search
main
0

Обучение в эпоху ChatGPT

Как переиграть искусственный интеллект

Описанные ниже соображения появились после того, как мой ребенок неожиданно резко повысил свою успеваемость по нелюбимой математике. Причину этого он и не скрывал. Пока учитель записывает задачу на доске, он быстренько находит ее решение в Интернете и переписывает решение в тетрадь. Подобное он умудряется проделать и при выполнении контрольных работ на уроке, и дома. А запрет на использование телефонов на уроках ему не помеха. Один телефон сдает, другой в кармане.

 

То, что, прочитав задание, он ничего не понял, не страшно. Школьник твердо уверен, что он его сейчас выполнит. А наблюдения убеждают его, что на работе взрослые так и поступают: они просто копируют действия коллег и выполняют распоряжения руководителя. Невольно вспоминается незабвенный Аркадий Райкин: в вузе человеку предлагают забыть все, чему учили в школе, а на работе – забыть все школьное и вузовское, потому что только сейчас он поймет, что ему действительно пригодится в будущем.

Итак, отметки заметно повысились, а понимание стало заметно снижаться. Естественный вопрос: что важнее? И для кого – учителя или ученика? К сожалению, для многих школьников сегодня важнее становится отметка (не отождествлять с оценкой). Тому есть объективные причины, но это тема отдельного разговора. К счастью, большинство учителей с этим согласиться не могут. Но бороться тут очень трудно. Главная сложность заключена в незнании некоторыми педагогами средств и методов обучения в условиях появившихся Интернета и ChatGPT (искусственного интеллекта – ИИ). Они существенно повлияли не только на цели и содержание, но и на формы обучения.

Действительно, довольно долго традиционная педагогика требовала от учащихся овладения знаниями, умениями и навыками. Но сегодня тезис «тот, кто владеет информацией, владеет миром» утрачивает свою актуальность. Информация легко отыскивается в Интернете. Параллельно с этим всегда появлялись иные мнения, которые сегодня становятся все более очевидными. Еще древние греки утверждали, что ученик – это не сосуд, который надо наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь. И на протяжении веков этот тезис отстаивали многие мыслители.

«Два предмета должны сформировать основу школьного образования и присутствовать во всех школьных курсах: обучение тому, как учиться, и обучение тому, как думать» – это мнение не только известного современного исследователя новых методов обучения и соавтора нашумевшей в мировом педагогическом сообществе книги «Революция в обучении» Гордона Драйдена. Список авторитетных лиц, придерживающихся подобных взглядов, достаточно большой. Вспомним хотя бы «Моцарта психологии» Л.С.Выготского: «В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания». В этом аспекте становится очевидным афоризм «Учить надо не математику, а математикой».

И это подтверждают не только исследования ученых, но практика жизни. Получается как в известной остроте. Через 40 лет на встрече одноклассников сразу видно, кто как учился и кто чего в жизни добился. У двоечника две вещи: квартира и машина. У троечника три вещи: квартира, машина и дача. А вот у отличника пять вещей: очки, долги, лысина, головная боль и золотая медаль из нержавеющей стали. Почему так получается? А дело в том, что первые двое думали, как схитрить, обмануть учителя, скрыть свое незнание. А отличник добросовестно запоминал, исполнял указания старших, формировал у себя умения угадать и угодить учителю. В результате он развивал у себя не мышление, а память. А в жизни мышление гораздо более значимо и ценится намного больше памяти.

Возникает естественный вопрос: какие средства и методы может использовать педагог сегодня, чтобы по-прежнему работать качественно и победить лень учащихся и ChatGPT, вернуть утраченные ныне передовые позиции отечественного образования?

Не вызывает сомнения тот факт, что появление Интернета и ИИ произвело настоящую революцию во многих сферах нашей жизни. Существенное влияние оказали здесь и среда, атмосфера, условия, в которых происходит обучение, – сеттинг образования. У обучающихся появилась реальная возможность избегать многих трудностей процесса учения, понимания и овладения учебным материалом посредством перекладывания далеко не только репродуктивных, но и продуктивных функций на ChatGPT. Дело дошло до того, что ИИ начал справляться даже с созданием текстов научных диссертаций.

Понятно, что в этих условиях должны поменяться и дидактические методы работы учителя, как формальные, так и содержательные. Но, к сожалению, ничего принципиально нового для работы в этих условиях педагогика пока не предложила. Более того, она даже добавила еще больше формализма и возможностей учащимся обходить острые углы и трудности процесса овладения и, как выражался наш знаменитый психолог лауреат Ленинской премии СССР А.Н.Леонтьев, присвоения учебных знаний и компетенций. А развивающее обучение нередко стало выполнять лишь декларативную функцию. Возникает естественная проблема действенной реализации подлинного развития учащихся. Каким образом она может быть решена?

Да, соревноваться человеку с ИИ становится все труднее и труднее. Компьютер уже давно обыграл в шахматы чемпиона мира. Стало быть, необходимо отыскать такие виды учебной деятельности, которые сегодня доступны учащимся и недоступны пока машине. Психологически эта проблема заключается в поиске адекватной деятельности, недоступной пока ИИ и обеспечивающей развивающий эффект обучения человеку. В первом приближении ею можно считать некоторые виды модной сегодня проектной деятельности. До недавнего времени таковой мы считали обучение учащихся постановке нерепродуктивных проблем и предлагали им не отвечать, а формулировать вопросы, требующие глубоких размышлений, рефлексии, на которые сразу не удается получить ответ. Таким образом мы проверяли степень понимания и присвоения учебного содержания.

Примером тут может служить такой вопрос: обладает ли психикой человек, находящийся в состоянии комы? Или: где все-таки находится сознание человека: между ушами, что утверждал выдающийся физиолог академик И.П.Павлов, или между головами, в чем был убежден Л.С.Выготский? Но сейчас подобные вопросы стал формулировать и отвечать на них ИИ. Поэтому пришлось искать новые виды деятельности обучаемых и более сложные учебные действия. Ознакомимся с двумя из них.

Первый. Согласно имеющимся психологическим исследованиям существует девять уровней понимания, самым высоким из которых является визуализация – способность создавать визуальные образы понятий. Действительно, вспомним, как много открытий и изобретений было совершено посредством увиденного и приснившихся креативным личностям образов: знаменитое яблоко Ньютона, таблица Менделеева…

Вместе с тем с позиций культурно-исторической психологии Л.С.Выготского и ее реализации в концепции основоположников развивающего образования, ученых с мировым именем Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова понимание трактуется так. Это мысленное воспроизведение объективного процесса возникновения и формирования предмета целенаправленной деятельности в реальном или идеальном плане. Логично и психологично проводить это воспроизведение в форме проектной деятельности.

Поэтому продуктивная развивающая деятельность учащихся в ситуации их свободного взаимодействия с ИИ может быть обеспечена посредством обучения и контроля учащихся в форме визуализации и создания проектов (мысленного воспроизведения) основных понятий учебного содержания. При этом необходимо отыскать такую деятельность ученика, которая была бы недоступна ИИ. Ею как раз является визуализация. Но есть одна тонкость.

ChatGPT может продуцировать визуальные образы. Но они носят синтетический характер (сенсорный, фотографический слепок объекта, отражающий массу чисто внешних деталей и элементов). Сегодня ИИ не способен еще создавать конструктивные образы, представляющие собой модификацию исходного образа, в котором выделяются наиболее общие и существенные для заданной ситуации узлы, генетически исходные порождающие элементы.

В качестве иллюстрации приведем визуализацию ИИ и учащимися некоторых понятий. Так, понятие «имя существительное» ChatGPT сгенерировал в одном случае в виде девушки, в другом – в виде ряда больших деревьев. Согласимся с тем, что изображения девушки или деревьев не отражают суть понятия. Девушка – не существительное, а человек. В лучшем случае этот рисунок можно рассматривать как пример существительного. От школьников же требовалось создание конструктивного образа. Он выглядел, например, деревом с двумя корнями. Первый корень назывался «кто?», «что?», второй – «обозначает предмет. Ствол обозначал часть речи, а крона – имя существительное. О таком обучении студентов Новгородского филиала РАНХиГС при Президенте РФ уже писала, например, спецкор газеты Светлана Потапова («Нарисуйте мне существительное», «Учительская газета» от 6 декабря 2016 года).

Или известный закон создателя кибернетики фон Неймана. Он гласит: «Чем система сложнее, тем она менее управляема». ChatGPT сгенерировал сложную витиеватую совокупность элементов – мелких кружочков с соединяющими их запутанными линиями, и не более того. Заметить какое-либо управление на этом изображении не просто трудно, а практически невозможно. На рисунке студента была изображена лошадь, которой управляют три человека. Первый – вожжами, второй тащит ее под уздцы, третий дергает за веревки, привязанные к каждой ее ноге. Тут идея наглядна и отражает суть: лошадь не понимает, чьи команды ей выполнять, и управление ею очень затруднено.

Второй вид учебных действий. В проектной деятельности предлагается изобразить не усвоенное понятие, а нереальную, но воображаемую ситуацию, по которой учитель быстро и легко может установить степень присвоения учеником учебного содержания. Например, предлагается изобразить систему кровообращения рыбы, которая способна не только плавать, но и летать. В учебнике и Интернете такой схемы не отыскать. ИИ сгенерировал два вида рыб: с крылом вместо плавника и второй головой вместо хвоста. Система кровообращения и ее особенности выделены не были. Школьники же в виде схемы рисовали именно систему кровообращения, на которой некоторые узлы отсутствовали, но имелись дополнительные. Таким образом, педагог мог определить понял ученик цель, назначение, функции, которые выполняет система кровообращения в организме рыбы, или нет.

В заключение заметим, что такого рода задания находятся не на уровне актуального, а в зоне ближайшего развития учащихся. Их нельзя списать, репродуктивно скопировать из какого-то источника. Они требуют не просто шаблонных рассуждений, не только и не столько типовых видов мышления, сколько рефлексии, креативности, творчества и обеспечивают заметный развивающий эффект в обучении.

Илья КАПЛУНОВИЧ

 

Справка

Илья Яковлевич Каплунович – профессор психологии РАЕ, отличник народного образования и почетный работник высшей школы РФ, академик Международной академии социальных технологий. Почетный доктор наук Международной академии естественных наук (Doctor of Science, Honoris Causa), обладатель золотой медали национальной премии «Элита российского образования», автор более 270 книг и научных работ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте