5 марта на заседании Комитета по бюджету и ценообразованию Законодательного собрания Иркутской области обсуждались проблемы, возникшие с выплатой зарплаты учителям. Юрий БАКШТАНОВСКИЙ, председатель областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, предупредил депутатов: если власти срочно не вмешаются и не предпримут меры для исправления ситуации, социального взрыва не избежать.
Работники образования области находятся сегодня в труднейшем положении. Государственные и муниципальные органы, начиная с 2009 года, позволяют срывать сроки выплаты заработной платы, снижать размеры авансов.
Так, заработная плата за вторую половину декабря 2008 года работникам образовательных учреждений выплачена с нарушением установленных сроков. Как нам объясняют, несвоевременное перечисление субвенции муниципалитетам из областного бюджета вызвано организационно-техническими причинами, допущенными финансовыми органами муниципальных образований.
Ассигнования за первую половину января 2009 года, составляющие 20% фонда оплаты труда, поступили на единые счета местных бюджетов только в последних числах января. В отдельных территориях области зарплата работникам дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования за январь выплачена не в полном объеме. Задолженность местных бюджетов по состоянию на 4 марта 2009 года составляет 12 миллионов 217 тысяч рублей.
Ассигнования за первую половину февраля 2009 года составили в среднем всего 10% фонда оплаты труда. Таким образом, работники в условиях повышения цен на продукты питания и предметы первой необходимости, кредитных обязательств перед банками получили аванс от 500 до 1000 рублей. На эти средства им нужно прожить самим и содержать семьи, как минимум, до 15 марта.
Финансирование зарплаты за первую половину февраля 2009 года в размере 10% месячного фонда оплаты труда привело к плачевной ситуации для Нижнеилимского муниципального района – он был исключен из списка территорий на аванс. В итоге, несмотря на то что Департамент образования района своевременно отправил заявку в Министерство образования Иркутской области, работники школ не получили аванс за февраль.
Остро стоит проблема в Катангском районе, где заработная плата за декабрь 2008 года была выплачена только после 10 февраля. Дело в том, что наличные средства в район доставляются из Киренска вертолетом, который идет 2 раза в месяц в сроки, установленные для выплаты пенсии, то есть до 10 и 26 числа. Зарплата должна выплачиваться до 15 числа каждого месяца. Мы полагаем, что проблему можно решить путем размещения расчетного счета администрации Катангского района для получения наличных средств на выплату зарплаты в отделениях Сберегательного банка Иркутска, а не Киренска, поскольку авиасообщение «Иркутск – Ербогачен» осуществляется еженедельно.
Доведение лимита бюджетных обязательств по оплате труда в размере 75% послужило основанием для уменьшения на 25% субвенции на финансирование зарплаты в 2009 году. Так, в городе Саянске объем субвенции снизился со 109790 тысяч рублей до 82343 тысяч. Директора школ начали разрабатывать мероприятия по уменьшению размера стимулирующих выплат, доплат за выполнение функций классного руководителя, проверку тетрадей, заведование кабинетом и т. д. На сокращение расходов по оплате труда на 25% нацелены также руководители учреждений дошкольного и дополнительного образования.
В городах Ангарске, Братске, Усолье-Сибирском, в Нижнеудинском, Ленинском районе Иркутска коэффициент удорожания, учитывающий доплаты и надбавки из надтарифного фонда, снижен с 1,33 до 1,24. Таким образом, размер надтарифного фонда, по нашим оценкам, составляет уже не 25%, а 18% от тарифа. А это ведет к реальному снижению зарплаты педагогических работников.
3 марта экономистам районных и городских органов управления образованием поступило указание из Министерства образования Иркутской области: «В срок до 18 часов 4 марта 2009 года направить информацию о принятых мерах по оптимизации расходов…». Что еще можно оптимизировать? Образовательные учреждения все, что можно, уже сократили. Так мы «дооптимизируемся» до того, что учебные заведения будут не в состоянии выполнять те функции, которые возложены на них государством. Качественный образовательный процесс, о котором так много говорят, невозможно будет обеспечить.
Кроме того, размер надтарифного фонда сокращается за счет того, что Закон Иркутской области о нормативах финансирования от 17 октября 2007 года не предусмотрел финансирование расходов на повышение минимального размера оплаты труда с 1 января 2009 года до 4330 рублей.
В областной комитет профсоюза поступает информация о том, что размера субвенции, поступающей школам на финансирование заработной платы, не хватает для уплаты страховых взносов на пенсионное, социальное, медицинское страхование, что повлечет негативные последствия для работников – например, отказ в зачете этих периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Не разрешается ситуация с предоставлением льгот по коммунальным услугам сельским учителям. У органов местного самоуправления, как правило, нет средств для оплаты коммунальных услуг. Расходы возмещаются из областного бюджета не в полном объеме и несвоевременно. В результате возникает задолженность по оплате жилья, отопления и освещения.
В бюджете области на 2009 год не предусмотрены дотации на погашение задолженности перед местными бюджетами за прошедший период. Так, например, задолженность областного бюджета по оплате льгот педагогическим работникам Нижнеудинского района за 2008 год составляет 2907 тысяч рублей, за 2007 год – 1212 тысяч. Братскому району региональный бюджет задолжал 4405 тысяч рублей, Жигаловскому – 1630 тысяч, Чунскому – 3821,2 тысячи, Иркутскому – 10409,755 тысячи рублей. И это при том, что на протяжении трех лет дотации на возмещение расходов органам местного самоуправления предусматриваются в значительно меньшем объеме, чем требуется. Например, Иркутскому району в областном бюджете на 2009 год предусмотрено только 8536 тысяч рублей при потребности в 24 миллиона.
Организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, обращаются в суд с требованиями о погашении задолженности к педагогическим работникам. Суды, как правило, выносят решения в пользу учителей. Вместе с тем в эти моменты в коллективах нарастает напряженность, педагоги теряют время, несут моральные издержки из-за того, что их публично обвиняют в неуплате, и самое главное – у них возникает недоверие к действиям органов местного самоуправления и органам государственной власти Иркутской области.
В действующее законодательство, в том числе в Трудовой кодекс РФ, не вносились поправки, которые могли бы изменить условия оплаты труда в связи с кризисом. Поэтому обязанность работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления по соблюдению социально-трудовых прав и гарантий работников, установленных действующим законодательством, сохранена. Более того, в интервью ведущим российским телеканалам 24 декабря 2008 года Президент РФ Дмитрий Медведев четко обозначил позицию о том, что финансово-экономический кризис не должен влиять на уровень заплаты и реальных доходов граждан.
Все сказанное выше вызывает огромное недовольство работников учреждений образования. Они выражают его в различных формах (звонки, письма), вплоть до создания стачечных комитетов. Обстановка достаточно накаленная, и если ситуация не будет исправляться, она может выйти из-под контроля. Я убедительно прошу правительство Иркутской области и депутатов Законодательного собрания принять все меры для исправления допущенных нарушений и стабилизации ситуации.
P.S.
«МП» будет следить за развитием событий в Иркутской области и обязательно проинформирует читателей о происходящих изменениях.
Комментарии