search
main
0

Общественная палата Москвы: точка опоры общества и государства

​Мария ЛАЗУТОВА – председатель Комиссии по образованию, науке и культуре Общественной палаты города Москвы, доктор исторических наук, профессор, авторитетный человек в московском образовании.

– Мария Николаевна, как председатель Комиссии по образованию, науке и культуре Общественной палаты города Москвы расскажите о комиссии, ее членах и ближайших планах работы.- Как известно, в апреле текущего года был избран новый состав Общественной палаты города Москвы. Из членов палаты сформировано 14 комиссий, в том числе Комиссия по образованию, науке и культуре.В нее вошли представители не только сферы образования, но и академической науки, деятели культуры, представители общественных организаций, которые по своей работе напрямую соприкасаются с этими проблемами.Комиссия утвердила основные направления и план своей деятельности на ближайшее время, в числе которых обсуждение вопросов сохранения исторического и культурного наследия и традиций столицы, организации и проведения массовых мероприятий, городские инновационные проекты, связанные с образованием, наукой, культурой и участием бизнес-сообщества в этом, подготовки молодых профессионалов для экономики города и многое другое. Некоторые члены комиссии, в частности, Людмила Александровна Мясникова, Юлия Игоревна Камал, Наталья Валентиновна Полунина внесли предложение рассмотреть на заседании комиссии вопросы питания в детских садах и школах с учетом индивидуальных особенностей здоровья детей. Вполне понятно, почему это важно: в образовательных учреждениях немалая доля детей с аллергиями, с астмой, другими проблемами. А наша общая задача – сделать так, чтобы в московской образовательной сфере все дети чувствовали себя комфортно, а родители были уверены в сохранении здоровья детей.- В начале учебного года в Департаменте образования города Москвы состоялась встреча членов комиссии с министром Правительства Москвы, руководителем Департамента образования Исааком Иосифовичем Калиной. Какие впечатления остались у вас и ваших коллег по комиссии?- Эта встреча первая в ряду запланированных с другими руководителями департаментов Правительства Москвы. Скажу откровенно: на этой встрече состоялся очень серьезный и содержательный разговор. Исаак Иосифович Калина был предельно открыт для обсуждения большого спектра вопросов образования. В представленной презентации о результатах работы системы московского образования за прошедший учебный год члены комиссии увидели реальные достижения, которые подтверждают правильность, своевременность и необходимость проведенных изменений в этой сфере.В частности, среди множества вопросов поддержки образования Правительство Москвы выделило в качестве приоритетной работу с педагогическими кадрами, создание максимальных условий для их творческого труда и профессионального саморазвития.Еще одним фундаментальным достижением московского образования явилось создание равных стартовых возможностей для всех детей и подростков города и готовность каждой образовательной организации реализовать любые требования москвичей, как учащихся, так и их родителей.Особенно члены комиссии обратили внимание на развитие образовательной среды города, которая не замыкается в рамках школы или колледжа. Детям и подросткам предоставлены широкие возможности выбора театров, музеев, библиотек, кружков технического творчества, студий, спортивных секций. Для них работают программы «Университетские субботы», «Профессиональная среда» и другие общегородские просветительские проекты. В этом контексте Анна Иосифовна Клюкина, директор Дарвиновского музея, отметила высокую активность школьников и педагогов, участвующих в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», которая проводится Департаментом образования совместно с Департаментом культуры города Москвы. Оксана Вячеславовна Солопова, заместитель декана исторического факультета МГУ, председатель общественной организации «Национально-культурная автономия «Белорусы Москвы», поддержала деятельность Департамента образования в организации различных межнациональных фестивалей, встреч, конкурсов, поскольку такая работа формирует культуру жизни в мегаполисе с людьми разных национальностей.Отвечая на многочисленные и разноплановые вопросы членов комиссии, Исаак Иосифович Калина проявил, как всегда, незаурядный талант руководителя, разностороннее знание проблем образования и их решений в ближайшем будущем, а вопросы были довольно разные и актуальные: обучение детей-мигрантов, поддержка частных образовательных организаций, изучение иностранных языков, деятельность общественных и управляющих советов и многое другое.- Можете сказать о задачах московского образования в текущем учебном году?- Сам статус Москвы как столицы обязывает брать высокую планку уже на старте, и московское образование должно работать на опережение многих процессов. Безусловно, новые этапы развития образования будут связаны с реализацией программы «Столичное образование». Появились новые приоритеты, сформулированные на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, которое прошло 24 августа этого года. Надо обратить внимание, что реализуемый проектный подход в области образования предопределяет динамичное развитие всей сферы, поскольку современная образовательная среда становится интегратором инновационных программ и развития общества. Именно поэтому так значимы создание и развитие современной инфраструктуры образования, которая обеспечивает реализацию новых ФГОС и современных образовательных технологий. В рамках развития новых проектов акцентируется внимание на создании нового оборудования и использовании новых технологий, обеспечивающих высокий уровень изучения прежде всего предметов естественно-научного цикла. Планируется строительство новых современных школ с расчетом на новые классы, новые лаборатории, которые соответствовали бы самым высоким образовательным стандартам.Как отметил мэр Москвы Сергей Семенович Собянин, в городе есть два мегапроекта: «Первый – более углубленная информатизация образования. Это замена на качественно новом уровне старого электронного оборудования, компьютеров, досок, лабораторного оборудования, создание электронных учебников и пособий». За три года планируется полностью обновить информационную базу образовательных организаций, что позволит им выйти на новый технологический уровень. Второе глобальное направление, по словам мэра, «создание системы интеграции школьного образования в культурную, профессиональную, научную среду города. Школа должна быть интегрирована с колледжами и вузами, для того чтобы ребенок уже в школе имел четкое представление о будущей профессии, был готов к новому уровню требований и объему знаний».Отрадно, что Департамент образования несколько лет работает в этом направлении. Возьмем только два проекта – «Юные мастера» и «Профессиональное образование без границ». Проект «Юные мастера» ориентирован на то, что на базе московских колледжей проводятся уроки технологии по 18 направлениям: легкая промышленность, обработка металла, конструирование… 35 московских колледжей стали участниками проекта «Профессиональное образование без границ», в рамках которого школьники имеют возможность одновременно с общим образованием освоить программу профессионального обучения, то есть к окончанию школы получить профессию. Но это только начало серьезной работы. Правительство Москвы поддержало программу комплексной интеграции общего, дополнительного, профессионального и высшего образования на основе межпредметности для достижения учащимися новых результатов. Само название программы уже свидетельствует о том, что ее реализация позволит сформировать у обучающихся такие жизненные и предпрофессиональные умения, которые дают возможность выпускнику школы впоследствии реализовать свой потенциал, применять в реальной жизни знания из различных предметных областей, ориентироваться в большом объеме информации и самостоятельно получать новые знания, разрабатывать реальные и необходимые проекты и презентовать инновационные идеи, управлять высокотехнологичными механизмами и использовать современные инструменты. – В связи с вышесказанным как члены комиссии видят модернизацию среднего профессионального образования?- Конечно, за всех членов комиссии мне говорить сложно, но, зная их высокий профессионализм и желание помочь образованию, могу сказать следующее: для освоения высокотехнологичных профессий требуется серьезная перестройка системы СПО. Пока и на государственном уровне, и в субъектах Российской Федерации ключа к построению новой модели профессионального образования нет, а именно от этого во многом будут зависеть вопросы устойчивости и развития экономики в государстве. Четкого ответа на этот вопрос, как именно должна быть реализована сфера профессионального образования, пока нет.На мой взгляд, эта область в первую очередь должна быть структурирована под общие мировые вызовы экономики, которые заданы распространением новых технологий и глобальными экономическими и социальными процессами, а во вторую – требуется коренное изменение отношения к проблемам подготовки специалистов среднего звена работодателей – непосредственных заказчиков этих кадров. Система образования может быстро отреагировать на подобные изменения, ибо имеет такой огромный исторический опыт подготовки кадров, который позволяет сформировать новый «человеческий капитал». Но, к сожалению, работодатели не спешат участвовать в этом процессе, работают по принципу, что эта проблема решится сама собой. Но это время прошло! В условиях так называемой четвертой технологической волны проблема в том, что профессиональные требования к рабочим профессиям стремительно растут, и необходимы не только новые профессии и специальности для наукоемких производств, но и умение выдерживать жесткую конкуренцию. Хотя система СПО Москвы в целом развивается поступательно; вместе с тем имеются серьезные резервы для решения новых задач, что потребует качественного изменения состава педагогических кадров, более тесного взаимодействия с социальными партнерами – работодателями, умения перестраивать программы и методики обучения. Эти факторы, безусловно, должны учитываться при формировании федерального рейтинга профессиональных образовательных организаций. Одним из главных показателей эффективности работы системы СПО является участие в международном движении WorldSkills и Abilympics.Москва имеет опыт участия в этих чемпионатах: так, на IV Национальном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в апреле 2016 года по общему количеству медальных очков первое место заняла именно Москва, завоевав 127 медалей. Но это внешние показатели. А заинтересованность промышленных предприятий, корпораций, объединений в участии в подготовке специалистов остается слабой. И члены комиссии намерены эти вопросы ставить не только в профильных департаментах города, которые непосредственно отвечают за эти области, но и перед Московской торгово-промышленной палатой, Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей), Московским региональным отделением «СоюзМаш России» и другими структурами. – Вопрос развития цифровой образовательной среды активно обсуждается и вызывает большие споры, поскольку для школы очень важно не утратить живую связь ученика и учителя, прямой непосредственный контакт. Как вы оцениваете эту тенденцию? – Давайте посмотрим на эту проблему с точки зрения глобальных вызовов, новых технологий, с которыми нам придется жить. Современная модель обучения невозможна без цифровых систем. Обратите внимание: ныне модель управления невозможна без цифровых систем документооборота, учета и контроля в финансовой сфере, промышленности, торговле. Уже стандартом в высокотехнологичной промышленности стало цифровое моделирование и проектирование. В архивах и библиотеках стремительно реализуются проекты перевода накопленных научно-технических знаний и культурного наследия в цифровую форму. Все больше данных о повседневном мире вокруг нас будет переходить в «цифру». Давайте не будем забывать, что весь мир сегодня живет в парадигме обучения в течение всей жизни. И вопрос не в том, чтобы цифровые технологии заменили учителя и общение, а в том, чтобы информационный контент начал работать методически правильно. Пока еще нет прецедентов полного цикла обучения в онлайн-режиме, причем таким образом, чтобы он гарантировал такое высокое качество доступного ресурса. Каждый должен реализовать право на образование и иметь доступные возможности. Поэтому не вижу здесь основания для беспокойства, кроме, конечно, тех вопросов, которые касаются информационной безопасности, необходимых временных ограничений и практически введения запретов для опасного и вредного интернет-контента для детей. Это должно регулироваться на государственном уровне. И, кстати, в том числе и в этом я вижу значимость общественного обсуждения и большую роль Комиссии по образованию, науке и культуре Общественной палаты города Москвы. Часть этих проблем, связанных с цифровыми технологиями в образовании, роль науки в этом, молодых исследователей, ведущих ученых, будут обсуждать члены комиссии в Департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.- Буквально накануне Дня учителя появилось несколько публикаций о проблемах с зарплатой учителей. В частности, меня интересует ваша позиция по статье в газете «Московский комсомолец» за 5 октября, в которой говорится о петиции московского педагога Ирины Канторович Дмитрию Анатольевичу Медведеву о несправедливом распределении зарплат в московской системе образования. – Да, я, как и все работники системы образования, внимательно прочитала эту статью и хотела бы высказать свою точку зрения. Во-первых, если имеются такие факты, то они должны не опосредованно передаваться кому-то, этому человеку нужно иметь мужество и гражданскую позицию сообщить о конкретном образовательном учреждении, о его руководителе, ну и о тех педагогах, которые пользуются этими «льготами». Если бы были конкретные факты, то, зная позицию Департамента образования и лично его руководителя, убеждена, что такого директора в московской системе образования не было бы. Обвинять на уровне домыслов и кухонных разговоров – это не нравственная позиция педагога, так как он в силу своей деятельности обладает чувством обостренной справедливости. А если этого нет, значит, он и к детям относится «по выбору». Я хочу напомнить автору этой статьи, что ныне в образовательных организациях Москвы вопросы зарплаты становятся и должны быть информационно открытыми, потому что сама система образования требует предельной открытости и искренности в силу ее специфики. Да, есть педагоги, зарплата которых может превышать средние показатели в системе образования. Но тогда нужно рассматривать и сопоставлять результаты работы этих педагогов. И уже обвинить директора в том, что он субъективен, если такие результаты имеются, будет очень сложно. Я думаю, что директорам образовательных организаций вдвойне тяжелее переносить обиду со стороны самих педагогов, потому что от коллег ждешь поддержки и менее всего ожидаешь несправедливости. А что касается личных, родственных отношений в образовательных организациях – цитирую статью: «В организации появляется штат заместителей, руководителей подразделений, состоящих из родственников и знакомых и практически ничего не делающих, которым назначаются большие оклады, выплачиваются премии и стимулирующие выплаты». Во-первых, скажу, что, к сожалению, в стране нет закона, регламентирующего вопросы родственных связей на работе, а во-вторых, я думаю, что эта тема заслуживает внимания общественности, и скорее всего она может стать предметом серьезного разговора с руководителями образовательных организаций прежде всего в предмете объема зарплат, получаемых родственниками.- Мария Николаевна, какую роль, на ваш взгляд, сегодня играет образование в обществе? – Моя трудовая деятельность практически всегда была сопряжена с образованием. Сфера образования является сердцевиной социально значимых вопросов, которые касаются жизни каждого москвича и каждой семьи, и членам комиссии очень важно установление диалога между семьей и школой, социальными партнерами, государством и обществом. Общественная палата выступает в городе таким своеобразным коллективным спикером и навигатором этого диалога. Поэтому все вопросы, ситуации и информационные поводы, требующие обсуждения, консенсуса, будут находить отклик в работе нашей комиссии. Безусловно, мы обязаны опираться на изучение общественного мнения, мнение профессиональных экспертных сообществ и будем решать вопросы всесторонне, находя точки опоры в правовом поле и пространстве здравого смысла и конструктивного диалога. Мы вместе должны стать точкой опоры общества и государства в развитии стратегически значимой отрасли – образования. При этом помня, что профессионалов, напрямую отвечающих за эту работу, нам нет необходимости подменять. Я всегда была сторонником поиска компромисса, здравого смысла и недопустимости радикальных непродуманных изменений. Система образования, да и науки, культуры, всегда была и будет способна к саморазвитию и при необходимости к смене приоритетов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте