Что нового происходит в обучении языкам? Какие подходы сейчас активно работают в современных программах (ELT) по всему миру? Что стоит освоить в ближайшее время преподавателю английского?
Современные тенденции обучения английскому языку выходят из макротрендов развития человечества. Несмотря на усиливающуюся роль цифровых технологий, роль учителя остается важнейшей. И хотя учитель перестает быть единственным носителем информации, именно он определяет успех обучения, наставляет и воспитывает. Обучение выходит за пределы непосредственно предмета, дети больше не ждут от нас, когда мы научим их условному Present Perfect, они легко могут найти это правило сами. Но на наших уроках они могут научиться рассуждать, организовывать свое время, готовить публичное выступление, вместе работать над проектом и развивать другие универсальные навыки, необходимые для жизни в современном обществе.
Digital Transformation. Цифровая трансформация
Курс на цифровизацию всех сфер жизни наметился еще десятилетия назад и, конечно, не мог обойти стороной образование. В каждой стране процесс цифровизации образования происходил по-своему и с разным успехом – во многом в зависимости от уровня ее социально-экономического развития. Так, например, в Финляндии ввели программирование с первого класса, в этот курс интегрированы элементы математики и компьютерных технологий, а сам он направлен на практическое применение знаний на выставках по робототехнике. Похожие курсы встречаются и в наших школах, правда, в рамках дополнительных часов. Пусть роботов дети и не создают, но зато уже задумываются о работе искусственного интеллекта и анимируют презентации.
2020 год погрузил в цифровую среду и тех, кто привык в ней работать, и тех, кто еще не был с ней знаком. По данным ЮНЕСКО, в апреле 2020 года более миллиарда учеников со всего мира пережили стремительный переворот в образовании при переходе в формат полного или частичного онлайна (https://ru.unesco.org/news/generalnyy-sekretar-oon-preduprezhdaet-o-katastrofe-v-sfere-obrazovaniya-ukazyvaya-na-chto-po). Понимая важность изменений, в Macmillan Education провели исследование – GlobalSurvey (https://www.macmillanenglish.com/us/insights-index), в котором приняли участие 2700 учителей английского языка из 117 стран. 90% учителей ответили, что стали использовать цифровые технологии больше, чем раньше. А 75% опрошенных выбрали вариант ответа «намного больше».
В числе инструментов учителя называли разные платформы и сервисы, около 50% использовали E-mail, Zoom и WhatsApp. Однако выбор инструмента зависел и от возраста учеников: если учителя начальной школы выбирали Zoom, то в среднем и старшем звеньях лидировали уже инструменты Google (Forms, Drive, Classroom, Meet). Помимо этого учителя активно использовали цифровые учебники, YouTube, Kahoot, Quizlet и Edmodo.
Другим объектом исследования стало эмоциональное состояние учителей и их готовность адаптироваться. В апреле 2020 года 55% опрошенных находили процесс работы из дома сложным, в ноябре респонденты отмечали, что хотя все еще испытывают технические сложности в работе, но справляются гораздо лучше, а в заключительных опросах весной 2021 года учителя уже говорили об уверенном владении цифровыми технологиями. По результатам опроса Global Survey, в июне 2021 года цифровая грамотность учителей повсеместно выросла на 24-54%. Таким образом, мы, учителя, в очередной раз доказали, что готовы не только учить, но и учиться.
В результате столь стремительной цифровой трансформации появились новые актуальные направления. С цифровизацией тесно связаны три текущих тренда, о которых пойдет речь ниже: гибридное обучение, «практика на ходу» и модель «перевернутого класса».
Hybrid Learning. Гибридное обучение
В результате синтеза очной и дистанционной форм обучения появилась новая форма – гибридная, под которой понимается проведение урока в ситуации, когда часть детей находятся в классе, а другая часть подключаются онлайн. Быть готовым к любому сценарию, пожалуй, стало девизом современного учителя, и, научившись работать онлайн, мы идем дальше, навстречу новым вызовам. Что, если половина учащихся находятся на карантине, не выпадать же им из учебного процесса? Учитель может теперь решить эту задачу, используя привычную онлайн-платформу и удобные инструменты, например онлайн-тетради.
On-the-go practice. «Практика на ходу»
Это практика так называемого мобильного обучения. В поисках лучшего для своих учеников мы ознакомились с удобными приложениями и теперь продолжаем их использовать уже независимо от пандемии. В таких приложениях ученик может работать с грамматикой или лексикой, даже если под рукой у него только смартфон. Мгновенная автоматическая проверка повышает эффективность его обучения, снижает нагрузку на учителя, а результаты работы отобразятся в виртуальном журнале.
Flippedclassroom. Модель «перевернутого класса»
Еще одним актуальным трендом стала технология «перевернутого класса». Это модель смешанного обучения (blended learning), в которой изменена традиционная очередность учебных активностей. Учитель не объясняет новый материал на уроке, а готовит его в виде лекций, видео, подкастов или текстов для самостоятельного изучения учащимися дома. Такой необычный вид работы впервые использовали американские учителя естественных наук, но он оказался хорошо применим к языковой среде, теперь дети могут работать в удобном темпе и возвращаться к объяснению, если им что-то непонятно. Кроме того, технология способствует созданию психологического комфорта учащихся, избавляя их от фрустрации и страха не понять новый материал, а на уроке высвобождается время для применения знаний и вывода их в продуктивные виды речевой деятельности.
Gamifyinghomework. Геймификация домашнего задания
Как и в случае с цифровизацией, идея геймификации не нова. Геймификация используется не только в обучении, но и в бизнесе, трейдинге и других сферах. Очень важно понять, что геймификация заключается не в эпизодическом использовании игры во время урока, а в превращении процесса изучения языка в игру: мы как бы не учимся на уроке английского, а просто играем.
Новой является возможность соединить две технологии – цифровизацию и геймификацию, например, использовать в учебном процессе феномен популярности компьютерных игр у детей. Эта популярность связана с рядом факторов: ребенок становится активным участником процесса, ему понятны правила и цели перехода на следующий уровень, он может переиграть, если не получится, ему нравятся дизайн и возможность заработать награды. При этом, как известно, дети не очень любят выполнять домашнюю работу, она часто кажется им скучной. А что, если превратить рутинную домашнюю работу в увлекательную игру? Именно так поступают сторонники геймификации. Ребенок заходит в свой онлайн-ресурс, выбирает аватарку и начинает путешествие по волшебным мирам, а чтобы перейти на следующий уровень, он должен выполнить задание – лексическое или грамматическое.
Другим способом геймифицировать работу над домашним заданием стала возможность интегрировать в учебный курс приложение Kahoot для отработки новой лексики. Учителям не обязательно создавать наполнение самим, можно использовать готовое как часть УМК.
Edutainment. Обучение через развлечение
Тренд возник из слияния двух слов – education («обучение») и entertainment («развлечение»). Однако это более интегративное понятие, которое помимо развлечения включает увлечение и привлечение. Предполагаются формирование интереса к выполняемой деятельности и полное погружение в нее, сопровождаемое положительными эмоциями, что способствует эффективному усвоению материала. Ученики развлекаются и учатся одновременно, для этого учитель использует разные способы вовлечения: игры (например, пазлы, «Лего») или специальные видеосюжеты. Интересным приемом может стать образовательный поход в музей, на выставку или в театр. Такой поход можно совершить и онлайн.
Measurements of language and skills. Системы и критерии оценивания компетенций
Современным ученикам недостаточно просто получать знания и оценку преподавателя, установка на успешность постоянно напоминает о необходимости подтверждать свои знания и получать независимую оценку. Получить такое подтверждение помогут экзамены, конкурсы, олимпиады и участие в проектах, а сертификаты и грамоты мотивируют к дальнейшему изучению языка.
Sustainable development goals. Цели в области устойчивого развития
В 2015 году ООН приняла Программу целей в области устойчивого развития на 2016-2030 годы для всех стран мира. Программа состоит из 17 целей, достижение которых необходимо для обеспечения лучшего будущего для человечества: ликвидация нищеты, неравенства, защита природы (посмотреть полный список можно на сайте ООН https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/). Чтобы достичь этих целей, необходимо работать не только на законодательном уровне, но и на обычных школьных уроках. Уже сейчас мы можем поговорить с детьми о том, сколько пластика они используют, можно ли его заменить, как вести здоровый образ жизни или как начать потреблять осознанно.
Visible Thinking Routines. Визуализация мыслительного процесса
Ученики часто испытывают сложность с высказыванием не потому, что не знают, как сказать, а потому, что не знают, что сказать. Возможно ли научить учеников мыслить? После нескольких лет исследований преподаватели Гарвардского университета отвечают на этот вопрос утвердительно – нужно просто сделать мыслительный процесс видимым.
Thinking Routines – это специально разработанные простые структуры, которые легко запомнить, например, набор последовательных вопросов или определенный алгоритм действий (See-think-wonder). Алгоритмы можно с легкостью применить к любому контексту для индивидуальной или групповой работы. Этих техник несколько, начинать можно с одной, а когда ученики привыкнут работать с ней, можно приступать к следующей.
Визуальное мышление также помогает раскрыть творческий потенциал, развивает самооценку и мотивацию. Если регулярно работать с техниками развития мышления на уроках, ученики поймут ценность такой работы, и их подход к обучению изменится.
Mindfulness. Осознанность
Пандемия показала нам путь к переосмыслению жизненных ценностей и научила бережнее относиться к себе и людям вокруг нас. Передать значение термина mindfulness при помощи русского языка непросто, ближе всего будет «осознанность», способность концентрировать внимание на том, что происходит здесь и сейчас, чтобы принимать осознанные решения, способность концентрироваться на собеседнике или тексте и реакциях, которые у нас возникают. Мы работаем над этим навыком и учимся любить себя, свою работу и все, что нас окружает.
Тенденция не закон, каждый сам решает, работать ли ему в русле этих изменений или нет. Мы все еще можем действовать по-старому: просто рассказать ученикам способы образования и употребления Present Perfect и задать на дом выучить тему наизусть, но можем наполнить наши уроки чем-то большим, что сделает наших учеников лучше, мудрее и счастливее.
И еще. Какие бы новые технологии ни появлялись, они по-прежнему не могут заменить учителя. Во всяком случае в современных трендах этого нет.
Ирина СЕДЫХ, преподаватель иностранных языков, эксперт ЕГЭ, региональный представитель Macmillan Education, Самара
Комментарии