Разговор по душам на уроке может и не состояться: едва успеешь тему раскрыть, проверить, как предыдущая усвоена, да задания на дом раздать, уже и звонок провозглашает – перемена. Благодатной площадкой, на которой порой удается достучаться до сердец, служат классные часы. В такие моменты общения учителя с учеником задаются непростые жизненные вопросы и возникают доверительные отношения между взрослым и ребенком.
Конкурсанты узнавали о теме предстоящих бесед за пять минут до занятия. Так, учитель физики, астрономии и черчения из Ленинградской области Николай ЕГОРКИН разбирался с ребятами в том, что значит стать успешным. Николая Сергеевича, звездочета и музыкального гурмана, поразила возможность купить диплом или аттестат в переходе московского метро. Может быть, успех – это обладание?
Десятиклассник Ваня сказал, что для него существует два вида достижений – сиюминутное и долгосрочное. К выполнению школьного задания он идет медленно и кропотливо, методично выполняя условия для получения признания. Серафима думает, что кратковременное не может удовлетворить полностью и вообще важен сам процесс, стремление. Камилла вырабатывает собственную шкалу ценностей, для нее главное – позиция человека. А вот становятся ли показателем успеха те материальные блага, которые видимы окружающим, задумался Дима. Вряд ли, если они сопряжены с пустотой души и не делают человека счастливым, в пылу юношеского максимализма припечатала стяжателей Катя.
Егоркин давал высказаться. В диспуте он стал проводником, не подавляющим детские размышления, однако четко выказывающим и свое мнение. Да, путей для достижения успеха, согласился с молодыми людьми учитель, много, каждый выбирает свой. В известной притче мэтр собрал своих учеников после продолжительного расставания. Они стали взрослыми, самостоятельными. Но большинство из них сетовали: они несчастны. Тогда учитель принес всем кофе. Напиток был разлит в разномастные чашки: в основательные керамические, хрупкие фарфоровые, в изысканные или же безвкусно разрисованные. Каждый схватил ту, которая понравилась, и тут же пожалел, подумав, что у соседа лучше. «Но вы пришли сюда наслаждаться не чашками, а кофе», – удивился учитель. Зрелость, подытожил физик-конкурсант из ушакинской школы №1, – это умение не кидаться на обертку, ведь она ничего не говорит об истинном вкусе конфеты.
Кстати, оказалось, что у Егоркина в этот день 27-я годовщина свадьбы и он планировал говорить с ребятами о любви. Об этом же удивительном чувстве хотела поговорить с восьмиклассниками и кемеровчанка Наталья ПОВАРИЧ. Но темы определяли дети заранее, и с неожиданными заданиями приходилось мириться. Так, учителю экономики из кемеровской гимназии №1 пришлось размышлять о прощении. Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить? Любопытно, что и у Натальи, и у математика школы №5 станции Орджоникидзевской Республики Ингушетия Беслана БЕКОВА девчонки и мальчишки пришли к одному и тому же выводу: жить с тяжестью на сердце из-за обиды, злости тяжело, если научишься любить, научишься и прощать. О чем ни говори, а все сводится к одному чувству…
И в разговоре с шестиклассниками учителя географии из Ойсхарской основной школы Чеченской Республики Медины МАДАЕВОЙ глубокая привязанность друг к другу, преданность и самопожертвование тоже послужили основами. Ведь они обсуждали отношения с родителями. Жаль, что самым близким людям любви достается меньше всего. Ведь именно они всегда простят, защитят и помогут. Но понять это иногда невозможно, если старший наставник не напомнит о «простых истинах» в доверительной и свободной беседе.
Отношения – это зеркальное отражение себя
Можно ли за 20 минут всколыхнуть чувства, эмоции, запрятанные до этого глубоко внутри? Можно ли ответить на те сокровенные вопросы, что волнуют или даже порой гнетут? Можно ли познакомить с традициями отдельных этносов, всей цивилизации, когда устремленные на тебя в ожидании глаза ты видишь впервые? Участникам конкурса на классных часах пришлось доказывать, что они способны и на это.
Тем для классных часов десять. Из них класс выбирает ту, про которую говорить хочется. Не страшно. Или, наоборот, настолько страшно, что лучше проговорить, чтобы освободиться, избавиться от паники перед неизвестностью, непониманием, как поступить.
Фаворитом обсуждений стало чувство вины. И у преподавателя черчения из Республики Саха Александра НОВГОРОДОВА, рассуждая о том, все ли можно простить, и у калужского биолога Елены КЛИМЕНКО, раздумывая о том, как выстраивать отношения с родителями, и у химика из Нижегородской области Елены АНДРЕЙЧЕНКО, делясь опасениями по поводу возможного неверного выбора жизненного пути после школы, ребята проверяли себя: а вдруг они обидели кого? Особенно самых близких своих людей – родителей. Непослушанием. Непониманием. Тем, что пытаются выстраивать собственный маршрут жизни. Отстаивают право на совершение своих ошибок, на самостоятельность.
Педагоги слушали. Рассуждали вместе с ребятами. Предлагали свои рецепты решений.
Стиль общения был разным. Нечто похожее на тренинг – у педагога Намской улусной гимназии имени Николая Охлопкова Александра Новгородова, когда восьмиклассники раскрыли друг перед другом тайны личных увлечений и немного приобщились к обычаям родного края Александра. Девчонки и мальчишки завязали ленточки как символы исполнения желаний и поверяли им: «Чтобы везло каждому», «Чтобы добивались всего, чего хотели», «Чтобы потребности совпадали с возможностями». Наверняка традиции якутских народов им запомнятся.
Калужанка Елена Клименко пыталась выстроить разговор, апеллируя к ассоциативному восприятию восьмиклассников. Для этого ей понадобились нэцке. Иногда разобраться в себе сложно, но под влиянием неожиданных впечатлений наступает прозрение. Произошло ли оно за этот классный час? Вряд ли, но мысль о том, что наше отношение отображается в мнении о тебе другого, оказалась ко двору.
Елена Андрейченко подарила одиннадцатиклассникам палочку-выручалочку – мешочек, где хранятся изречения мудрецов. Когда их внутреннее «я» захандрит, мудрые мысли помогут избавиться от сомнений.
Учитель истории и обществознания школы №70 Тюмени Константин ЛУПИКОВ провел пресс-конференцию. Константин смоделировал ситуацию, когда он, начинающий автор книги о самопознании, встречается с читателями. Одна из глав этого трактата – решение проблемы: что делать, если человек не такой, как все? Разве этот вопрос не мучает каждого? Кого ни спроси, каждый ощущает себя особенным. Речь лишь о том, чтобы эту особенность оценили и приняли окружающие. Историк уверенно вел за собой аудиторию, с легкостью выхватывая верные реплики, развертывая и развенчивая все новые и новые аргументы. Споры только помогали находить решения, а заключительный аккорд, увенчавший рассуждения и гласивший: «Подари людям свое творчество – и признание придет само!», – стал посылом для дальнейших размышлений подрастающих индивидуальностей.
Найти верный язык при доверительном общении взрослых и детей сложно. Особенно в ситуации, когда они друг с другом и не знакомы вовсе. Но такое общение, безусловно, необходимо и тем и другим. То, что знакомство происходит во время этих классных часов и длится краткий миг, наверное, неплохо. Выговориться перед новым человеком иногда легче, чем перед близким.
Дипломатический ход
О прощении на классных часах говорилось много, видимо, эта тема тревожит каждого. Педагоги удивлялись: когда же дети успевают напиться яда обид? Уязвимость, ранимость тех, кто на несправедливость умеет пока лишь отвечать жестокостью, безмерна. Мудрый совет способен предотвратить поступок, за который будет стыдно потом. Попытка разобраться в том, что волнует другого, иногда помогает избежать ошибок, исправить которые человек не всегда в состоянии. Конкурсанты избирали не менторский тон – они пытались общаться на равных. Так, чтобы их новые ученики увидели: они в своих подростковых метаниях не одиноки, а взрослые и их проблемы не столь далеки, как кажется порой.
Учитель биологии школы №89 с углубленным изучением отдельных предметов Барнаула Алтайского края Ирина САЖАЕВА, усадив шестиклассников в круг, предложила взяться всем за руки и пожатием передать свое расположение соседу. Трудно, зарядившись симпатией к визави изначально, впоследствии воспылать к нему ненавистью. Ход, достойный дипломатических переговоров. Но это в случае провокаций, способных вызвать эмоциональную вспышку. Классные часы на конкурсе призваны, напротив, настроить публику, участников и жюри на позитивное отношение к конкурсантам.
Взрослые опасаются говорить о вине и прощении. Дети разногласия идеализируют. Говорят, что простить можно. Надо лишь быть мудрым. Добрым. Любить. Учителя им вторят. Подталкивают к этим выводам. Приводят прекрасные примеры притч, библейских сюжетов, стихов. Но забывают объяснить: для того чтобы горечь разочарования не закралась в душу, нужно прежде всего не обижать самому.
Классные часы любопытны тем, что они раскрепощают школьников. На каком уроке вздумалось бы прилежному ученику взахлеб рассказать о сюжете «Человека-паука», приводя его в качестве иллюстрации своей позиции? В такой не стесненной статусными ограничениями обстановке ребенок способен высказаться. И в ответ услышать педагога, ставшего в момент общения в тесном кругу другом, единомышленником, даже если у него и иное мнение.
Финальный звонок Ирина Дмитриевна тоже отметила рукопожатием по кругу. С передачей добра. Собственного тепла. И осознанием, что «прощай» означает «прости».
Круг физика основной школы №19 Ногинска Московской области Вадима МУРАНОВА напомнил лесные посиделки у костра, когда под переливы гитары ведутся проникновенные разговоры о смысле жизни. Еще бы – его аудиторией были десятиклассники. И беспокоили их отношения с родителями.
Муранов весьма талантливый актер и психолог, умеющий общаться на одном языке с любым ребенком. И при этом быть совершенно искренним. У ребят проблемы во взаимопонимании с близкими? У него тоже. А значит, понять, как этот болезненный вопрос разрешить наиболее корректным способом, важно и ему.
Но сначала знакомство. Нет, имена узнать нетрудно, они отпечатаны на бейджах, а вот настрой, ощущения, характер? Педагог из Подмосковья предложил каждому охарактеризовать себя всего одним определением. «Общительная», «жизнерадостная», «активная», «великолепный», «всемогущий». Да, чувствуется, эти люди стоят на перепутье своей идентификации, им опытный наставник просто категорически необходим. Чтобы немного поднять самооценку. И избавить от жажды позерства, за которым они скрывают свою растерянность перед взрослением.
Вадим Александрович легко доказал – универсальной таблетки для лечения семейных конфликтов не существует. А вот секретами сведения конфликтов до минимума поделился. Во-первых, аргументировать позицию, а не проявлять бурных эмоций – хочется покричать, выйди на улицу. Во-вторых, подумать, а не пропадет ли со временем желание сделать что-то, расстроившее родителей. В-третьих, если нет возможности поговорить с близкими по душам, им стоит написать – удивить, значит, победить.
Общение не только роскошь, но и огромный труд. Конкурсанты продемонстрировали, что им по силам наладить самое тесное взаимодействие с ребятами. Ведь научить разбираться в своем предмете не всегда достаточно для того, чтобы воспитать достойного ученика.
Комментарии