search
main
0

Обязательно войдем!

На пути к десятке лучших стран по качеству образования
Все идет по плану, не переживайте

Говорят, особенность нашего менталитета в том, что мы способны на все, но до поры как-то недосуг всем этим заниматься – пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Зато если поставить нас в безвыходное положение, мы можем сделать все что угодно. Как известно, одна из основных целей нацпроекта «Образование» – вхождение России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования к 2024 году. Такую задачу поставил президент в 2018 году, и надо ее выполнять. При этом положение России относительно других стран будут определять на основе результатов международных исследований PISA, PIRLS и TIMSS. Как обстоят дела на этом направлении? Готовы ли мы в очередной раз удивить всех и себя тоже своими достижениями? Чтобы получать данные о состоянии системы образования России и видеть динамику, Рособрнадзор ежегодно проводит мониторинг качества образования в российских школах по модели исследования PISA. Как раз об этом говорилось на пресс-конференции, которая прошла в Москве в рамках VII Международной конференции по оценке качества образования «От оценки к развитию механизмов управления образованием».

Все идет по плану, не переживайте

 

По словам руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева, если взять все результаты исследований PISA, PIRLS и TIMSS, которые у нас на сегодняшний день имеются, в 2020 году «средневзвешенное место России» пока что находится за границами вожделенной десятки и составляет 13,5 пункта. Однако это все равно превышает намеченный в рамках нацпроекта «Образование» плановый показатель для 2020 года в 14 пунктов. Напомним, что пока мы можем судить лишь о прошлом годе, а то, что происходит с качеством образования сейчас, станет известно лишь на следующий год. При этом наша страна проводит исследования PISA ежегодно в отличие от других, поэтому сравнивать наши достижения с чужими по принципу «здесь и сейчас» можно лишь условно (рис. 1.).


– В апреле 2022 года Россия наряду с другими странами примет участие в международном исследовании PISA, – напомнил Музаев. – Оно позволит оценить мировую динамику качества образования, в том числе увидеть, как повлияли пандемия коронавируса и дистанционное обучение на результаты школьников всех стран. У нас есть определенное снижение по ряду параметров, а вот каковы дела у иностранных коллег, пока точно неизвестно.

Глава Рособрнадзора также напомнил, что в помощь школам более года назад, 1 октября 2020 года, был открыт Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/). И в октябре этого года он был пополнен еще на 1500 заданий. То есть школы имеют возможность использовать их в своей работе и подготовке детей к экзаменам и испытаниям.

Как заявил директор Федерального института оценки качества образования Сергей Станченко, в 2020 году минимальную границу баллов не преодолели около 20% российских школьников. При этом высокий уровень подготовки по математической грамотности показали около 10% учащихся, по читательской грамотности – около 6,4%, по естественно-научной – около 1,4%.

– К сожалению, налицо снижение уровня естественно-научной грамотности, – прокомментировал результаты Станченко. – Это можно объяснить тем, что в 2020 году многие школы работали в дистанционном режиме, а в этих условиях очень сложно, а то и просто невозможно проводить полноценные практические и лабораторные занятия по химии, физике и биологии. Отсюда падение качества. Как с этой проблемой справляются за рубежом, опять же сказать не могу, поскольку в этом году они подобных исследований не проводили. Но если судить просто по тому, что говорят представители систем образования других стран на международных встречах, у всех примерно одни и те же проблемы (рис. 2.).

Директор ФИОКО также заметил, что в рамках PISA существует минимальная граница показателей для тех детей, которые не прошли испытания. У стран-лидеров 15%, у нас пока что 20%. Точно так же стоит отметить и верхнюю границу, определенную для тех, кто показал очень хорошие результаты. У стран-лидеров она равна 10%, у нас заметно ниже (за исключением разве что математической грамотности) (рис. 3.).

– Высокий уровень подготовки демонстрируют, как правило, дети, которые увлечены чем-либо, а также ученики, осваивающие те или иные предметы углубленно, – отметил Станченко. – В этом плане им очень помогает система центров, созданных по всей стране по аналогии с сочинским «Сириусом». Там с талантливыми детьми работают очень плотно. А еще мы совершенно точно знаем, что реализуемые в школах программы профориентации действительно повышают мотивацию ребят, поскольку дети начинают готовиться к реализации своей мечты целенаправленно и осознанно, изучают предметы не по принуждению, а по собственному желанию. В зарубежных школах этим занимаются очень серьезно, причем с самых ранних лет, оттого, наверное, у них и результаты соответствующие. И, конечно же, большую роль играют техническое оснащение школ, материальная база. Там, где она хорошая, у ребят больше возможностей изучать что-либо углубленно.

Эту же мысль повторил и заместитель директора ФИОКО Илья Денисенко, добавив, однако, что в России есть изрядное количество школ, которые вроде бы не имеют надлежащей материальной базы, однако умудряются демонстрировать очень высокое качество образования. Такие образовательные организации называют резильентными, а их опыт активно тиражируют, чтобы помочь другим школам подняться в рейтинге.

– У нас есть образовательные организации, которые демонстрируют высочайшие показатели по всем видам грамотности и находятся на уровне мировых лидеров, – сказал Денисенко. – С другой стороны, есть и достаточно весомое количество отстающих школ. Для помощи им реализуется проект «500+». Если каждая российская школа будет достигать 500 баллов по каждому виду грамотности, то тогда нам показателя по месту в десятке удастся, безусловно, достичь.

По его словам, к числу факторов, оказывающих влияние на образовательные результаты, относятся место нахождения населенного пункта, в котором расположена школа, особенности контингента обучающихся, педагогические кадры, оснащение, школьный уклад, образовательные программы и педагогические технологии, которыми владеют или не владеют коллективы преподавателей школ. Проанализировав все это, сотрудники ФИОКО предложили подходы, которые являются наиболее актуальными для противодействия этим факторам. В результате были созданы методические рекомендации, которые доступны любой школе на сайте https://fioco.ru/ru/osoko.

– Исследования качества образования также позволяют выявить и сформировать банк лучших практик, к которым могут обращаться все школы, чтобы изучить лучший управленческий и педагогический опыт, – отметил Илья Денисенко. – Но при этом очень важно постоянно держать руку на пульсе и плотно взаимодействовать с отстающими школами, а также выстраивать горизонтальные связи, чтобы лидеры помогали аутсайдерам. Каждая школа «красной зоны» получает рисковый профиль, который уникален, поскольку факторы риска могут сильно различаться даже у соседних образовательных организаций. Мы даем школе представление о самой себе, и она устраняет риски. Плюс ко всему из числа успешных школ региона назначаются кураторы, которые помогают анализировать возникающие проблемы и устранять их. А еще создан Банк полезных практик (https://fioco.ru/bank-praktik), где учителя и директора в коротких роликах рассматривают те или иные вопросы и рассказывают, как они их решали.

Впрочем, заключил Денисенко, нужно смотреть на вещи трезво и не ждать мгновенных изменений. Все прекрасно понимают, что реальные изменения в школе даже при искреннем желании измениться к лучшему и помощи извне наступят не ранее чем через год-два.

Вадим МЕЛЕШКО, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте