search
main
0

Обучаем соотечественников

​Недавно состоявшийся в Москве XV Всемирный Русский собор позиционировал образование как одну из базисных ценностей современного общества. Никто, наверное, не поставит под сомнение тот факт, что обучение студентов из ближнего зарубежья направлено на консолидацию и укрепление «русского мира» как социокультурного феномена. Это, несомненно, открывает новые горизонты и возможности консолидации «русского мира». Что же происходит на практике? Мы решили обратиться к опыту такой консолидации, реализуемой в МГППУ.

Московском государственном психолого-педагогическом университете действует программа поддержки русских соотечественников за рубежом. По комплексной целевой среднесрочной программе осуществления государственной политики в отношении соотечественников в МГППУ обучаются студенты из Украины, Белоруссии, Эстонии, Литвы, Казахстана и Узбекистана. Притягательность наших вузов для ребят из Казахстана, Белоруссии и Узбекистана вполне объяснима, их количество довольно велико в московских вузах. Но студенты из стран Балтии – явление гораздо более редкое. Ведь эти страны всегда считали себя малой Европой и свысока относились к российским образовательным стандартам. Возможно, такое отношение уходит в прошлое в странах Балтии. Но и мы сами наконец поняли значимость поддержки русскоязычного населения в этих странах, Москва через некоторые программы успешно активизировала их поддержку. Тем более что в столичные вузы поступают молодые люди и от них в будущем будет зависеть, какие взаимоотношения будут между нашими странами. Начиналось все с дистанционного обучения, в 2003 году стала осуществляться программа по дистанционному обучению детей соотечественников из стран СНГ и Прибалтики – «Московский аттестат». В настоящее время эта программа охватывает более 500 ребят не только из стран СНГ и Балтии, но и из дальнего зарубежья. Но все же гораздо эффективнее и интереснее иметь возможность получить диплом, учась непосредственно на дневном отделении. Несомненно, это требует не только финансовых затрат, но и, по словам декана факультета информационных технологий МГППУ Льва Куравского, содействия зарубежным соотечественникам в гуманитарных, правовых, организационных вопросах. На протяжении всего периода обучения в университете студенты из СНГ и Балтии не остаются без поддержки опытных кураторов. Для них организуются культурно-досуговые мероприятия, проводятся ознакомительные экскурсии, знакомство с достопримечательностями Москвы. По словам начальника отдела по международным связям МГППУ Алевтины Гуляевой, обучение и адаптация студентов-соотечественников находятся под пристальным контролем сотрудников отдела. Адаптация студентов-соотечественников проходит по нескольким направлениям:    социокультурная адаптация (новая культура, новая языковая среда);    адаптация к высшей школе (от школьника к студенту);     адаптация к новым условиям жизни (отрыв от семьи, переход к самостоятельной жизни);    адаптация к мегаполису (от провинции к столице);    личностный рост (саморазвитие личности).Помимо основных учебных занятий для студентов-соотечественников был разработан специальный курс дополнительных занятий:    русский язык и межкультурная коммуникация;    образовательное пространство города Москвы;    практикум по русскому языку и культуре речи;    культура межэтнического общения в городском социуме;    введение в работу практического психолога в системе образования Москвы;    язык – важнейшее средство общения между людьми;    воспитание толерантного сознания;    основы трудового права.Эти спецкурсы направлены на успешную адаптацию студентов соотечественников в новой культурно-образовательной среде, на знакомство с системой столичного образования. Дополнительные образовательные мероприятия дали свои результаты: студенты в основном успешно и мягко пережили период адаптации и включались в учебный процесс. Отрадно осознавать тот факт, что многие выпускники программы возвращаются на родину дипломированными специалистами, где становятся востребованными профессионалами.Вот что обо всем этом говорят студенты МГППУ, обучающиеся по одним из самых современных направлений – «информатик-психолог», «информатик и режиссер мультимедиапрограмм». Мария Шапка, первый курс (Литва, Вильнюс): – Обучение на первом курсе в университете МГППУ, к счастью, дало мне уверенность в том, что я правильно выбрала профессиональную сферу («информатик-психолог»), так как она требует именно тех двух качеств, которые у меня есть, – интерес к искусству общения с людьми (в чем заключается психология) и интерес к математике и информатике. К тому же опыт общения и с людьми, и с машинами крайне важен в современном обществе. Поэтому я считаю свой выбор практичным, следовательно, ни в какой другой вуз я бы не перешла, если бы пришлось снова выбирать. Тем более здесь мне посчастливилось познакомиться с потрясающими людьми, с которыми хотелось бы учиться и дальше. Однако при выборе специальности «информатик-психолог» возникают некоторые сомнения насчет того, смогу ли работать по профилю в будущем. Ведь не так уж много предприятий предоставляют работу, связанную с обеими сферами. Поэтому, вероятнее всего, мне придется принять еще одно решение – в какую сферу двигаться дальше: либо в сторону психологии, но тогда, например, необходимо будет пройти дополнительные курсы, либо в сторону информатики. Мне бы хотелось связать себя с веб-дизайном, я считаю это довольно интересным и творческим занятием для заработка. Я счастлива, что благодаря программе, реализуемой на факультете информационных технологий МГППУ, я смогла посмотреть на многие вещи по-новому и стать более уверенной в своем завтрашнем дне.Эрик Калда, первый курс, (Эстония, Таллин):- Еще несколько лет назад я не мог представить себе, что буду жить и учиться за границей, тем более в России. У меня была возможность поступить в вузы Финляндии и Англии, но никогда туда не тянуло, а когда представилась возможность приехать в Россию, я не долго думал. Это стало возможным благодаря программе поддержке русских соотечественников за рубежом. Уже учась в гимназии, я был уверен, что моя профессия будет творческой, после школы успел окончить политехникум по специальности «дизайн и верстка» в полиграфии и веб, но решил продолжить образование и поступил на факультет информационных технологий по специальности «режиссура мультимедиапрограмм» Московского психолого-педагогического университета. Учеба в университете помогла найти мне новых друзей и дала возможность жить в Москве, что позволило ознакомиться с этим мегаполисом и Россией в целом. Это помогло изменить в лучшую сторону мнение о россиянах и многих стереотипах о России. Оказалось, что в России не так уж все и плохо, как говорят у нас в стране. Наоборот, страна находиться в бурной стадии развития и больших возможностей. Уже подходит к концу первый курс, я уверен, что не ошибся при выборе факультета и специальности, так как у нас преподают одни из лучших профессионалов своего дела, которые не только в теории, но и на практике знают свое дело и работают в своих сферах до сих пор. Хочу связать свою жизнь с режиссурой, мечтаю реализоваться в Москве, обучение тут поможет мне в этом. Обстоятельства и намерения складываются таким образом, что я даже поменяю свое гражданство на российское. Дальнейшую жизнь я связываю с Россией, так как считаю, что пик развития кинематографа, мультимедиа и телевидения еще впереди. Благодаря этому образованию я получу знания не только в режиссуре кино и театра, но и в техническом аспекте, новых методов, технологиях и мультимедиа в целом. Как видим, усилия Московского дома соотечественников, позиционирующего эту программу как важную часть деятельности Москвы в качестве субъекта Российской Федерации по поддержке соотечественников за рубежом, не пропадают даром. Результаты обучения соотечественников на факультете информационных технологий МГППУ стали еще одним подтверждением, что работа по обучению студентов из СНГ и Балтии приобрела системный, творческий характер и является важным стратегическим направлением деятельности Департамента образования и окружных управлений образования. Необходимо подчеркнуть, что эта работа проводится в тесном взаимодействии с Департаментом международных связей и при его поддержке, в сотрудничестве с другими авторитетными московскими ведомствами и организациями.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте