search
main
0

Обсуждать ли характер щуки?

Его фильмы знают уже четыре поколения. Даже современные дети видели “Королевство кривых зеркал” и помнят хищного Нушрока в шлеме с перьями, страшную красавицу Анидаг и пучеглазого зеленого Абажа. В 1963 году этот фильм был назван лучшим фильмом года для детей. Прошло много лет, но красочную ленту смотрят и большие, и маленькие. Так же обстоит дело и с многими другими фильмами Александра Артуровича Роу. Восьмого марта ему исполнилось 95 лет.
Сын ирландского инженера, работавшего и женившегося в России, Александр рос в старинном Сергиевом Посаде. Время было непростое – революции, войны… Родители разошлись, и Саша остался на попечении матери. Сама атмосфера Троице-Сергиевой лавры, художественные промыслы, которыми знаменит Посад (резьба по дереву, матрешки), красота родной природы и сказки, которые любил слушать мальчик, заложили основы его будущего творчества. В каждом фильме Роу будет снят лесной прудик, нестеровский пейзаж, березы и ясное солнце… Роу очень любил народные обряды, и его картины красочны и музыкальны, как русская песня.
Получив общее и специальное образование, молодой человек участвует в драмкружках и агиттеатрах, а затем приходит в кино. Он становится ассистентом знаменитого Якова Протазанова, корифея русского кинематографа. О Протазанове Роу сохранил признательную память как о замечательном мастере своего дела и учителе. Роу подал заявку на собственную постановку. “Когда я пришел в кино, я точно знал, что хочу снимать”, – вспоминал он. К заявке отнеслись с недоверием: в середине 30-х шла дискуссия, педагогична ли сказка и нужна ли она при новом общественном укладе. Друзья удивлялись: как можно всерьез обсуждать характер щуки? С помощью Протазанова Роу настоял на своем и в 1938 году снял свою первую киносказку “По щучьему велению”. Уже в ней ясно виден авторский почерк, который, по сути, не изменится до конца жизни режиссера.
Потом были чудесная “Василиса Прекрасная”, “Конек-Горбунок” (один из первых цветных советских фильмов), а в годы войны – “Кощей Бессмертный”. Фильм говорил о том, что врага можно победить братским единением народов и воззванием к родной земле. Фильм получил международный отклик и признание, ему отдавали предпочтение перед “Багдадским вором”.
В эпоху “малокартинья” Роу почти не снимает. Зато потом создает одну за другой замечательные экранизации Гоголя – “Майскую ночь” (1952) и “Вечера на хуторе близ Диканьки” (1961). Но режиссера тянет в родную стихию сказки. Он много читает, делает выписки. Обращается к современной литературной сказке. Евгений Шварц и Сергей Михалков напишут для него по сценарию. Принят будет сценарий Михалкова (“Новые похождения Кота в сапогах”, 1958). Настает “золотая пора” режиссера: “Марья-искусница” (1960), “Королевство кривых зеркал”, “Огонь, вода и медные трубы” (1968), “Варвара-краса, длинная коса” (1971)… Фильм “Морозко” (1965) был удостоен главной премии Венецианского фестиваля. Со многими актерами и участниками съемочной группы Роу проработал десятки лет. У него играли Сергей Столяров, Петр Алейников, Михаил Кузнецов, Михаил Пуговкин, Инна Чурикова, Татьяна Пельтцер, Тамара Носова, Наталья Седых, Лидия Сухаревская, Лидия Вертинская… С дюжину раз Георгий Милляр играл Бабу Ягу, находя для каждой роли новые черточки, не считая многих эпизодических ролей. Особые нотки придавало лентам Роу сказочное окошечко с бабушкой-сказительницей (А.П.Зуевой) – окошечко в мир волшебства.
Последний сценарий Роу “Финист-Ясный сокол” ставил уже другой режиссер, Геннадий Васильев. Не подражая Роу, он сумел передать его светлый юмор и неподдельную любовь к Родине. Любовь к Родине, победа добра над злом, чистота души и вера в будущее – лейтмотивы творчества Александра Роу.
Сейчас, в пору увлечения жанром “фэнтези” и попыток научного исследования феномена сказки, его фильмы приобретают особое значение. Это часть богатства, которым обладает наша страна, творчество, которое перешагнуло порог нового тысячелетия и принесет еще немало пользы будущим поколениям зрителей.
Ольга ТРОФИМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте