14 октября 2005 года Государственная Дума во втором чтении рассматривала проект бюджета на 2006 год. Логично было бы ожидать, что депутаты все-таки вспомнят о бедных бюджетниках, проводивших Всероссийскую акцию буквально накануне рассмотрения и требовавших повышения заработной платы в нынешнем и в будущем году. Но Дума оказалась то ли глухой, то ли слепой, то ли серьезно страдающей потерей памяти: во всяком случае о бюджетниках никто, кроме оппозиции, так и не вспомнил. «Кстати» пришлось письмо 11 финансовых аналитиков, которые не постеснялись заявить, что увеличение зарплат госслужащих приведет к незапланированному росту инфляции и проеданию накопленного финансового резерва.
Рассмотрению проекта бюджета должно было предшествовать другое, не менее важное обсуждение федеральных адресных инвестиционных программ, которые позволяют говорить о конкретном распределении денег, однако его отложили – дескать, сначала нужно разобраться со средствами в целом. Не получило поддержки и предложение депутата Алевтины Апариной, которая попросила запланировать выступление председателя Комитета ГД по труду и социальной политике и одновременно на общественных началах замруководителя Федерации независимых профсоюзов России Андрея Исаева. Не прошло предложение пригласить премьера Михаила Фрадкова на «Правительственный час» перед тем, как проект бюджета будет рассматриваться в третьем чтении – перед главной битвой за разделение средств для направления их в регионы, когда каждый депутат будет яростно отстаивать интересы своих округов. Все проблемы депутаты предпочли обсуждать исключительно в своем кругу. В этот «свой круг» были, как всегда, включены министр финансов РФ Алексей Кудрин и его заместитель Татьяна Голикова, которые сидели в правительственной ложе и были готовы давать пояснения и отстаивать позицию правительства по каждому вопросу. Но нервничать министру и его заместителю не было никакой нужды, ведь с думским большинством – «партией власти» – все проблемы и вопросы были решены накануне.
«Единороссов» волновало в основном то, что деньги на реализацию национальных проектов, предложенных президентом страны, должны быть найдены и четко прописаны в проекте бюджета. Они требовали перераспределить на эти и другие неотложные нужды около 20 млрд.рублей, взяв их из раздела «Общегосударственные вопросы». Заседание президиума фракции накануне рассмотрения проекта бюджета было поистине беспрецедентным: «единороссы» спорили с самим Минфином РФ, и «железная финансистка» Татьяна Голикова, готовая, как кажется, к любым ситуациям, поначалу чуть-чуть растерялась. А как тут не растеряться, если депутаты упирали на то, что беспокоятся о реализации важных президентских инициатив и его курса на укрепление социальной политики (хотя на самом деле от решения этого вопроса зависит успех будущих выборов самих «единороссов»). Спор партийцев и финансистов был настолько ожесточенным, что всерьез рассматривался даже вопрос о переносе сроков второго чтения бюджета. Но в конце концов, видимо, с помощью Администрации президента наступил хеппи-энд – 134,5 млрд. рублей были найдены.
«Предметом второго чтения проекта бюджета, – напомнил председатель Комитета по бюджету и налогам ГД РФ Юрий Васильев, – не могут быть конкретные виды расходов». Он проинформировал депутатов, что поступило 378 поправок, из них поддержано 14, 364 – отклонены. Какие же поправки были поддержаны? Группа депутатов-единороссов, в которую, кстати, вошел и председатель Комитета ГД РФ по образованию и науке Николай Булаев, предложила при внесении изменений в закон «О федеральном бюджете на 2005 год» предусмотреть по разделу «Образование» на реализацию социального проекта «Сельский школьный автобус» (на условиях софинансирования совместно с субъектами РФ) 1 млрд. рублей; на оснащение школ учебным и учебно-наглядным оборудованием – 2,3 млрд. рублей; на реализацию социального проекта строительства быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов в регионах РФ (на условиях софинансирования совместно с субъектами РФ) – 2 млрд. рублей; на повышение надбавок за ученую степень преподавателям высшей школы: кандидатам и докторам наук по разделу «Образование» и подразделу «Фундаментальные исследования» – 3,6 млрд. рублей. Кроме того, Васильев напомнил, что на стадиях нулевого, первого и второго чтений в результате большой работы депутатов над бюджетом на 2006 год было перераспределено в сторону усиления социальной направленности бюджета, исходя из стратегических задач, поставленных Президентом РФ, более 380 миллиардов рублей. Депутаты приняли комплексные поправки, внесенные Правительством РФ, и «нашли» дополнительные средства на то, чтобы увеличить расходы на национальную безопасность, правоохранительную деятельность, жилищно-коммунальное хозяйство, национальную экономику, здравоохранение и спорт, межбюджетные трансферты, деньги, одновременно уменьшив финансирование по разделу «Образование» на 4,62 миллиарда рублей и перенеся эти средства в раздел «Межбюджетные трансферты» ввиду того, что некоторые мероприятия предложено финансировать через регионы. К чему это приводит, мы уже хорошо знаем: учреждения НПО и СПО в прошлом году также предложили финансировать через регионы, сняли из раздела «Образование» 24 с лишним миллиарда рублей, а потом дали комбинацию из трех букв – шиш.
