом и Востоком.

Великие географические открытия. Карта мира в новое время. Образование колониальных империй. Россия: расширение границ, складывание многонациональной империи.

Зарождение индустриального общества. Процессы модернизации. Открытия в науке и технике. Переход от мануфактуры к фабрике. Промышленный переворот. Экономическое развитие России в новое время. Помещичье землевладение и крепостное право. Великие реформы XIX в. Особенности модернизации России.

Изменения в социальной структуре общества в новое время. Основные группы российского общества. Социальные противоречия, социальные движения.

Общественное и политическое развитие Западной Европы и России в новое время. Социальные и политические доктрины (идеология Просвещения; либерализм, консерватизм, социалистические учения). Революции ХVII-ХIХ вв. Развитие парламентаризма, утверждение конституционных порядков в Западной Европе. Российское самодержавие в ХVII-XIX вв. Общественное движение в России (славянофилы и западники, консерваторы и радикалы).

Изменение научной картины мира в новое время. Развитие техники. Распространение образования. Секуляризация культуры. Стили и течения в художественной культуре. Развитие российской культуры в ХII-ХIХ вв., ее вклад в мировую культуру.

Международные отношения в новое время. Россия – европейская держава. Европейские войны нового времени. Внешнеполитические союзы и дипломатия. Колониальный раздел мира.

Изменения на карте мира в XX веке. Россия на карте мира. Развитие производства, техники и технологии в мире и в России в XX в. Научно-техническая и технологическая революции. Социальные и экологические последствия научно-технического прогресса. Особенности экономического развития основных регионов мира. Пути модернизации России в XX в.

Эволюция социальных групп и слоев в XX в. Социальные и национальные движения в XX в. Реформы и революции как формы разрешения социальных противоречий. Российские революции XX в. Социальная структура советского общества. Социальные изменения в России в конце XX в.

Политические системы и режимы в новейшее время. Демократия, авторитаризм, тоталитаризм (отечественный и зарубежный опыт). Этапы и особенности политического развития России в советское и постсоветское время.

Развитие культуры в XX в. Изменения в образе жизни людей. Массовая культура. Информационная революция. Многообразие стилей и течений в художественной культуре. Российская культура в XX в., ее вклад в мировую культуру.

Религии и церковь в XX в. Религиозные движения. Международные отношения в XX в. Внешняя политика России и СССР. Военно-политические союзы и блоки. Конфликты и войны в XX в.: глобализация и последствия. Первая и вторая мировые войны. Великая Отечественная война советского народа. Деятельность международных организаций. Мировое сообщество. Россия в системе современных международных отношений.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Уровень А

Общество как сложная динамичная система. Общество и природа. Общество и культура. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Источники и движущие силы развития общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Проблема общественного прогресса и его критериев. Проблема смысла и направленности исторического процесса. Противоречия современного мира. Целостность современного мира. Особенности социального познания. Науки, изучающие общество.

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Бытие человека. Игра, общение, труд, познание в жизни человека. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Цель и смысл жизни человека. Человеческая деятельность. Творчество. Личность как субъект общественной жизни. Жизненный выбор, образ жизни. Самопознание. Самореализация человека. Свобода и ответственность личности. Науки, изучающие человека.

Сознание, познание, знание. Чувственное и рациональное познание. Истина. Научное познание. Знание и вера. Многообразие форм человеческого знания.

Духовная культура. Многообразие культурной жизни. Сущность морали. Моральный идеал. Нравственная оценка деятельности. Наука как система знаний и вид духовного производства. Дифференциация и интеграция наук. Научная картина мира. Религия как феномен культуры. Религия и мораль. Сущность искусства, его происхождение и формы. Образование в современном обществе. Тенденции духовной жизни современной России.

Экономика: наука и хозяйство. Микроэкономика. Макроэкономика. Экономические системы. Экономический цикл. Валовой национальный продукт. Экономическое содержание собственности. Производство – источник экономических благ: структура, факторы, виды. Издержки производства и доход. Основные показатели производственной деятельности. Сущность рыночной экономики. Многообразие рынков. Закон спроса и предложения. Деньги, ценные бумаги, банки. Предпринимательство: функции в обществе, виды. Прибыль, ее формирование и распределение. Государство и экономика: экономические функции и задачи государства, экономическая политика. Правовое регулирование рыночной экономики. Госбюджет, государственный долг. Налоговая система. Денежно- кредитная политика. Россия в системе международных экономических отношений. Экономика и потребности личности. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Рынок труда. Заработная плата. Занятость и безработица. Социальная защита. Россия в условиях рыночной экономики. Экономическая культура.

Социальные отношения и взаимодействия. Социальные общности и социальные институты. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные конфликты. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль. Социальное государство. Социальные процессы в современном российском обществе. Этнические общности. Нация. Культура межнациональных отношений. Национальная политика. Межнациональные отношения в современной России. Семья как социальный институт и малая группа. Современные тенденции развития семьи. Молодежь как социальная группа, социализация личности.

Власть и властные отношения. Политическая система. Государство в политической системе. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политический плюрализм. Политические партии и партийные системы. Политические отношения. Политические нормы. Политическая идеология. Политическая культура. Современные политические режимы. Основные черты гражданского общества. Правовое государство. Политический процесс. Политический статус личности. Политическая жизнь современной России.

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения. Юридическая ответственность и ее виды. Система судебной защиты прав граждан. Правовая культура. Развитие правовой системы современной России.

ГЕОГРАФИЯ

Уровень А

Политическое устройство мира

Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Понятие об экономически развитых и развивающихся странах. Политическая география. Международные политические и социально-экономические изменения и их отражения на политической карте мира. Геополитика. Государственный строй, формы правления и государственного устройства стран мира. Международные политические организации.

География мировых природных ресурсов

Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Особенности использования различных природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природопользование. Географическое ресурсоведение.

Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Геоэкология.

География населения мира

Численность и воспроизводство населения. Понятие о естественном приросте населения и его типах. Демографическая политика. Этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий.

Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, география основных международных миграций. Расселение населения. Урбанизация и ее формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города мира.

География современного мирового хозяйства

Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств. Главные центры мирового хозяйства. Понятие о международном географическом разделении труда и экономической интеграции. Основные интеграционные группировки. Современная структура и география мирового хозяйства. Отрасли международной специализации. География промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйственные районы. География мирового транспорта. Виды международных экономических отношений. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. Мировое хозяйство и социальное развитие.

Региональная характеристика мира

Общая характеристика природных ресурсов, населения, хозяйства, политическая карта зарубежной Европы, Азии, Северной и Латинской Америки, Африки, Австралии. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Региональные различия. Основные сведения о географическом положении, населении, хозяйстве, памятниках культуры наиболее крупных стран мира.

Глобальные проблемы человечества

Понятие о глобальных проблемах, их сущность и взаимодействие. Экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и продовольственная проблемы и пути их решения. Проблема мира и разоружения в прошлом и настоящем. Преодоление отсталости развивающихся стран как глобальная проблема. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Глобальная география.

ЭКОНОМИКА

Уровень А

Экономика и экономическая наука. Микроэкономика. Ограниченность потребительских ресурсов и потребительских благ. Факторы производства. Проблема собственности на факторы производства и потребительские блага. Типы экономических систем. Специализация и обмен. Спрос и поведение потребителя. Предложение и поведение производителя. Формы организации отраслевых рынков: от чистой конкуренции до чистой монополии. Факторные рынки и доходы владельцев факторов производства. Роль государства в экономике. Выбор между экономической эффективностью и справедливостью. Государственная собственность, исторический характер развития и сохранения ее доли в народном хозяйстве различных стран. Причины ограниченной эффективности государства в обеспечении страны общественными благами.

Макроэкономика. Как мы измеряем результаты экономической деятельности страны. Основные макроэкономические показатели. Совокупный спрос и совокупное предложение. Долгосрочное макроэкономическое равновесие. Экономика в краткосрочном периоде: циклическая динамика, инфляция, безработица. Виды инфляции. Виды безработицы. Естественная норма безработицы. Деньги, активы, денежные агрегаты, денежные системы. Банки и другие финансовые институты. Центральный банк и финансовая система. Денежная политика. Налоговые системы. Государственный бюджет и фискальная политика. Экономический рост. Мировая торговля. Роль России в международном экономическом обмене. Международная финансовая система: история и современность. Интеграционные группировки СНГ.

Уровень Б

Ограниченность экономических ресурсов, причины ее возникновения и последствия. Даровые и экономические блага. Факторы (ресурсы) производства и доходы, поручаемые их владельцами. Основные задачи экономики (что? как? для кого?) и способы их решения в различных экономических системах. Основные признаки экономических систем. Значение специализации и обмена. Форма обмена и понятие рынка. Факторы, формирующие спрос. Закон спроса. Понятия индивидуального, рыночного и совокупного спроса. Эластичность спроса и способы ее измерения. Понятие величины предложения. Факторы, формирующие предложение. Закон предложения. Индивидуальное и совокупное предложение. Эластичность предложения и способы ее измерения. Сущность рыночного равновесия, причины его нарушения и факторы, способствующие восстановлению равновесия. Равновесная цена.

Рынок труда и его особенности. Понятие о первичном и производном спросе. Факторы формирования заработной платы и причины ее дифференциации по отраслям и профессиям. Причины возникновения профсоюзов. Содержание их деятельности и влияние на функционирование рынка труда. Понятие о прожиточном минимуме. Соотношение прожиточного минимума и минимальной заработной платы. Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников. Способы сокращения масштабов безработицы.

Понятие о фирме и ее экономические цели. Виды фирм по российскому законодательству. Экономическая эффективность деятельности фирм. Экономические затраты, бухгалтерская и экономическая прибыль. Постоянные и переменные затраты и их значение для деятельности фирм. Понятие о средних и предельных затратах. Роль предельных затрат в обосновании экономических решений фирмы. Понятие о конкуренции. Отраслевая организация рынков, ее виды. Возникновение монопольной ситуации на рынке. Поведение фирмы в условиях монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.

Источники семейных доходов. Закономерности формирования семейных расходов. Закон Энгеля. Неравенство доходов и его причины. Проблемы, порождаемые неравенством доходов. Методы регулирования неравенства доходов и проблема их использования в России. Бедность как экономическая проблема. Формы социальной поддержки бедных. Их экономическое значение и проблемы эффективного использования.

Рынок капитала. Формирование цен на рынке капитала. Рынок земли и природных ресурсов. Частная собственность на землю как условие возникновения рынка земли. Особенности рынка земли и рынка природных ресурсов.

Причины возникновения, виды и функции денег. Денежное обращение. Уравнение обмена. Причины и виды инфляции. Влияние инфляции на семейные доходы и состояние экономики страны. Банковская система страны и ее устройство. Понятие о двухуровневой банковской системе. Роль Центрального банка.

Экономические свободы и их значение для организации хозяйственной деятельности. Возможности и роль государства в защите экономических свобод. Понятие о слабостях (несовершенствах) рыночных механизмов и роль государства в ослаблении порождаемых этими слабостями экономических проблем. Общественные блага и роль государственного сектора в их создании. Формы вмешательства государства в экономическую деятельность.

Понятие государственных финансов и государственного бюджета. Основные источники доходов и главные направления расходов государств. Принципы и методы налогообложения. Основные виды налогов, используемые в экономике России. Причины и следствия возникновения дефицита государственного бюджета. Механизмы покрытия дефицита государственного бюджета. Понятие о государственном долге и его влияние на экономические процессы в стране.

Современные экономические проблемы России и причины их возникновения. Понятие экономического роста и факторы его ускорения. Экономическое развитие и его основные компоненты. Цикличность экономического роста и способы ее сглаживания. Безработица и ее виды.

Причины возникновения международной торговли и способы ее регулирования. Политика протекционизма и экономические последствия ее реализации. Валютный рынок, причины его возникновения и значение для организации международной торговли. Механизмы формирования валютных курсов. Экономические проблемы мирового хозяйства на рубеже XXI века.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

(биология, физика, химия, экология)

БИОЛОГИЯ

Уровень А

Общие сведения

Биология как наука, ее роль в познании природы, формировании научного мировоззрения, решении практических задач.

Клетка как биологическая система

Клеточная теория. Клеточное строение организмов. Химический состав клетки. Строение и функции белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды.

Строение и функции клетки. Роль оболочки, плазматической мембраны, ядра, цитоплазмы и ее органоидов в жизнедеятельности клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке, роль ферментов. Сходство энергетического обмена и биосинтеза белка в клетках растений и животных. Ген, генетический код. Фотосинтез. Значение обмена веществ.

Деление клетки (митоз и мейоз), его значение. Хромосомы, видовое постоянство их числа, формы и размеры. Специализация клеток, образование тканей.

Вирусы, особенности их строения и функционирования.

Организм как биологическая система

Одноклеточные и многоклеточные организмы разных царств живой природы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь. Организмы автотрофные и гетеротрофные.

Воспроизведение организмов, его формы и значение. Оплодотворение. Индивидуальное развитие.

Наследственность и изменчивость организмов. Законы наследственности Г. Менделя. Модификационная и мутационная изменчивость, их причины. Норма реакции.

Меры защиты среды от загрязнения мутагенами. Вредное влияние алкоголизма, наркомании и курения на потомство. Основы генетики. Профилактика наследственных заболеваний человека.

Селекция. Методы выведения новых сортов растений и пород животных. Биотехнология, ее значение.

Надорганизменные системы

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Учение об эволюции Ч.Дарвина. Движущие силы эволюции, ее результаты. Основные направления эволюции.

Экосистема, ее основные звенья. Разнообразие популяций, пищевые связи в экосистеме. Роль продуцентов, консументов и редуцентов в круговороте веществ. Регуляция численности популяций как основа их сохранения. Развитие экосистем.

Агроэкосистемы, их разнообразие, отличия от природных экосистем. Сохранение биологического разнообразия как основа устойчивого развития экосистем.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере, живом веществе. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере, роль живого вещества. Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности человека. Проблема устойчивого развития биосферы.

Уровень Б

Общие сведения

Биология как наука, методы исследования, связи с другими науками. Значение биологической науки для познания природы, формирования научного мировоззрения, решения практических проблем.

Клетка как биологическая система

Клеточная теория, ее основные положения.

Клеточное строение организмов. Сходство клеток по химическому составу. Химический состав клетки. Строение и функции белков нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и других неорганических веществ.

Клетка – наименьшая единица живого, основная единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение и функции клетки. Взаимосвязь структурных элементов клетки как основа ее целостности. Вирусы – доклеточная форма. Метаболизм. Ферменты и их роль в метаболизме. Энергетический обмен. Пластический обмен. Биосинтез белка. Ген, генетический код, матричный характер реакций биосинтеза. Фотосинтез, его значение.

Клетка – основная единица развития организмов, деление клетки – основа образования новых клеток. Соматические и половые клетки. Деление соматических клеток – митоз. Хромосомы, видовое постоянство их числа, формы и размеры. Гаплоидный и диплоидный набор хромосом в клетках. Развитие половых клеток. Мейоз. Специализация клеток по выполняемым функциям, образование тканей.

Организм как биологическая система

Одноклеточные и многоклеточные организмы разных царств живой природы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь. Организм – единое целое. Организмы прокариоты и эукариоты, автотрофные и гетеротрофные.

Воспроизведение организмов, его формы и значение. Оплодотворение. Онтогенез.

Наследственность и изменчивость организмов в онтогенезе, методы их изучения. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности и их цитологические основы. Модификационная и мутационная изменчивость, их причины. Норма реакции.

Меры защиты среды от загрязнения мутагенами. Вредное влияние алкоголизма, наркомании и курения на потомство. Значение генетики для профилактики наследственных заболеваний у человека.

Генетика – теоретическая основа селекции. Методы выведения новых сортов растений и пород животных. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Биотехнология, генная и клеточная инженерия, их значение для селекции, народного хозяйства, охраны природы.

Надорганизменные системы

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Учение об эволюции Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции, их роль в образовании новых видов и формировании приспособленности организмов к среде обитания, биологическое разнообразие как результат эволюции. Основные направления эволюции.

Экосистема, ее основные звенья. Структура экосистемы. Разнообразие популяций в экосистемах, связи между ними. Колебания численности популяций, их причины. Регуляция численности популяций как основа их сохранения. Роль продуцентов, консументов, редуцентов в экосистемах. Правила экологической пирамиды. Саморегуляция в экосистемах, их развитие и смена.

Агроэкосистемы, их разнообразие, отличия от природных экосистем. Сохранение биологического разнообразия как основа устойчивого развития экосистем.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере, живом веществе, ноосфере. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере, роль живого вещества. Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности человека. Проблема устойчивого развития биосферы.

ФИЗИКА

Уровень А

Методы научного познания и физическая картина мира

Функции и взаимосвязь эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике. Физические законы и причины существования границ их применимости. Принцип соответствия. Принцип дополнительности. Физическая картина мира.

Механика

Механическое движение и его относительность. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Законы Ньютона и принцип причинности в механике. Закон всемирного тяготения и принцип дальнодействия. Законы сохранения энергии и импульса. Реактивное движение. Колебательные и волновые механические процессы. Звук. Механическая картина мира и ее ограниченность.

Молекулярная физика. Термодинамика

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Внутренняя энергия. Температура как мера средней энергии теплового движения частиц вещества. Опыты Штерна и Перрена. Уравнение состояния идеального газа. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование.

Электродинамика

Электрическое взаимодействие. Электрический заряд. Элементарный электрический заряд. Опыты Кулона, Эрстеда, Ампера, Фарадея. Принцип близкодействия. Электрическое и магнитное поля. Идеи теории Максвелла. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Интерференция и дифракция света. Волновая модель света. Давление света и опыты Лебедева. Электромагнитная картина мира и ее ограниченность.

Основы специальной теории относительности

Постулаты специальной теории относительности. Пространство и время в специальной теории относительности. Связь массы и энергии – формула Эйнштейна. Соотношение между классической механикой и специальной теорией относительности.

Квантовая физика

Трудности волновой теории света. Гипотеза Планка. Фотоэффект. Опыты Столетова. Корпускулярная модель света. Опыты Вавилова. Гипотеза Луи де Бройля и ее экспериментальное подтверждение. Постулаты Бора. Корпускулярно-волновой дуализм описания микрочастиц. Принцип неопределенности Гейзенберга. Вероятностный характер причинно-следственных связей в микромире. Поглощение и испускание света. Люминесценция. Лазер.

Закон радиоактивного распада и его статистическое истолкование. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия в природе.

Соотношения между классической и квантовой физикой. Квантово-статистическая картина мира.

Уровень Б

Методы научного познания и физическая карта мира

Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике и интерпретация математических выводов. Физические законы и границы их применимости. Принцип соответствия. Принцип дополнительности. Физическая картина мира.

Механика

Механическое движение и его относительность. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.

Взаимодействие тел. Законы Ньютона и принцип причинности. Принцип суперпозиции сил. Законы сохранения импульса и энергии в механике. Момент силы. Условия равновесия тел. Принцип относительности Галилея. Закон всемирного тяготения. Законы трения скольжения. Закон Гука. Уравнение гармонических колебаний. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. Уравнение гармонической волны.

Молекулярная физика. Термодинамика

Опыты Штерна и Перрена. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро.

Тепловое равновесие. Абсолютная температура. Связь температуры со средней кинетической энергией частиц вещества. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. КПД теплового двигателя.

Идеальный газ. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул идеального газа. Уравнение Клапейрона-Менделеева. Изопроцессы. Насыщенные и ненасыщенные пары. Кристаллические и аморфные тела.

Электродинамика

Электрическое взаимодействие. Элементарный электрический заряд. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Принцип суперпозиции полей.

Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Энергия электрического поля конденсатора.

Электрический ток. Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Параллельное и последовательное соединения проводников.

Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, р-n-переход.

Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Электромагнитные колебания в контуре. Переменный ток. Производство, передача и потребление электрической энергии.

Идеи теории Максвелла. Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи.

Оптика

Скорость света и методы ее измерения. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Закон преломления света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы.

Основы специальной теории относительности

Инвариантность скорости света. Принцип относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Связь массы и энергии.

Квантовая физика

Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Опыты Столетова. Фотоны. Опыты Вавилова. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Корпускулярно-волновой дуализм. Гипотеза Луи де Бройля. Дифракция электронов. Боровская модель атома водорода. Спектры. Люминесценция. Лазеры. Закон радиоактивного распада. Нуклонная модель ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Деление ядер. Синтез ядер. Ядерная энергетика. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

ХИМИЯ

Уровень А

Атом

Атом как исходный уровень химической организации материи. Строение атомов химических элементов первых четырех периодов Периодической системы Д.И. Менделеева. Изотопы. Ионы, заряд ионов.

