search
main
0

Общество и дети. Соблюдение прав человека начинается с того, как в обществе относятся к детям. Тема «Права ребенка. Общество и дети». 8-9-е классы

В №31 был опубликован отчет о семинаре, который проходил в Иркутске. Сегодня публикуем остальные уроки, подготовленные его слушателями.

Авторы Н. Голублева, И. Запорожченко, Н. Каленова, Е. Константинова, И. Косяк.

Класс: 8-9-й

Цели и задачи

В результате проведенного занятия учащиеся смогут:

узнать об основных документах по правам человека и правам ребенка;

получить представление о содержании понятий, терминов: права ребенка, конвенция, декларация, школьное право;

узнать о связи реальных прав в школе с естественными правами человека;

оценить собственные права, уровень своей правовой культуры;

уважать права своих соучеников.

Особенности: ориентирован на изучение проблем, близких и интересных школьникам, с учетом психологических и возрастных особенностей.

Для эффективности используются интерактивные, активные, проблемно-рефлексивный и поисковый методы.

Таким образом, учитель активно содействует развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъективных способностей к нравственной и творческой реализации своих возможностей.

Оборудование: документы 1. Всеобщая декларация прав ребенка, 1959 г.

2. Конвенция о правах ребенка, 1989 г.

3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

4. Правила для учащихся.

Ход урока

ХХ век – это век двух мировых войн, время глобальных нарушений прав человека, прежде всего детей. Мир подошел к необходимости выработки универсальных средств защиты детства, без этого невозможно не только справедливое, но и само выживание человечества.

Опыт истории показывает, что несоблюдение прав ребенка ведет не только к личной трагедии, но и сеет семена насилия и конфликтов. На ваших столах есть карты-схемы «Что хотят дети?».

Выделите главные, по вашему мнению, проблемы и регионы, в которых эти проблемы стоят наиболее остро.

(ребята работают в группе по 2 человека – 3 минуты)

Вопрос: Как вы думаете, что нужно знать и уметь, чтобы защитить себя и других детей? Тема нашего урока «Права ребенка». Вернемся к карте. Назовите по одной проблеме, которую выделили.

Вопрос: В каких регионах эти проблемы стоят наиболее остро?

Задание: «Спасите меня». Мозговой штурм.

Вопрос: От чего в мире надо спасать маленького человечка? (На доске рисуем человечка, а вокруг него записываем ответы учеников) – война, преступность, ДТП, наркотики, голод, бедность, насилие в семье, сексуальные насилия, одиночество, тяжелые болезни. Нельзя!..

Посмотрите, как сложно жить маленькому человеку в сегодняшнем мире. Поэтому мировое сообщество решило ребенка защитить. В 1959 году была принята «Декларация прав ребенка» (10 статей), а через 30 лет, в 1989 году, была подписана «Конвенция о правах ребенка» (54 статьи, ратифицировали 192 государства). Декларация (с лат. «провозглашение») провозглашает главные принципы. Конвенция (с лат. «соглашение») требует обязательного его выполнения.

В чем разница между этими документами?

Разница между ними состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее конвенцию, берет ответственность и готовность отвечать за невыполнение ее основных статей.

Работа с документом по группам

Деление на группы определено по заранее розданным цветным квадратикам либо разрезанным открыткам.

Задания группам: прочитайте статьи и определите, какие права ребенка они защищают?

Группа 1 – ст. 1-11.

Группа 2 – ст. 12-17.

Группа 3 – ст. 18-23.

Группа 4 – ст. 24-27.

Группа 5 – ст. 28-31.

Группа 6 – ст. 32-40.

Один представитель от группы знакомит класс с результатами выполнения задания.

Вопрос: Какие права ребенка представляются вам наиболее важными, легко исполнимыми, нереализуемыми в наших условиях?

Игра

После серьезной работы немного расслабимся.

Нечетные номера группы определяются в первую команду, четные – в другую.

Каждая команда изображает какую-либо статью конвенции, другая команда отгадывает.

Работа в группах

Каждая группа придумывает ситуацию неправовых действий в нашей школе (1-3 минуты), можно проиграть в виде сценки.

Примеры:

1. Директор школы запретил собрание школьного дискуссионного клуба «О качестве обедов в школьной столовой».

2. Не поверив, что школьник оставил дневник дома, учитель потребовал, чтобы он показал содержимое своего портфеля.

3. Во время дежурства старшеклассники успокаивали малышей подзатыльниками.

Подтвердите, что эта ситуация является нарушением прав ребенка по схеме:

Проблема. ® Устав школы гласит. ® № статьи конвенции

Вопрос: 1. Должны ли мы рекомендовать совету школы принять меры с целью обеспечить соблюдение прав ребенка в нашей школе? (Голосуем).

2. Возможно ли добиться того, чтобы решения в школе принимались на основании прав ребенка и человека? Если возможно, то как? Что нужно сделать для этого самим ученикам?

Домашнее задание

Подумайте вместе с родителями, как ученики могут защитить свои права в нашей школе?

Закрепление изученного

Давайте вместе с вами измерим температуру взаимоотношений в нашей школе.

Прослушайте высказывания и дайте оценку по шкале:

1 балл – никогда;

2 балла – редко;

3 балла – часто;

4 балла – всегда.

1. В моей школе учащимся обеспечена безопасность и личная неприкосновенность.

2. В моей школе обеспечено равенство для всех учащихся.

3. Члены коллектива могут выступать против унизительных действий и высказываний.

4. Когда возникают конфликты, мы решаем их сообща.

5. В дисциплинарных вопросах каждому учащемуся гарантировано справедливое и беспристрастное отношение при определении наказания и вины.

6. Никто не посягает на мое персональное имущество или место.

7. Коллектив моей школы охотно принимает учащихся, преподавателей, персонал разных национальных культур.

8. Членам коллектива моей школы предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня в нормальных условиях.

9. Учащиеся имеют возможность принимать участие при разработке правил своей жизни.

Максимальная температура – 36 градусов.

Вопрос: Как вы думаете, какой будет результат у нас? Для определения температуры каждая группа выделяет по одному человеку в экспертную группу.

Заключение урока: «рефлексия»

Что нового вы узнали на уроке? Что полезного?

Какие новые формы работы вы усвоили?

Какие трудности вы испытали и как их преодолели?

Для оценивания конкретных знаний можно предложить сделать тест.

Тест

Знаком «+» или «-» отметьте, согласны ли вы с данным утверждением.

1. Конвенция о правах ребенка принята Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

2. Конвенция – первый международный правовой документ, в котором закреплены гарантии осуществления прав ребенка.

3. Российская Федерация ратифицировала конвенцию в 1995 году.

4. Конвенция включает в себя 60 статей.

5. Защита прав ребенка осуществляется и контролируется Международным комитетом по правам ребенка с весьма широкими полномочиями.

6. Базисными правами ребенка являются право на образование и культурное развитие и право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

7. Конвенция включает право ребенка сохранять свою индивидуальность, включая гражданство и национальность, право свободно выражать свое мнение и право на свободу мысли, совести и религии.

8. Конвенция признает первостепенную роль семьи и родителей в заботе и защите детей, а также устанавливает обязанность государства помогать семье.

9. Согласно конвенции, совершившие преступления лица в возрасте до 18 лет несут такие же наказания, что и взрослые.

10. Совместно с Генеральной Ассамблеей ООН защитой прав ребенка занимается ЮНЕСКО.

Андрей ИОФФЕ, кандидат исторических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте