search
main
0

Обществоведение. Согласие душ и сердец, вкусов и характеров

В Красноярске прошел семинар для учителей обществоведения и истории «Активные и интерактивные методики преподавания в гражданском образовании». Его организаторами были Международное партнерство «СИВИТАС-РОССИЯ», Ассоциация «За гражданское образование», Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации и Главное управление образования администрации Красноярского края.

Занятия вели: А. Иоффе, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политического образования Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования; Л. Мостяева, кандидат исторических наук, доцент Рязанского института развития образования; С. Лисина, кандидат исторических наук, профессор Красноярского торгово-экономического института.

Темы занятий были сформулированы из запросов красноярских педагогов. В работе семинара приняли участие 47 слушателей.

Учителя разработали собственные занятия и представили на итоговом занятии свои планы и фрагменты уроков. По результатам анкет семинар получил высокую оценку слушателей.

Наиболее яркие впечатления: многообразие форм подачи материала, творческое общение, новизна, знакомство с опытом коллег, доброжелательность и взаимопонимание.

Отмечены широкие возможности по использованию полученных знаний и материалов. Это новые формы организации занятий, проектирование, планирование занятий, использование методик, презентация работы групп, развитие компетенций учащихся, проведение межпредметных связей, создание ресурсных материалов, активные и интерактивные методы, работа с понятийным аппаратом и источниками, игровые моменты, работа ученического самоуправления.

Слушатели считают, что семинар явился замечательной ступенью на пути развития гражданского образования в крае. Он стал настоящей мастерской для развития творческого потенциала учительства, вселил оптимизм.

Наиболее важной частью была подготовка преподавателями собственных разработок занятий.

Тема: «Основы семьи и брака». 9-й класс

Авторы: Н. Венцель, И. Чанчикова, И. Лобзенко, О. Кочешкова, И. Зеленец, Н. Косых.

Эпиграф

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Л. Толстой

Цели:

в ходе занятия будут выяснены основные знания, необходимые для построения семейных отношений;

учащиеся смогут высказать собственное мнение о сущности семьи и брака;

продолжат формировать свои умения работы в группе, ведения дискуссии, рассмотрения понятий;

научатся выделять основные проблемы, связанные с пониманием основ семьи и брака.

1-й этап – учебная мотивация.

В начале урока учитель кратко рассказывает о месте семьи в историческом развитии человека, обращает внимание на то, что семья всегда была основным институтом социализации как в древности, так остается и в наши дни. В большинстве традиционных обществ именно семья определяла будущее положение ребенка. На Западе и сегодня сохраняется определяющая роль семьи в социализации личности.

Возможен вариант: сначала ребята смотрят мультфильм «Я подарю тебе эту звезду».

2-й этап – работа с понятиями.

Учитель предлагает учащимся сформировать «корзину» понятий, из которых выбираются наиболее важные, значимые (семья, брак, права, ответственность). Путем ранжирования этих понятий формируются 4 группы. Работа в группах проводится методом «вертушка» и заключается в следующем:

одна получает задание изобразить конкретное понятие (брак, семья, ответственность или права);

другие дополняют символические изображения;

формулируют краткий лозунг полученного понятия;

подбирают 3-4 термина, наиболее близко связанных с рассматриваемым понятием;

проанализировав дополнения, группа дает определение понятия и представляет результат своей работы.

3-й этап – работа с документами.

Каждая группа получает текст и задание: прочитайте и определите, о каких нравственных основах брака идет речь в тексте.

Задание №1. Аристотель. «Об основах семейной жизни».

Задание №2. Ж.-Ж.Руссо. «Мораль двух полов».

Задание №3. Гегель. «Брак и его нравственные основы».

Задание №4. «О девическом смирении» из «Юности честного зерцала».

Документы даны в сборнике «Дидактический материал к курсу «Введение в обществознание. 8-9-й класс». После сообщения результатов работы групп учитель обращает внимание на то, что в современном обществе наряду с морально-нравственными принципами брака все большее значение приобретают правовые основы.

Задание группе 1. Выясните, при каких условиях возможно вступление в брак, и представьте в виде схемы.

Семейный кодекс Российской Федерации. Глава 3. Условия и порядок заключения брака, статьи 10, 11, 12, 13, 14, 15.

Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Глава II. Материальные условия вступления в брак, статьи 66-73.

Задание группе 2. Выделите права и обязанности супругов и представьте в виде схемы.

Семейный кодекс Российской Федерации. Раздел III. Права и обязанности супругов. Глава 6. Личные права и обязанности супругов, статья 31 «Равенство супругов в семье», разделы 1-3, статья 32 «Право выбора супругами фамилии», разделы 1-3.

Из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга.

Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной.

Статья 34. «Совместная собственность супругов», разделы 1, 3, статья 35 «Владение, пользование и распоряжение общим имуществом», разделы 1-3; кто в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

Статья 36. «Собственность каждого из супругов», разделы 1, 2.

Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Глава V. Права и обязанности супругов. Статьи 100, 103, 104, 105, 107, 108.

Задание группе 3. Выделите права и обязанности родителей и представьте в виде схемы.

Семейный кодекс Российской Федерации. Раздел IV. Права и обязанности родителей и детей.

Глава 10. Установление происхождения детей, статьи 47, 48, 51, 58; разделы 1-5.

Глава 12. Права и обязанности родителей. Статья 61 «Равенство прав и обязанностей родителей», разделы 1-2; статья 63 «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей», разделы 1-2; статья 64 «Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей», раздел 1.

Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Глава II. Личные права и обязанности детей и родителей, статьи 145, 147-150, 153-155.

Глава III. Имущественные права и обязанности детей и родителей, статьи 160-164.

Задание группе 4. Выделите права и обязанности детей в семье и представьте в виде схемы.

Семейный кодекс Российской Федерации. Раздел IV. Права и обязанности родителей и детей. Глава 10. «Установление происхождения детей». Статья 47.

Глава 11. Права несовершеннолетних детей. «Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками». Статья 54 «Право ребенка жить и воспитываться в семье», статья 55, разделы 1-2; статья 56 «Право ребенка на защиту», разделы 1-2; статья 57 «Право ребенка выражать свое мнение»; статья 58 «Право ребенка на имя, отчество и фамилию», разделы 1-5; статья 59 «Изменение имени и фамилии ребенка», раздел 1; статья 60 «Имущественные права ребенка», разделы 1, 3, 4.

Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Глава II. Личные права и обязанности детей и родителей. Статьи 145, 147-150, 153-155.

Выступающие от групп заполняют таблицу:

Сравнительная таблица прав и обязанностей членов семьи: супруги, родители, дети. Их права и обязанности.

4-й этап – подведение итогов.

После выступлений групп учащиеся выясняют, какие общие права и обязанности есть у всех членов семьи, какие новые тенденции в заключении брака возникли в последние десятилетия (брачный контракт).

Домашнее задание. Составить свой брачный контракт или провести социологический опрос и выявить отношение к брачному контракту.

Тема: «Глобальные проблемы современности»

Автор: Е. Баклан, учитель школы №100 г. Красноярска

Цели и задачи:

1. Сформировать у учащихся представление о глобальных проблемах современности и возможных путях их решения.

2. Продолжить формирование коммуникативных навыков и навыков анализа и синтеза, работы в группе.

Основные понятия урока: глобальные проблемы современности, экология, экономика, политика.

Оборудование: 4 больших листа бумаги, маркеры, доска, раздаточный материал, листы для самооценки и оценки работы в группе.

Ход урока

I этап: повторение пройденного материала.

II этап: учитель в беседе выясняет, как учащиеся на основе личного опыта понимают термин «проблема», по ходу общения проводит классификацию проблем (например – личностные, национальные и, наконец, глобальные). Учитель предлагает учащимся попробовать дать определение «глобальные проблемы современности – это…» Определение записывается на доске с обратной стороны и закрывается.

III этап: с помощью «мозгового штурма» на доску заносятся все возможные проблемы, которые можно отнести к глобальным:

войны;

нищета;

бедность;

экология;

озоновые дыры;

терроризм.

Затем проводится ранжирование проблем, от наиболее к менее важным.

IV этап: деление класса и работа в группах.

Деление класса на группы можно провести любым способом – мозаика, геометрические фигуры и т.п. Каждая группа получает бумагу, маркер и одну из проблем в качестве задания. Работа организуется по принципу «вертушки».

Шаг 1. Нарисовать символ данной проблемы, обмен листами.

Шаг 2. Записать несколькими словами, причины появления данной проблемы, обмен листами.

Шаг 3. Записать, несколькими словами, чем угрожает проблема существованию человечества, обмен листами.

Шаг 4. Подумать и записать, какими способами можно решить данную проблему, обмен листами.

После возвращения листов к исходным группам учащиеся должны проанализировать получившийся результат, что они думали о проблеме вначале, что дополнили другие группы, и подготовить защиту готового продукта.

V этап: подведение итогов урока.

При подведении итогов учитель возвращает класс к уже имеющемуся определению «глобальные проблемы современности – это…» и предлагает на основе проведенной работы и полученных в результате этой работы знаний уточнить определение.

VI этап: оценивание.

Для оценивания учитель в начале урока по группам может раздать листы для самооценки и оценки работы участников групп, либо провести оценивание любым способом, который сочтет наиболее подходящим.

Тема: «Я отвечаю…» (в рамках общей темы «Право и закон»).

Авторы: Н. Гуртовая, г. Красноярск, лицей №1; Л. Куршина, г. Красноярск, гимназия №7; О. Егорова, г. Лесосибирск, гимназия №1; Н. Лонюк, г. Лесосибирск, школа №15, Л. Носкова, г. Лесосибирск, школа №6.

Эпиграф:

Величайшее поощрение преступления – безнаказанность.

(Цицерон)

Цель: создание условий для взращивания гражданской компетентности у подростков.

Задачи:

1. Формирование навыков критического анализа сложных ситуаций через различные источники (документы, видео).

2. Знакомство с нормативно-правовой базой уголовного права в соответствии с возрастом.

3. Формирование понятий:

преступление;

правонарушение;

ответственность;

соучастие;

наказание;

Форма проведения: ролевая игра, телемост (учащиеся школы и воспитанники колонии).

Ход занятия

1-й этап. Формирование групп и знакомство с ними:

группа воспитанников детской колонии;

учащиеся школы (8-9-й кл.);

представители органов власти (следователь, прокурор, судья, члены комиссии по делам несовершеннолетних);

приглашенные гости (родители, учителя);

группа аналитиков (по одному представителю от каждой группы).

Перед занятием дети получили опережающее задание или проводится предварительная работа.

2-й этап. Работа аналитической группы. Анкетирование.

1. С какого возраста наступает ответственность за правонарушение?

2. С какого возраста наступает ответственность за преступление?

3. Почему люди совершают преступления?

4. Можешь ли ты быть тьютором для ровесников?

5. Откуда может ровесник получить сведения об ответственности за правонарушение?

Показ видеофрагмента – две ситуации правонарушений;

а) совершено правонарушение, а человек не наказан;

б) не произошло правонарушение, а человек осужден.

Ведущий: Как вы квалифицируете данные действия, указанные в кадрах?

(Обсуждение в группах и комментарии).

3-й этап. Работа с понятиями (по ходу выступлений понятия фиксируются на доске).

Работа в группах со статьями законов (содержание статей без понятий, необходимо соотнести понятие со статьей).

Вопрос: Почему люди совершают преступления?

Задание: Попытайтесь назвать 3 причины, по которым это происходит.

(Причины фиксируются на листе и крепятся на доску).

Мы нашли причины правонарушений, а теперь обратим внимание на слова Цицерона (последнее слово закрыто). Предложите свои варианты окончания эпиграфа по поводу причин правонарушений.

Участники предлагают свои варианты концовки эпиграфа. Потом открываются закрытые слова эпиграфа.

4-й этап. Слово аналитической группы по обработке анкет с фиксацией теоретических моментов.

5-й этап. Вопрос группам.

Определите 3 условия, которые помогут вам избежать участия в правонарушениях.

Группы называют. Их ответы фиксируются, ранжируются и даются комментарии.

Рефлексия. Участники отвечают на 2 вопроса.

1. Во мне произошли изменения…

2. Меня эта тема заинтересовала, потому что…

Цветовая рефлексия.

Желтый цвет – изменения в каждом из нас.

Синий цвет – нет изменений.

Вывешиваются на доску.

Аналитическая группа подводит итог занятию.

Занятия «Основы конституционного строя Российской Федерации»

Авторы: Г. Лубкова, Л. Иоакиманская, Л. Новицкая (Солонцовская СШ Емельяновского района); Н. Чистякова (г. Красноярск, лицей №7); С. Серова (г. Красноярск, гимназия №9).

Время занятия: 2 урока по 40 минут.

в ходе занятия учащиеся узнают об основах конституционного строя РФ;

получат опыт работы в группах, разовьют умения классифицировать, систематизировать, аргументировать, работать с различными информационными источниками;

поймут значимость основ конституционного строя РФ.

Основные понятия:

конституционный строй;

основы конституционного строя.

Дополнительные понятия (сквозные):

демократическое государство;

суверенитет;

республика;

светское государство;

социальное государство;

правовое государство;

федеративное государство;

разделение властей.

Материалы к уроку

Тренинг: поставить вместо * (звездочки) гласную букву и прочесть цитату:

«М*л*ньк**

к*нст*т*ц**

вн*тр*

б*льш**

К*нст*т*ц**»

«Маленькая конституция внутри большой Конституции».

Логический ряд:

правовой характер государства;

социальный характер государства;

единое экономическое пространство;

светский характер государства;

демократический характер государства.

Что объединяет эти понятия?

Какие группы основ конституционного строя можно выделить?

Задания группам:

I группа. На основе главы I Конституции РФ дайте характеристику основ конституционного строя. Коротко сформулируйте основные принципы, указав номер статьи. Представьте свою характеристику классу, прокомментировав ее. На выполнение задания отводится 20 минут.

II группа. На основе главы I Конституции РФ дайте характеристику экономических и социальных основ конституционного строя. Коротко сформулируйте основные принципы, указав номера статей Конституции РФ, в которых эти принципы описаны. Представьте свою характеристику в виде схемы классу. На выполнение задания отводится 20 минут.

III группа. На основе главы I Конституции РФ дайте характеристику духовных и правовых основ конституционного строя, указав номера статей Конституции РФ, в которых эти принципы описываются. Представьте свою характеристику в виде схемы классу, прокомментировав ее. На выполнение задания отводится 20 минут.

IV группа – «энциклопедисты». Работая со словарями и энциклопедиями, используя главу I Конституции РФ, дайте определение ключевых (главных) терминов по теме «Основы конституционного строя». Представьте свою работу в виде словаря по данной теме. На выполнение задания отводится 20 минут.

Техника «Незаконченные предложения» (применяется в ходе рефлексии). Закончи следующие предложения:

1. Для меня самым главным на учебном занятии было…, потому что…

2. Мне показалось, что на занятии…, так как…

3. Написать сценарий видеофильма, отражающего основы конституционного строя РФ (например, «Советское государство», «Демократическое государство», «Социальное государство» и т.п.).

Андрей ИОФФЕ, кандидат исторических наук

Глава 10. «Установление происхождения детей». Статья 47. :

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте