Развитие московской школы и системы столичного образования потребовало развития управленческой структуры школы; структурные изменения последних лет в управлении московскими школами позволили очертить состав управленческой команды, состоящей из директора школы и трех-четырех его заместителей, при этом отчетливо прослеживаются тенденции горизонтального управления большой образовательной организацией.
В процессы принятия решения вовлекаются и педагоги, осуществляющие руководство классом, и специалисты, возглавляющие психологическую службу школы, и руководители воспитательных центров, создаваемых в школе, и представители общественности (управляющий совет школы, ученический совет), словом, требуется расширенная команда для решения тех или иных задач повышения качества образования. Одни команды работают на протяжении длительного времени, другие – кратковременные, образуются для реализации интересного проекта.
Работа в команде предполагает общее видение цели и результата. С этим навыком управленческие команды школ в массе своей справляются. Как оказалось, не менее важно каждому члену команды принять на себя роль, выполнение которой принесет успех команде. Но даже если с балансом команды порядок, часто возникает потребность в развитом умении ее участников предъявить свои задачи: они обеспечивают и общий результат, и гарантированное выполнение своих должностных обязанностей.
И вот здесь обнаружилось серьезное белое пятно. Во-первых, при всеобщем переходе на профессиональные стандарты профессиональный стандарт руководителя образовательной организации находится в стадии обсуждения и еще не принят.
Согласно закону мы продолжаем руководствоваться Трудовым кодексом и Единым квалификационным справочником должностей (ЕКСД), но последний датирован 2010 годом, то есть опубликован еще до обновления и принятия Закона «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года, соответственно, не отражает и тех требований, которые содержатся в Законе «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31 июля 2020 года №304‑ФЗ.
Во-вторых, все, кто знаком с ЕКСД, знают, что требования к должности заместителя руководителя образовательной организации сформулированы без специфики работы: это работа по содержанию образования, качеству образования, по ресурсам или по воспитанию и социализации.
На самом деле в московской школе деятельность каждого заместителя директора обладает уникальным содержанием. Притом что все заместители руководителя московской школы – это управленческая команда, решающая общие для столичного образования задачи.
В-третьих, на практике каждая школа, опираясь на ЕКСД и другие нормы трудового права, готовила должностные инструкции (обязательный документ). Их анализ показал, что в массе своей их тексты объемны, в значительной степени копируют типовую должностную инструкцию, а самое главное – редко становятся рабочим документом, помогающим специалистам разграничить сферы ответственности и персональные задачи.
В условиях обновления системы воспитания и социализации обучающихся центральное место занимает заместитель руководителя образовательной организации по воспитанию и социализации (читатель может посмотреть статьи и заметки номера, раскрывающие задачи обновления системы воспитания в школе, что побудило развивать и направления повышения квалификации, реализовывать замысел образования команды руководителей классов и заместителя директора по воспитанию, самого директора…).
Назрела необходимость четко определить единые цели деятельности, функциональные обязанности, права, полномочия и ответственность заместителя руководителя, отвечающего прежде всего за воспитательную работу.
В конце лета 2020 года в Московском центре развития кадрового потенциала образования во взаимодействии со структурными подразделениями Департамента образования и науки города Москвы и Городским методическим центром началась работа по разработке новой примерной должностной инструкции заместителя директора школы по воспитанию и социализации.
При разработке проекта примерной должностной инструкции за основу были взяты принципы: единый подход для всех московских школ, создание работающего документа, в котором собрано все только самое необходимое, одновременно включающее все аспекты деятельности заместителя руководителя по воспитанию и социализации.
В сентябре к экспертизе предложений по содержанию и структуре будущего документа приступили представители профессионального сообщества – заместители директоров по воспитанию и социализации московских школ, успешно прошедшие в 2019‑2020 учебном году обучение по программе «Заместитель руководителя по воспитанию и социализации в современной образовательной организации».
Была организована фокус-группа, в работе которой приняли участие 40 человек: заместители директоров школ по воспитанию и социализации из 20 образовательных организаций города Москвы, руководители и сотрудники МЦРКПО, ГМЦ, ГППЦ.
Участники отметили необходимость и своевременность разработки примерной должностной инструкции заместителя директора по воспитанию и социализации в условиях усиления его роли в организации взаимодействия участников образовательных отношений, серьезного обновления системы воспитания и социализации.
Последующий опрос членов рабочей группы позволил собрать более 200 правок, комментариев, предложений, которые также были обсуждены на встрече рабочей группы.
К настоящему времени примерная должностная инструкция представляет собой компактный документ из пяти разделов: общие положения, функции, обязанности, права, ответственность. Общий объем документа 8 стр., в нем обновлены цель и функции заместителя руководителя по воспитанию и социализации, заложена командная взаимная ответственность и требовательность.
По итогам последнего обсуждения, состоявшегося 9 октября, участники предложили использовать предложенный проект примерной должностной инструкции в качестве рабочей версии документа, отражающей содержание деятельности заместителя директора по воспитанию и социализации московской школы.
Дополнительно были сформулированы следующие предложения:
– разграничить полномочия и зоны ответственности членов управленческой команды и разработать примерные должностные инструкции для заместителей директора по каждому направлению;
– разработать критерии эффективности воспитательной работы и работы заместителя директора по воспитанию и социализации;
– создать информационный ресурс, направленный на консолидацию сообщества заместителей директоров по воспитанию и социализации.
В настоящее время подготовленная примерная должностная инструкция заместителя руководителя по воспитанию и социализации требует согласования и оценки всех заинтересованных дружественных структур, соизмерения с аналогичными разработками для других заместителей директора московской школы, последующего утверждения в качестве рекомендуемого локального акта.
С рабочим вариантом может ознакомиться каждый желающий, заглянув на страницу «Руководитель класса» сайта МЦРКПО.
Приглашаем к диалогу! И следите за нашими новостями!
Анастасия КОЗЛОВА, эксперт МЦРКПО
Комментарии