Последнее время все популярнее становится обучение по принципу peer-to-peer (Р2Р). Это педагогический подход к обучению. В его основе лежит принцип обучения равных (учеников или студентов друг с другом). Это управляемый процесс выполнения индивидуальных или групповых проектов, который при правильно организованных условиях, программах и технологиях приносит ощутимую пользу. Вертикального подчинения, в котором педагог являлся бы главным, равно, как и контроля и оценок с его стороны, нет.
При этом обучающиеся максимально вовлечены в учебный процесс. У них изменяется мотивация к обучению: от обычного слушателя темы к активному участнику образовательного процесса.
То есть развитие педагогических технологий предполагает апробацию различных подходов к обучению. Peer-to-peer зарекомендовал себя как один из самых успешных педагогических подходов
О том, как организовать такое обучение, мы поговорили с Дарьей Ивановной Чашкиной, старшим преподавателем кафедры экономики инноваций Экономического факультета МГУ, руководителем Бизнес-инкубатора и акселерационных программ МГУ.
– Расскажите о Р2Р, об одном из обсуждаемых сейчас подходов к обучению, и о том, как он «работает» в компаниях типа «Школы 21» от Сбербанка, в которой вы работали директором по обучению.
P2P или «равный равному» – один из педагогических подходов к обучению, в основе которого лежит принцип взаимного обучения без вертикального подчинения. То есть это механика, где участники обучают друг друга. Это не значит, что процесс не управляем. Наоборот, задача методиста правильно создать среду и программу для такого обучения, подобрать механики, которые будут комфортны участникам.
Если говорить про пример «Школы 21» – это школа программирования, где участники выполняют индивидуальные или групповые проекты, а за консультациями они могут обратиться к друг другу или открытым материалам, статьям в Интернет.
Проверка задания происходит следующим образом – участник поочередно становится то проверяющим, то проверяемым, используя для оценки разработанный методистами чек-лист. Все обучение проходит на собственной образовательной платформе «Школы 21», которая автоматизирует процессы, помогает назначать проверки, учитывает баллы, полученные за проверки, помогает выбрать следующий проект, показывает достижения и внутренний рейтинг участника.
Комментарий психолога. У преподавателя появляется новая роль – модератор и фасилитатор. Традиционная роль преподавателя – источник знаний. Из этой роли в «Школе 21» или другой образовательной организации с принципом обучения P2P ему предстоит выходить.
– Как давно вы изучаете Р2Р и почему вам это интересно?
Почему мне интересна тема? С развитием технологий, на мой взгляд, немного меняется роль учителя и преподавателя. Из роли «основной источник знаний» мы переходим в роль наставника, навигатора, методиста, который создает среду для обучения. Я веду несколько курсов по инновациям и предпринимательству на Экономическом факультете МГУ, поэтому мне очень интересны разные образовательные механики, которые не только активно вовлекают студентов в образовательный процесс, но помогает персонализировать его, учитывать знания и опыт каждого.
– Чем принцип P2P может быть интересен современным учителям? Какова их мотивация к внедрению этой технологии?
На мой взгляд, методология P2P – это механизм максимального вовлечения учеников в процесс обучения. Школьники так любят компьютерные игры, потому что они там главные герои и там нет человека, который говорил бы, как правильно, а как неправильно.
Комментарий психолога. Да, школьники считают, что они управляют процессом компьютерной игры. Только когда они незаметно втянулись и не могут оторваться от своего увлечения, взрослые наконец начинают понимать, что игра управляет ребенком. Именно взрослые начинают первыми бить тревогу. Но понимание происходит, несмотря на предупреждение специалистов (часто ли их слушают для профилактики), когда процесс привыкания уже в самом разгаре.
В технологии Р2Р мы даем участникам больше общаться друг с другом.
Комментарий психолога. Доверие – базовая часть ощущения безопасности человека. Если сформировать доверие к миру в противовес недоверию и страхам, ребенок становится увереннее в себе, и, как следствие, смелее.
У детей повышается мотивация к обучению. Потому что изменяется роль слушателя, который просто пришел на урок, на роль активного участника образовательного процесса.
Комментарий психолога. Верно, дети не просто приходят в школу на урок – они в нем участвуют! Конечно, существуют много других техник активного слушателя и участника процесса образования, которые помогают в мотивации к обучению, но сейчас мы рассматриваем Р2Р.
– Почему такое название – «Школа 21»? Как это исторически сложилось и кто автор этого названия?
Есть несколько объяснений. Это и 21 день на новую привычку, и навыки 21 века. Важно акцентировать, что несмотря на то, что в названии есть слово «школа», это ближе к сфере профессиональной переподготовки. В «Школу 21» могут поступить все желающие старше 18 лет независимо от дипломов, образования и опыта программировать. Это разные по описанию участники, в том числе, с разным опытом работы.
Комментарий психолога. Среди моих коллег, владеющих иностранными языками, преподающими иностранный язык, много тех, кто понимает, что такое Р2P, но среди других предметников таких поменьше. Это означает, что есть ресурс для внедрения Р2Р, при необходимости, в практику обучения.
– Применима ли к вузам такая технология? Считаете ли, что вузам это трудно внедрять? Что именно трудно и почему?
Можно ли внедрять Р2Р в вузах? Если говорить напрямую о технологии «Школы 21», то боюсь, что нет. Она является скорее дополнительным образованием. В чем состоят особенности?
Во-первых, наличие индивидуального плана: человек сам выбирает, с какой скоростью учиться, когда защищать тот или иной проект. В «Школе 21» есть система дедлайна, но в целом каждый участник ответственен за свой прогресс сам.
Во-вторых, обучающегося берут с абсолютно любой базой. Например, у человека есть несколько дипломов о высшем образовании или нет ни одного – он может приходить.
В-третьих, многие участники «Школы 21» сочетают обучение в других местах, например, с обучением в колледже или вузе. Поэтому Р2Р можно считать элементом дополнительного образования, который существует и не конкурирует с другими.
– Расскажите о техниках или методах, которые вуз принимает. Например, World Cafe, обратная связь и других инструментов, которые легко внедряются.
Расскажу о нескольких примерах, которые мы используем в своих курсах и программах на Экономическом факультете МГУ. Все эти форматы отличает то, что учитель или преподаватель является модератором процесса, формирует процесс обратной связи участников, но не оценивает работы или участников сам.
Один из таких методов – World Cafe. Это вариант групповой работы, генерации и обсуждения идей в группе. Участники делятся на команды от 3 до 7 человек. Первый тур – это обсуждение в команде поставленной преподавателем задачи – например, придумать что-то, обсудить феномен, поискать решения проблемы. Модератор может сам выбрать направленность и тематики World Cafe. После командного обсуждения за столом остаются 1-2 представителя этого стола, а остальные по часовой стрелке сдвигаются к другому столу. Второй тур – это обсуждение с гостями стола, то есть с теми участниками, которые пришли к вам с соседнего столика или парты, проблематики, которая есть за этим столом.
Затем все «гости» снова сдвигаются по часовой стрелке к новым столам, и так 5-6 раз, либо, пока у вас не замкнется круг. После того, как все вернулись за свой первоначальный стол, идет заключительное обсуждение. Те, кто оставался, рассказывают, какие идеи им предложили, что из предложенного можно взять и применить.
Этот же способ можно использовать, подавая разные идеи участникам разных столов или разные аспекты одного и того же вопроса. То есть здесь можно очень интересно моделировать процесс. Главное, что участники дают друг другу обратную связь, сами ее принимают и рефлексируют внутри команды.
Комментарий психолога. Мне это немного напомнило известную деловую игру «Вертушка». В этой игре участникам, например, сидящим за 5-ю столами, даются разные задания. Сделав одно задание, участники стола № 1 пересаживаются за стол № 2 с другим заданием и выполняют его. Так по очереди весь курс выполняет все задания. Но педагог – модератор, он уходит от роли оценщика того, что придумали команды.
Техника «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно. Для анализа информации используют «6 шляп», в соответствии с которыми участники дают обратную связь, то есть высказываются о содержании проекта. Эта техника ценна тем, что получается организовать структурированную обратную связь, а не хаотичные высказывания.
Смысл в следующем. На один тур для анализа проекта участники надевают одну из шесть «шляп»; высказываться о проекте можно по одному или в команде. Надев черную шляпу, участник должен критиковать проект (это шляпа критики), а зеленую – высказывать креативные идеи, пожелания. Белая шляпа нужна для анализа данных по проекту, красная – для любых субъективных или интуитивных оценок и высказываний. Желтая шляпа означает, что участники находят плюсы в проекте, а синяя означает структурирование и выработку итогового решения. На каждый тур можно надевать по одной шляпе, а можно 2-3.
Комментарий психолога. Попробуйте делать микс из шляп. Увлекаться количеством шляп не рекомендую, ведь пропускная способность мозга невелика. Участники не смогут единовременно усвоить большое количество разнородной информации. Лучше попробовать 1-2 шляпы на один тур, а если не получится качественное решение, остановиться на одной.
Я рекомендую чередовать позитивные и негативные Шляпы, то есть высказывать то положительную, то отрицательную информацию-критику по теме проекта.
Комментарий психолога. Похоже на использование информации о двух типах личности – соглашателей и несоглашателей.
– Какие выводы можно сделать из опыта обучения Р2Р сегодня в школах и вузах страны?
На мой взгляд, методология P2P позволяет учителю и преподавателю расширить свой арсенал образовательных инструментов и техник. Если вы пока не готовы организовывать обсуждения проектов или идей внутри группы, то в качестве промежуточного варианта можно использовать анализ, например, прошлогодних работ, их ошибок и достоинств. Это помогает понимать, что делали другие команды, и учиться давать структурированную обратную связь.
Комментарий психолога. Помогает анализировать прошлые ошибки и не допускать своих. На их примере. Но эта идея давно используется в практике занятий в вузах.
В зависимости от возраста и отношений в других группах можно постепенно внедрять систему взаимного оценивания. Но это не должно на первых этапах напрямую влиять на итоговые оценки и баллы. Как только студент или школьник понимает, что «вот я им что-то поставлю, он получит «отлично» или, наоборот, «тройку», то внутри группы могут начаться внутренние договоренности, кто кому и что должен поставить. Чтобы такого не происходило – обязательно нужно снижать субъективную часть оценки, подготавливая специальные чек-листы, шаблоны или примеры для внутригруппового оценивания.
Комментарий психолога. Я бы не сказала, что это не очень хорошо, просто получается, мы задействуем совсем иную технологию, у которой своя цель, задачи. В этом случае важно иметь чек-лист, чтобы понимать, что у этого человека мы должны проверить.
Комментарии к тексту давала Ирина Колиниченко, кандидат психологических наук, психолог, ведущий психологических тренингов на Всероссийской школе профсоюза (ВПШ).
Ранее Ирина Колиниченко рассказывала Сетевому изданию «Учительская газета», как учителю правильно провести первую встречу с родителями школьников.
Комментарии