Вещество

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная; одинарные, двойные и тройные связи), ионная.

Кристаллические решетки: атомная, молекулярная, ионная. Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллических решеток.

Причины многообразия веществ. Аллотропные видоизменения неорганических веществ. Изомерия органических веществ.

Классификация неорганических и органических веществ. Характерные химические свойства неорганических и органических веществ конкретных классов.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Основные положения теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова.

Химическая реакция

Химическая реакция как процесс разрушения и образования химических связей. Сохранение и превращение энергии при химических реакциях.

Понятие о скорости химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от различных факторов: природы реагирующих веществ, площади поверхности соприкосновения, концентрации, катализатора.

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и условия его смещения.

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей.

Реакции ионного обмена. Реакции окислительно-восстановительные. Понятие о коррозии металлов и мерах ее предупреждения.

Общая характеристика неметаллов в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.

Общая характеристика металлов в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.

Органические вещества

Предельные углеводороды. Метан, углеводороды ряда метана. Химические свойства: горение, хлорирование, отношение к кислотам, щелочам, бромной воде.

Понятие о циклических углеводородах.

Непредельные углеводороды. Этилен, углеводороды ряда этилена. Химические свойства: горение, присоединение водорода, галогенов, воды, галогеноводородов; полимеризация.

Понятие об углеводородах с тройной связью в молекуле; ацетилен.

Природные источники углеводородов: природный газ, каменный уголь, нефть. Использование в качестве топлива и в органическом синтезе.

Кислородсодержащие соединения. Предельные одноатомные спирты: метанол, этанол. Химические свойства: окисление, взаимодействие с натрием, бромоводородом, дегидратация.

Понятие о многоатомных спиртах.

Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Уксусная кислота. Свойства карбоновых кислот как электролитов. Реакция этерификации. Понятие о сложных эфирах.

Пальмитиновая и стеариновая кислоты. Мыло, синтетические моющие средства.

Биологически важные органические вещества. Жиры. Свойства жиров: отношение к воде, гидролиз, значение жиров.

Углеводы: крахмал, глюкоза. Применение глюкозы и крахмала.

Белки – природные высокомолекулярные вещества. Роль белков в организме.

Познание и применение веществ и химических реакций человеком

Методы исследования объектов, изучаемых в химии: наблюдение, описание, измерение, химический эксперимент, моделирование, расчет.

Правила работы с веществами и оборудованием. Сведения о токсичности и пожарной опасности изучаемых веществ.

Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях; массы или объема газов по известному количеству вещества одного из участвующих в реакции; теплового эффекта реакции; массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке, или имеет примеси, дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Нахождение молекулярной формулы органического вещества. Роль химии как одной из производительных сил общества.

Уровень Б

Химический элемент

Формы существования химического элемента. Современные представления о строении атомов. Изотопы.

Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов. Понятие об электронном облаке, s- и р- электронах. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов.

Ионы. Заряд иона.

Вещество

Виды химической связи. Атомная (ковалентная) связь. Способы ее образования. Длина и энергия связи. Понятие об электроотрицательности химических элементов.

Ионная связь, ее образование. Понятие о степени окисления.

Металлическая связь. Водородная связь. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типа кристаллических решеток.

Причины многообразия веществ. Аллотропия неорганических веществ. Изомерия органических веществ. Классификация неорганических и органических веществ. Характерные химические свойства неорганических и органических веществ различных классов.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Развитие научных знаний о Периодическом законе и Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Основные положения теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова. Основные направления развития теории строения.

Химическая реакция

Тепловой эффект химической реакции. Сохранение и превращение энергии при химических реакциях.

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, определяющие скорость химической реакции.

Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и условия его смещения.

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень диссоциации.

Реакции ионного обмена. Реакции окислительно-восстановительные. Гидролиз солей. Понятие о протолитах.

Общая характеристика неметаллов главных подгрупп VII-IV групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.

Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Медь, хром, железо – металлы побочных подгрупп.

Виды коррозии металлов. Способы предупреждения коррозии.

Органические вещества

Углеводороды. Особенности химического строения. Виды гибридизации электронных облаков. Гомологи и изомеры.

Предельные углеводороды. Систематическая номенклатура. Гомологический ряд метана. Химические свойства. Механизм реакции замещения.

Понятие о циклических углеводородах.

Непредельные углеводороды. Этилен. Гомологический ряд этилена. Химические свойства. Механизм реакции присоединения. Правило В. В. Марковникова. Реакция полимеризации.

Понятие об углеводородах с тройной связью в молекуле. Ацетилен и его гомологи.

Ароматические углеводороды. Бензол, его электронное строение. Гомологи бензола. Взаимное влияние атомов в молекуле.

Взаимосвязь гомологических рядов углеводородов. Природные источники углеводородов и их переработка. Использование в качестве топлива и в органическом синтезе.

Кислородсодержащие соединения.

Предельные одноатомные спирты. Электронное строение функциональной группы. Гомологический ряд спиртов.

Химические свойства: окисление, смещение электронной плотности химической связи в гидроксогруппе.

Понятие о многоатомных спиртах. Фенол. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола.

Альдегиды. Электронное строение функциональной группы. Гомологический ряд альдегидов. Химические свойства.

Карбоновые кислоты. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Электронное строение карбоксильной группы. Химические свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации.

Непредельные карбоновые кислоты.

Сложные эфиры. Гидролиз сложных эфиров. Жиры. Понятие о мылах и синтетических моющих средствах.

Взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических веществ.

Углеводы, их классификация.

Строение глюкозы, химические свойства. Крахмал и целлюлоза – природные полимеры.

Азотсодержащие органические соединения.

Амины. Электронное строение аминогруппы. Химические свойства аминов как органических оснований. Анилин как представитель ароматических аминов.

Аминокислоты как амфотерные органические соединения.

Белки как биополимеры. Структуры белков. Свойства белков.

Познание и применение веществ человеком

Методы исследования объектов, изучаемых в химии. Правила работы с веществами и оборудованием. Сведения о токсичности и пожарной опасности изучаемых веществ. Роль химии как одной из производительных сил общества. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, чугуна, стали, метанола). Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений.

Пластмассы, синтетический каучук, волокна.

Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях; массы или объема газов по известному количеству вещества одного из участвующих в реакции; теплового эффекта реакции; массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке, или имеет примеси, или дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Нахождение молекулярной формулы органического вещества.

Глобальные проблемы человечества: сырьевая, энергетическая, экологическая. Роль химии в их решении.

ЭКОЛОГИЯ

Уровень А

Общие сведения

Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой.

Человек и природа

Взаимосвязь общества и природы на различных этапах развития человечества. Влияние человека на окружающую среду и природных условий на жизнь человека. Природа как источник экономического и духовного развития человека. Потребительское отношение к природе. Основные среды жизни. Основные типы взаимоотношения живых организмов. Естественные и искусственные экосистемы. Экологические проблемы современного человечества – глобальные проблемы цивилизации. Угроза экологической катастрофы и пути ее предотвращения.

Природоохранная деятельность человека

Экологическая этика, культура, безопасность. Правовая защита природы. Экологические проблемы современной России. Движение за экологическую безопасность. Различные общественно-политические движения в защиту природы. Сохранение природы – долг и конституционная обязанность граждан России.

Уровень Б

Общие сведения

Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Этапы ее становления и место среди других наук.

Современная экологическая ситуация. Глобальный экологический кризис. Проблемы перехода к устойчивому развитию. Актуальность экологического образования в условиях экологического кризиса.

Общая экология

Границы жизни, защитные экраны Земли. Космическая среда. Косное вещество. Планетарная роль жизни.

Понятие о природных системах и закономерностях их функционирования. Проблема сохранения среды обитания для всех живых организмов, включая и человека. Понятие природной среды.

Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Их специфика и свойства. Факторы среды, их характеристика, лимитирующие факторы.

Закономерности воздействия факторов среды на организмы. Адаптация организмов к факторам среды и средам жизни.

Глобальная экология

Биосфера. Экологические компоненты. Планетарная роль жизни. Живое вещество, его функция и роль. Классификация живого вещества по способу питания: автотрофы и гетеротрофы. Распределение жизни в биосфере.

Свойства биосферы, ее устойчивость. Биогенные элементы. Биогеохимический круговорот веществ (биогенная миграция атомов). Взаимосвязи биосферы с геосферами, экологические взаимодействия живого и косного вещества. Развитие биосферы в историческое время (палеоэкология).

Экосистемы

Биоценоз, популяция, емкость среды обитания, изменение экосистемы. Структура биоценозов и ее виды. Связи между организмами и организмов со средой обитания.

Закономерности функционирования и устойчивости экосистем, экологические ниши, правило конкурентного исключения. Биологический круговорот веществ в экосистемах и его механизмы. Трофическая структура сообщества (цепи питания), трофический уровень. Поток энергии в цепях питания и закономерности ее рассеивания. Продуктивность и биомасса экосистем.

Экологические пирамиды. Динамика экосистем, их саморазвитие. Сукцессии и их закономерности.

Социальная экология (социоэкосистема)

Социоприродная экосистема. Экологические процессы и состояние народонаселения. Развитие цивилизации и возрастающее воздействие человека на биосферные процессы. Становление человека как биосоциального вида и определяющей геологической силы (В.И. Вернадский). Экологические кризисы в развитии биосферы. Создание человечеством агросферы (агроэкосистем) и урбосферы (урбоэкосистем). Экологическая деятельность.

Биосферная функция человека. Экологическое право, экологическая этика.

Демографические проблемы, их причины и экологические последствия.

Проблемы выживания человечества.

Экологизация науки, экономики, образования. Предотвращение технологических и военных катастроф.

Экологическое прогнозирование.

Экологический мониторинг.

Современные экологические проблемы и пути их решения.

Техногенные загрязнения воздушной, водной среды, почв. Мероприятия по защите от уничтожения растительности и животного мира. Создание условий для их процветания.

Основные последствия техногенного воздействия человечества на среды жизни – изменение температурного режима планеты (парниковый эффект), нарушение озонового слоя, истощение природных ресурсов, демографические проблемы, уменьшение биоразнообразия, кислотно-щелочные осадки, опустынивание и др. Влияние техногенной и социальной среды на здоровье людей. Экологизация всей деятельности людей. Биотехнология, малоотходная технология – наиболее экологически приемлемые формы технологий. Международное сотрудничество. Реализация концепции устойчивого развития и учения В. И. Вернадского о ноосфере.

Рациональное природопользование, лесопосадки, защита рек и других водоемов от загрязнений, другая природоохранная деятельность.

Развитие экологического сознания и мышления.

Антропоэкосистема (человек в экосистеме)

Влияние окружающей среды, факторы здоровья. Экологические потребности человека, его биологические ритмы. Экологическая ответственность каждого человека. Адаптация человека. Проблемы защиты человека от техногенного воздействия среды.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ИСКУССТВО

(мировая художественная культура)

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Уровень Б

Общее понятие о культуре. Ее роль в жизни людей и особенности исторического развития. Понятие “художественная культура”. Функции художественной культуры в жизни людей, роль в духовном развитии человечества.

Общее и различное в развитии национальных культур, их связи и взаимообогащение.

Искусство и наука как явления духовной культуры и как средство познания действительности. Непреходящее значение гениальных творений искусства. Виды искусств, их особенности. Синтез и взаимодействие искусств.

Основные стили и направления в мировой художественной культуре. Древнерусское искусство. Художественное развитие России в XVII веке, ее вхождение в мировой художественный процесс. Художественная культура древнего мира. Художественная культура Древней Греции и Рима, Дальнего и Среднего Востока, Японии, Китая. Особенности художественной культуры средневековья. Гуманизм в искусстве эпохи Возрождения. Стиль барокко и его отличительные черты. Характерные черты художественной культуры эпохи классицизма. Идеалы Просвещения и их отражение в искусстве. Романтизм и реализм в художественной культуре ХIХ-ХХ вв. Основные тенденции развития художественной культуры XX века в России и за рубежом. Новые формы и жанры искусства конца XX века.

Традиционность и преемственность в искусстве (на примере своего региона, народа, субкультуры). Понятия “общечеловеческие ценности” и “национальное искусство и культура”. Вклад художественной культуры России в сокровищницу мировой художественной культуры.

Основные особенности художественного развития народов России (на примерах из различных видов и жанров искусства).

Проблема возрождения и дальнейшего развития культурных традиций русского и других народов России в наши дни.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

(физическая культура, основы

безопасности жизнедеятельности)

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Уровень А

Социокультурные основы

Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение в мире (“Спорт для всех”), их социальная направленность и формы организации, влияние на развитие культуры общества и человека.

Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всестороннее и гармоничное развитие личности, укрепление здоровья и сохранение творческого долголетия; физическое и духовное развитие подрастающего поколения в обществе и в семье; удовлетворение потребностей в физическом совершенстве и культурном образе жизни.

Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной, западной и восточной культурах (“Атлетическая гимнастика”, “Аэробика”, “Шейпинг”, “Боди-билдинг” и др.), их использование в самостоятельных и самодеятельных формах занятий физической культурой.

Психолого-педагогические основы

Формы занятий физическими упражнениями профессионально-ориентированной, коррегирующей и спортивной направленности; планирование, регулирование и контроль за воздействием этих упражнений на организм с учетом индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности, состояния здоровья.

Двигательный режим в течение дня, недели и месяца с учетом особенностей индивидуальной учебной деятельности, состояния самочувствия и показателей здоровья.

Комплексы физических упражнений из современных систем физической культуры; особенности подбора упражнений и их функциональная индивидуализация.

Медико-биологические основы

Роль и значение занятий физической культурой и спортом в профилактике заболеваний и укреплении здоровья, поддержании репродуктивных функций человека, сохранении его творческого долголетия.

Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), причины их возникновения, пагубное влияние на организм человека, его здоровье и здоровье его детей.

Положительное влияние занятий физическими упражнениями из традиционных и нетрадиционных систем физического воспитания в профилактике и борьбе с вредными привычками.

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уровень А

Основы здорового образа жизни

Здоровье человека: индивидуальное и общественное, духовное и физическое. Здоровый образ жизни. Основные показатели индивидуального здоровья. Резервы здоровья. Режим дня человека и его значение для здоровья. Особенности режима труда и отдыха в подростковом и юношеском возрасте. Биологические ритмы и работоспособность человека. Значение двигательной активности в жизни человека. Закаливание организма. Рациональное питание и здоровье. Особенности питания при различных физических и умственных нагрузках. Школьная патология, причины возникновения. Значение режима дня и двигательной активности для профилактики школьной патологии. Взаимоотношение полов, профилактика болезней, передающихся половым путем. СПИД и его профилактика. Инфекционные заболевания, механизм их передачи. Профилактика инфекционных заболеваний.

Вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркомания и токсикомания), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного, природного и социального характера. Правила безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС). Вынужденная автономия человека в природных условиях. Последовательность действий в условиях вынужденной автономии. Сигналы бедствия и сигнальные средства.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). История ее создания, предназначение и задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона – составная часть системы безопасности населения во время ведения военных действий или вследствие этих действий. Структура гражданской обороны и ее задачи.

Современные средства поражения и их поражающие факторы. Правила поведения населения в зоне вооруженных конфликтов. Основные мероприятия по защите населения от средств поражения. Приборы радиационной и химической разведки. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.

Нормативно-правовые акты Российской Федерации, международное гуманитарное право в области безопасности жизнедеятельности. Государственные органы, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

Виды травм. Правила оказания первой медицинской помощи при ранениях, ушибах, растяжениях и переломах. Первая медицинская помощь при отравлениях, тепловом и солнечном ударах, ожогах и отморожениях, при поражении электрическим током и молнией.

Правила наложения повязок и оказания первой медицинской помощи при переломах. Применение подручных средств для транспортировки пострадавших.

Проведение комплекса сердечно-легочной реанимации на месте происшествия.

Основы военной службы

Основы обороны государства и ее организации. Законодательство Российской Федерации в области обороны. Правовые основы военной службы. Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны страны, их предназначение. Виды Вооруженных Сил, рода войск, их предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации на современном этапе. Вооруженные Силы и порядок подготовки граждан к военной службе в ряде развитых стран. Боевые традиции и история Вооруженных Сил России, символы воинской чести.

Воинская обязанность граждан и воинский учет. Обязательная подготовка к военной службе. Виды добровольной подготовки к военной службе.

Призыв на военную службу. Прохождение военной службы по призыву. Пребывание в запасе. Виды воинской деятельности и их особенности. Общие требования к воинской деятельности, к духовным, физическим качествам и уровню образования призывников.

Права и свободы военнослужащих. Альтернативная гражданская служба. Военные аспекты международного права.

Ответственность военнослужащих: дисциплинарная, административная и уголовная. Социальная защищенность военнослужащих и их семей на период прохождения военной службы.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ТЕХНОЛОГИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ

Уровень А

Технологическая культура, ее компоненты. Технология преобразовательной деятельности человека и формирование технологической культуры.

Роль и место техники и технологий в современном обществе. Социальные и экологические последствия применения технологий.

Трудовая деятельность. Культура труда: организация трудового процесса, подготовка и оснащение рабочего места, обеспечение безопасности труда, работа с информацией и технологической документацией, использование компьютерных программ общего пользования, средства и способы поиска новых технических и технологических решений; технологическая и трудовая дисциплина, этика и психология общения.

Производство и потребности общества в товарах и услугах. Технические характеристики и потребительские качества товаров и услуг. Роль дизайна. Экспертиза потребительских качеств товаров.

Предпринимательская деятельность. Менеджмент. Формирование банка предложений (проектных заданий) по производству товаров и услуг. Маркетинг. Себестоимость и цена изделий. Сбыт, продажа, рекламирование товаров и услуг.

Воздействие современного производства: промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и др. на человека, окружающую среду; природоохранная деятельность, переработка отходов, условия устойчивого развития человечества. Защита человека от негативных последствий хозяйственной деятельности.

Пути достижения профессиональной карьеры. Построение жизненных и профессиональных планов. Пути получения профессионального образования. Требования, предъявляемые профессиями к человеку.

Уровень Б

Общетехнологическая часть состоит из содержания общего варианта (Уровень А), ориентированного на конкретный профиль обучения.

Специальная технологическая часть содержит учебный материал, обеспечивающий формирование системы прикладных знаний, умений и навыков по выбранному профилю конкретной трудовой деятельности человека.

Области трудовой деятельности

Промышленность. Общая технология производства, специальная технология, оборудование, материаловедение, использование компьютерных программ общего назначения, психология общения, промышленный дизайн, основы экономики (в соответствии с профилем).

Экономика. Макро- и микроэкономика. Предпринимательство. Бизнес-план. Маркетинг. Менеджмент. Право. Делопроизводство. Психология и этика делового общения. Экономика предприятия.

Образование. Педагогика, методика преподавания учебных дисциплин, этика и эстетика, использование компьютерных программ общего назначения, возрастная физиология и гигиена, психология общения.

Медицина. Человек и среда его обитания, фармакология с основами латинского языка, медицина катастроф и реанимации, психология общения, красота и здоровье, информационные технологии в здравоохранении.

Строительство. Общестроительные работы, столярно-плотницкие и паркетные работы, санитарно-технические работы, строительный дизайн, информационные технологии в строительстве, история архитектуры, основы экономики.

Транспорт. Правила дорожного движения, общее устройство автомобиля, управление автомобилем, ремонт и техническое обслуживание автомобиля, культура поведения на дороге, основы экономики.

Сфера управления. Компьютерное делопроизводство, оргтехника, этика деловых отношений, психология общения, основы экономики.

Прикладные художественные промыслы. История промысла, специальная технология изготовления художественных изделий, материаловедение, природа и искусство.

Растениеводство. Основы ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Технологии обработки почвы и посева. Удобрения. Севооборот. Защита сельскохозяйственных культур. Способы борьбы с вредителями (механические и природные средства борьбы). Опытническая работа. Урожай: сбор, хранение. Бизнес-план крестьянского (фермерского) хозяйства.

Животноводство. Основы ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Технология получения животноводческой продукции. Корма: заготовка, хранение, составление рациона и кормление животных и птицы. Ветеринарно-профилактические мероприятия. Бизнес-план крестьянского (фермерского) хозяйства.

Сфера обслуживания. Основные направления развития сферы быта и услуг. Технология обслуживания. Информационные технологии в сфере сервиса. Маркетинг и менеджмент в сфере сервиса.

* Для общеобразовательных учреждений естественно- математического профиля и национальных школ, в которых на изучение литературы отводится 3 часа в неделю, возможно сокращение списка эпических произведений для детального текстуального изучения. (Уровень А)

** Языковые знания и навыки представлены в обобщенном виде без деления по языкам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте