Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Общественная палата оценила диагностическую работу москвичей

УГ - Москва, №12 от 24 марта 2015. Читать номер
Автор:

​В Общественной палате РФ под председательством Любови Духаниной состоялся круглый стол на тему «Преподавание русского языка в начальной школе». Руководитель Московского центра качества образования Алексей Рытов рассказал о московской концепции диагностической работы, проведенной в столице по русскому языку в 4-м классе.

Диагностическая работа решает несколько задач:  помощь школе для обеспечения проверки планируемых результатов обучения на конец образовательной ступени, так как разработка инструментария – процесс очень сложный, это обеспечение единых требований ко всем выпускникам начальной школы в условиях вариативности программ,  решение проблемы преемственности между начальной и основной школой.Как же была построена работа? В работе было две  части  – диктант и грамматическая часть из 7 заданий. Именно диктант наиболее адекватно оценивает основные планируемые результаты по разделу «Орфография», который стал одним из центральных при изучении русского языка. Тексты для диктанта и грамматического задания тематически связаны друг с другом и имеют  патриотический характер (диктант был о том, как солдаты спасли малыша во время войны, текст для грамматического задания – о полководце Суворове).При проведении работы были  учтены возрастные особенности учащихся:    Тексты тематически соответствовали возрастным особенностям учащихся 4-го класса, включали доступную лексику и простые синтаксические конструкции, изученные ко времени тестирования. Уровень сложности текста для диктанта может быть охарактеризован как средний, что и позволяет справиться с диктантом всем категориям учащихся.    Время выполнения работы могло быть увеличено в зависимости от особенностей класса на 5-10 минут.Задача оценки результатов обучения в соответствии с новым стандартом была решена таким образом:    Работа построена на основе комплексного подхода, который позволяет оценить предметные и метапредметные результаты обучения, и  охватывала все разделы курса русского языка, а кроме того, содержала задания, требующие применения универсальных учебных действий: умения анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.    Содержание заданий итоговой работы позволяло охарактеризовать как состояние базовой подготовки учащегося, так и его развитие.    Принципиально то, что школа получает возможность самостоятельно  выставить оценки ученикам. МЦКО предлагает уровни достижения планируемых результатов обучения (высокий, повышенный, средний, низкий).Как была решена проблема преемственности в диагностической работе? Текст диктанта читал учитель русского языка основной школы (предполагается, что он будет работать с этим классом в основной школе); оценивание диктанта проводили эксперты основной школы по критериям, соответствующим подходам, принятым в начальной школе; главный акцент при проверке и анализе был сделан на классификации допущенных ошибок.Проверку диктанта  осуществляли в удаленном режиме обезличенных работ. Эксперты (100 человек) отмечали ошибки и классифицировали их по 20 основаниям,  программа обрабатывала эту информацию. Учителям знаком титанический труд по учету каждой ошибки каждого ученика в классе, в этом году впервые школа получит полный спектр ошибок в диктанте, допущенных каждым учеником. Такой подход позволяет выявить и учесть на следующей ступени обучения индивидуальные особенности ученика. Например, при оценке работы ученика И.Иванова  мы узнаем общее количество баллов за работу, отдельно за диктант и за грамматическое задание, то, в каких типах орфограмм в диктанте допущены ошибки, в каких словах, как выполнено каждое из семи грамматических заданий, рейтинг И.Иванова в классе. Все эти результаты будут сопоставлены со средними результатами по городу. В соответствии с концепцией ФГОС можно выстроить траекторию индивидуальных достижений И.Иванова на конец обучения в начальной школе и вовремя провести коррекцию и создать условия безболезненного перехода учащегося в основную школу.Мнения экспертовМарина ТЕРКУЛОВА, отличник народного просвещения, победитель окружного этапа конкурса «Учитель года Москвы-1996», лауреат премии «Национальный проект «Образование»-2007», конкурса «Учитель школы будущего-2009», победитель окружного этапа конкурса «Учитель года Москвы-2012», учитель русского языка и литературы гимназии №1554:- Проблема преемственности особенно остро стоит именно в 5-м классе, при переходе учащихся из начальной школы в среднюю. В этом году я начала работу с пятиклассниками. В моем классе собрались ученики из разных школ Северо-Восточного округа. Одни из них свободно ориентировались в тестах, с первого прочтения понимали задания, знали, как правильно записать ответ. Другие много сил тратили только на то, чтобы понять задание, чувствовали себя неуверенно, вместо цифр ответа записывали анализируемые слова. Что же необходимо сделать еще в начальной школе, чтобы проблема преемственности наконец была решена? Ответ я получила, ознакомившись с диагностическими материалами «Итоговая работа по русскому языку для выпускников начальной школы», разработанными в МЦКО. Внешний вид самих заданий и бланк тестирования точно повторяют формат тестов для средней школы. Это позволяет уже в начальной школе научить детей писать печатными буквами, правильно оформлять ответы на задания, уметь исправлять записанный ответ. Такая работа приучает детей к аккуратности и внимательности. Сами задания соответствуют возрасту учащихся. Часть 1 – это диктант, который позволяет диагностировать практические навыки по орфографии и пунктуации. Тема диктанта – одна из страниц Великой Отечественной войны. Часть 2 – грамматическое задание. Прежде чем приступить к нему, учащиеся знакомятся с инструкцией, далее идет текст. Важно, чтобы дети работали не со словами, вырванными из контекста, а имели перед глазами картинку событий. Текст, рассказывающий об А.