Среди отклоненных поправок значительную часть составляют поправки, предложенные депутатами Олегом Смолиным, Тамарой Плетневой, Иваном Мельниковым и другими представителями оппозиционных фракций. Что предлагали? Самое насущное:
– увеличить межбюджетные трансферты на 10 млн. рублей для обеспечения учащихся общеобразовательных школ учебниками;
– добавить 8 млн. рублей на обеспечение безопасности образовательных учреждений;
– предусмотреть дополнительно 2,7 млн. рублей на увеличение в два раза надбавок педагогическим работникам, имеющим ученые степени доктора и кандидата наук;
– прибавить 15 миллионов рублей на питание школьников и учащихся ПУ;
– выделить 22,714 миллиона на введение надбавок за стаж молодым учителям из расчета 30% – до двух лет, 40% – до пяти лет, 50% – свыше пяти лет.
Целая группа поправок касалась повышения стипендий студентам федеральных вузов в 1,5 раза с 1 января 2006 года и студентам СПО и НПО до 350 рублей с 1 января 2006 года.
Отдельный вопрос – повышение зарплаты работникам федеральных образовательных учреждений и учителям школ в полтора раза с 1 января 2006 года.
За все эти поправки думское большинство не голосовало принципиально, так что набрать нужное количество голосов они не смогли.
Самое интересное, что были отклонены поправки не только оппозиции, но и самих «единороссов». Например, поправка Екатерины Лаховой, которая предлагала «компенсировать бюджетам выпадающие доходы по налогу на доход физических лиц в связи увеличением размеров стандартных налоговых вычетов на детей». Отказали также и группе депутатов во главе с Любовью Слиской, Татьяной Яковлевой, Андреем Исаевым, предлагавшим увеличить оплату труда фельдшерам и медсестрам фельдшерско-акушерских пунктов. Не прошла поправка по увеличению социальной поддержки «Почетных доноров» и оплаты труда работникам «Скорой помощи». Поправки сразу четырех комитетов и их председателей Николая Булаева, Иосифа Кобзона, Татьяны Яковлевой и Андрея Исаева, предлагавших выделить средства на повышение зарплаты работникам образования, здравоохранения, культуры, кинематографии и СМИ, были безжалостно отклонены. Не прошли поправки, предусматривающие увеличение финансирования детского питания в детских стационарах, отделениях и санаториях, расходов на медикаменты в детских лечебных учреждениях, ассигнований на капитальный ремонт детских учреждений здравоохранения. Приятно хотя бы то, что часть депутатов-единороссов отдают себе отчет в том, какие насущные проблемы сегодня есть у населения. На этом фоне коробят заботы депутатов Валерия Рязанского, Юрия Васильева, Олега Ковалева и Мартина Шаккума, которые хотели бы за счет бюджета обеспечить оплату проведения в залах VIP празднования 100-летия Госдумы, а также жилье работникам думского аппарата. Наверное, это тоже важно, но как-то странно выглядят подобные предложения на фоне Всероссийской забастовки.
Еще одна особенность: и депутаты «партии власти», и депутаты оппозиции порой предлагали одинаковые поправки и их одинаково отклоняли – только одни поправки на подступах ко второму чтению, а другие – во время второго чтения.
Что предлагала оппозиция, уже понятно. А вот что предлагали депутаты-единороссы по разделу «Образование»? Группа, в состав которой входили Николай Булаев, Валентина Иванова, Сергей Суровов, Сергей Колесников, Эдуард Хамитов, предложила следующее:
– увеличить зарплату работникам федеральных образовательных учреждений;
– поднять стипендии студентам вузов;
– повысить надбавки к должностным окладам профессорско-преподавательского состава за ученые степени кандидата и доктора наук;
– выделить средства на обеспечение безопасности федеральных образовательных учреждений;
– ввести ежемесячные надбавки за продолжительность непрерывной работы;
– обновить учебно-лабораторное оборудование общеобразовательных школ;
– прибавить средства на реализацию программы «Школьный автобус».
Все это было, к сожалению, отклонено.
Интересно, что в числе отклоненных поправок и те, что предложили сенаторы Андрей Артюхов и Валерий Сударенков:
– увеличить расходы на обеспечение безопасности образовательных учреждений;
– выделить деньги на приобретение лабораторного оборудования региональным учебным заведениям;
– предусмотреть средства на доплаты за ученые степени работникам СПО и на субвенции для учреждений НПО и СПО, переданных в ведение субъектов РФ.
Отсюда следует естественный вывод: если люди, находящиеся на разных политических платформах, начинают обнаруживать одинаковую позицию в вопросах профессиональных, значит предлагаемое действительно важно для системы образования. Это прежде всего намек Министерству образования и науки РФ – его руководство должно все это анализировать и использовать как аргумент во взаимоотношениях с Министерством финансов РФ и Министерством экономического развития и торговли РФ.
Увеличение зарплаты работникам бюджетной сферы в число приоритетов государственной политики в 2006 году не входит. Поэтому, несмотря на проведение Всероссийской акции протеста, никаких существенных поправок по этому поводу не было принято. Более того, в начале следующего года предполагалось увеличить минимальный размер оплаты труда на 37,5%, что могло бы в некоторой степени решить проблему учительских зарплат, но Правительство РФ не собирается идти по этому пути: Единую тарифную сетку «сожмут», и практическое увеличение ставок будет весьма незначительным. Это понимают депутаты-единороссы, предпринявшие попытку снизить социальную напряженность: Татьяна Яковлева, Николай Булаев, Иосиф Кобзон и Андрей Исаев предложили поправку, предполагающую повысить зарплату работников федеральных учреждений бюджетной сферы на 37,5% с 1мая 2006 года, но и эта поправка была отклонена.
Остается надеяться, что ситуацию с повышением зарплаты работникам непроизводственных отраслей к третьему чтению – 19 ноября 2005 года – поправит Президент РФ. Надежда, правда, весьма призрачная.
Комментарии