Суворове, продолжает тему диктанта и, несомненно, будет интересен учащимся четвертого класса. Небольшой по объему (12 предложений), он вызывает желание разобраться в его содержании. Подобные тексты нацелены на формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, что отвечает требованиям ФГОС. Семь заданий к тексту – ключевые вопросы, которые должны стать средством, инструментом, с помощью которого ученики средней школы будут заново открывать для себя законы языкознания: основная мысль текста, лексическое значение слова, звуки и буквы, морфологический анализ слова, словосочетание, грамматическая основа предложения, значимые части слова (морфемы). Эти задания направлены на «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических)», предусмотренных программой ФГОС. Из этих заданий только первое и шестое представляют собой выбор ответа из предложенных вариантов, все остальные побуждают ребенка самостоятельно думать, находить правильный ответ. Диагностические задания позволяют вовремя отследить формирование основных умений, заложенных в ФГОС, провести коррекцию и создать условия безболезненного перехода учащихся в среднюю школу.Лариса ФОМИЧЕВА, учитель высшей квалификационной категории школы №293 имени А.Т.Твардовского, лауреат премии «Грант Москвы», почетный работник общего образования, ветеран труда:- 4 марта 2015 года в нашей школе была проведена итоговая работа для учащихся 4-х классов. Как учитель русского языка и литературы основной школы, я читала текст диктанта, а позже ознакомилась с содержанием всей работы. Так как я несколько лет подряд беру 5-е классы, мне были интересны уровень сложности работы и ее структура с точки зрения преемственности между начальной и средней школой. Отмечу, что и текст для диктанта, и грамматическое задание имеют патриотический характер: это  еще одно напоминание о великой дате – 70-летии Победы, что  важно. Текст был подобран очень интересный. Я показала его своим пятиклассникам и спросила их мнение, практически все сказали, что хотели бы прочитать эту историю полностью – история ребенка и кота, которые три дня просидели в подвале, никого не оставила равнодушным. Дети сразу провели аналогию с «Сыном полка» В.Катаева, так как недавно читали это произведение. Текст диктанта включал слова, в которых встречаются орфограммы и предложения с пунктограммами, изучаемыми в начальной школе. В школьных программах по русскому языку как в начальных, так и в средних классах уделяют особое внимание систематической работе над формированием орфографической грамотности учащихся, системному развитию орфографической зоркости и орфографического самоконтроля. Обеспечение преемственности должно быть связано не с попыткой состыковки программы начальной и средней школы, а с сохранением единых подходов к целям и задачам обучения русскому языку. Успешная адаптация пятиклассников во многом зависит от реализации преемственности между начальным и средним образованием. В четвертом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи, так что этот текст позволяет проверить у учащихся деятельностные способности – написание под диктовку текста определенного объема в соответствии с изученными правилами правописания; применение правил правописания орфограмм (гласных и согласных в корне (защищали, голодного, угостили, лапке, поздней), разделительного «ь» (сенью, семья), правописание падежных окончаний прилагательных и существительных (в городе, на лапке, вкусной кашей). Диктант позволяет оценить основные планируемые результаты по разделу «Орфография». Во второй части работы учащимся предлагали текст, тематически связанный с текстом диктанта. Его нужно было внимательно прочитать и выполнить семь заданий. Содержание заданий достаточно разнообразно: это и выбор заголовка, точнее, всего отражающего главную мысль текста (задание 1), и выбор номера ответа, в котором неверно выписаны главные члены предложения (задание 6). Считаю, что очень важно вводить задания с формулировками, как задание 6,  так как в средней и старшей школе, когда мы готовим детей к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, присутствуют именно эти формулировки, следовательно, чем раньше воспитывается внимание и наблюдательность, тем выше будут в будущем результаты. Задание 3 проверяет такой предметный результат, как фонетический анализ слова – умение различать звук и букву. В 5-м классе при изучении раздела «Фонетика» мы как раз опираемся на изученный в начальной школе материал, развивая такие учебные действия, как структурирование и систематизация предметного содержания – уметь характеризовать звук по твердости/мягкости, звонкости/глухости. Чтобы правильно выполнить задание 4, ученик должен знать грамматические признаки имени существительного – род, число, падеж, склонение. Хорошо усвоенный материал позволит обеспечить постепенный переход к новым, более сложным для учащихся формам работы в 5-м классе – знакомство с существительными особого типа склонения на -ий, -ие, -ия. В рабочих программах по русскому языку с использованием материалов федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования отмечено, что одна из основных целей изучения русского языка – «развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты», «совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности». Эта итоговая работа, на мой взгляд учителя-практика, полностью соответствует поставленным задачам, проверяя индивидуальные достижения выпускников начальной школы.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту