search
main
0

Общая судьба, общая историческая память. Три урока в 3-м классе

Тема «Мы – россияне» :: Тема «Кого называют гражданином» :: Тема «Почетное звание – «гражданин»

Тема «Мы – россияне»

Наш общий язык. Не только общая земля, общее имя и судьба объединяют в большую семью народ России. Нас еще объединяет общий язык – русский. На этом языке разговаривают все народы, населяющие Россию. Несмотря на то что дома, в кругу своей семьи, некоторые люди говорят на другом языке, русский стал и для них вторым родным языком.

А что означает родной язык? Оказывается, родным язык становится тогда, когда человек начинает на нем думать, строить планы, мечтать. Родной язык – это тот язык, когда один человек понимает другого с полуслова, когда понимает слова и словечки, которые невозможно перевести на другой язык. В таких случаях переводчики так и говорят: «непереводимая игра слов».

Почему так происходит? Почему в языке каждого народа есть какая-то тайна, непонятная другим народам? Наверное, кто-то из вас уже знает ответ на этот вопрос. Да, конечно, это происходит потому, что большую семью народов одной страны объединяет общая историческая судьба. И об этой судьбе сохраняют память не только книги, песни, сказания, но и сам язык. Вот поэтому-то он и родной для всех народов нашей Родины. Он родной для всех людей, живущих в России, потому что ее судьбу разделяли не только русские, но и вся большая семья ее народов. Плечом к плечу шли они в атаку на врага, участвовали в восстаниях, строили города, электростанции, голодали, терпели невзгоды, радовались победам, украшали землю…

Итак, общая земля, общее имя, общая судьба, общая историческая память… А что еще?

Наша общая цель. Россияне, как и люди других стран, не просто живут рядом, на одной земле. Россияне объединены в огромное российское общество. А общество – это люди, имеющие общую цель, к достижению которой стремятся все вместе. Кто-то из вас, возможно, подумал: «Ну какая такая может быть общая цель у меня и, например, у незнакомого пожилого человека, едущего со мной в одном автобусе? Я сойду на остановке и больше его никогда не увижу». Все так. Однако общая цель у всех россиян все-таки есть, потому что у нас общая земля, общая территория проживания.

Родившись на свет, каждый человек хочет быть счастливым, хотя все люди счастье понимают по-разному: кто-то его видит в занятиях наукой, кто-то – в служении Богу, кто-то – в труде писателя, кто-то счастлив у станка, кто-то мечтает о богатстве, а кто-то – о большой дружной семье… Недаром считают: сколько людей, столько и представлений о счастье. Но какими бы ни были эти представления, для того чтобы любой человек смог воплотить свою мечту в жизнь, необходимы мир и спокойствие в нашем большом общем доме. Благополучие России и является общей целью россиян.

Нам всем надо постараться, чтобы хорошо работали заводы и фабрики, школы и больницы, строились дома и дороги, работали театры, библиотеки, музеи, чтобы каждый россиянин чувствовал себя защищенным, чтобы люди не беспокоились за жизнь своих близких, за сохранность своего дома.

Всем вместе надо постараться, чтобы никогда-никогда жители России не знали, что такое бомбежка, как рвутся снаряды, как взлетают на воздух мирно спящие дома…

Поэтому, чтобы достигнуть прекрасной цели – благополучия России, нам надо не только хорошо трудиться, но и хорошо защищать свою Родину от врагов, в каком бы обличье они ни представали: вор-карманник или террорист, бандитская группировка или наемный убийца, взяточник или чужеземный захватчик. Все они враги, потому что мешают мирно жить и работать, потому что покушаются на наше с вами счастье.

Когда все россияне чувствуют себя родными. И все-таки бывают моменты в жизни любой страны, когда все ее жители: молодые и пожилые, бедные и богатые, горожане и сельчане, знакомые и незнакомые – понимают, что они едины, что они – общество.

Так было, например, 22 июня 1941 года, когда диктор по радио сообщил, что на нашу Родину вторгся враг и началась Великая Отечественная война. Тогда в глазах каждого нашего соотечественника можно было увидеть боль за нарушенную мирную жизнь, за предстоящие страдания дорогих людей и решимость прогнать врага с родной земли.

Все переменится вокруг.

Отстроится столица.

Детей разбуженных испуг

Вовеки не простится.

Не сможет позабыться страх,

Избороздивший лица.

Сторицей должен будет враг

За это поплатиться.

Запомнится его обстрел.

Сполна зачтется время,

Когда он делал что хотел,

Как Ирод в Вифлееме.

Настанет новый, лучший век.

Исчезнут очевидцы.

Мученья маленьких калек

Не смогут позабыться.

Так писал о войне прекрасный поэт Борис Пастернак. И хотя стихи были написаны в 1941 году, но в них говорится о будущем, о победе, потому что ни один россиянин в ней не сомневался. И она пришла в мае 1945 года, и опять весь народ чувствовал свое единство, но на этот раз всех-всех объединила «радость со слезами на глазах».

Гордость за Родину, за нашу великую науку объединила людей 12 апреля 1961 года, когда человек планеты Земля, наш соотечественник Юрий Гагарин, первым в мире поднялся в космос. В этот день, услышав сообщение по радио, тысячи людей вышли на улицы, чтобы поздравить друг друга, чтобы поздравить свою Родину.

Мы вспомнили только о трех днях в жизни нашего Отечества, но их было во много раз больше, счастливых и трагических, когда весь народ осознавал свое единство, когда он понимал, что у него есть общая цель.

Вопросы и задания

1. Что означают слова «родной язык»?

2. Можно ли сказать, что русский язык является родным для других народов, населяющих нашу страну?

3. Как вы поняли, что такое общество?

4. Что является общей целью народа любой страны?

5. Спросите у родителей, бабушек или дедушек, помнят ли они дни, когда чувствовали себя связанными общей судьбой со всеми людьми нашей Родины. Попробуйте по их воспоминаниям составить рассказ и познакомьте с ним одноклассников.

6. Можете ли вы вспомнить событие, ставшее важным для всех россиян? Что это за событие? Почему оно объединило многих людей?

7. Давайте еще раз повторим признаки, которые объединяют соотечественников.

По страницам интересных книг

О русском языке, о русском народе размышляет великий русский писатель

Иван Сергеевич Тургенев

Русский язык

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Как по-вашему, русский язык мог поддерживать Ивана Сергеевича Тургенева?

Тема Родины была главной и в творчестве великого русского историка и писателя Николая Михайловича Карамзина.

О любви к Отечеству и народной гордости

Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов. Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями. Лапландец, рожденный почти в гробе природы, несмотря на то любит хладный мрак земли своей. Переселите его в счастливую Италию: он взором и сердцем будет возвращаться к северу, подобно магниту; яркое сияние солнца не произведет таких сладких чувств в его душе, как день сумрачный, как свист бури, как падение снега; они напоминают ему Отечество!.. Не говорю, чтобы красоты Отчизны не имели никакого влияния на любовь к ней: некоторые земли, обогащенные природою, могут быть милее своим жителям; говорю только, что силы красоты не являются главным основанием привязанности к Отечеству.

С кем мы росли и живем, к тем привыкаем. Душа их сообразуется с нашею; делается некоторым ее зеркалом; служит предметом или средством наших нравственных удовольствий. Сия любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живем, есть вторая, или моральная, любовь к Отечеству.

Надобно видеть двух единоземцев, которые в чужой земле находят друг друга: с каким удовольствием они обнимаются и спешат изливать душу в искренних разговорах! Они видятся в первый раз, но уже знакомы и дружны. Им кажется, что они, говоря даже иностранным языком, лучше разумеют друг друга, нежели прочих: ибо в характере единоземцев всегда есть некоторое сходство…

Но физическая и нравственная привязанность к Отечеству, действие натуры и свойств человека не составляют еще той великой добродетели, которою славились греки и римляне. Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях.

…Мы должны любить пользу Отечества; ибо с нею неразрывно связана наша собственная…слава его есть наша слава; и если оскорбительно человеку называться сыном презренного отца, то не менее оскорбительно и гражданину называться сыном презренного Отечества.

Таким образом, любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие – гордость народную, которая служит опорою патриотизма.

1. Н.М.Карамзин определил три причины, почему человек любит свою Родину. Согласны ли вы с историком? А как по-вашему, почему человек любит свою Родину?

2. Объясните высказывание: «Душа их (соотечественников) сообразуется с нашею».

Для тех, кто хочет знать больше

Ирод (ок. 73 – 4 до н.э.) – царь древнего государства, которое называлось Иудея. Узнав, что в городе Вифлееме родился младенец по имени Иисус, которому предсказано стать царем иудейским, Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола. Это страшное деяние вошло в историю под названием «избиение младенцев».

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) – русский историк и писатель.

Лапландец – житель Лапландии, большой природной области, расположенной на севере сразу трех стран: Швеции, Норвегии, Финляндии, а также на западе Мурманской области. Те из вас, кто читал сказку Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева», помнят, что именно в Лапландии жил северный олень, который и доставил маленькую Герду к самой границе Снежного королевства.

Тема «Кого называют гражданином»

В чем смысл слова «гражданин». Красивым словом «россияне» называют не просто народ России. Этим именем называют граждан нашей страны. Кто же это такие? Граждане, как и народ, имеют общее имя, общую историческую судьбу, общий язык, общую историческую память и общую территорию. В чем же тогда различие? Вспомните: язык – хранитель памяти народа. Не зная происхождения слова, очень трудно понять его смысл. Подберем родственные слова к слову «гражданин»: «городище», «град», «город», «огород». Каков смысл найденных нами слов? Его можно понять, если вспомнить близкие глаголы: «огораживать», «городить», «загораживать», «нагораживать», которые означают одно – возводить преграду, защиту. Так мы и нашли первое отличие. Народ – это люди, долгое время проживающие на какой-то общей территории, так долго, что в их общей исторической памяти стерлось воспоминание о том, когда они пришли на эту землю. А граждане – это тоже народ, но народ защищенный.

Городище, город, горожане. В русском языке слова «городить», «городище», «нагораживать» появились очень давно. Когда-то в глубокой древности, когда и государства-то Российского еще не было, на этой земле жили племена древних славян. И вот когда вместо собирательства и охоты люди стали обрабатывать землю, засевать поля рожью, выращивать капусту и редьку, разводить скот, а на смену родовой общине пришла соседская, вот тогда-то и появилась потребность защищать свою землю от неприятеля. Общими усилиями семей-соседей, всей общиной, или, как тогда говорили, «всем миром», огораживали участок земли крепкими стенами и возводили городище. Там, внутри, за оградой, находились дома, ремесленные мастерские, священные места и даже кладбища. За оградой же находились и дома, в которых собирался сход всех мужчин общины и происходили пиры-братчины. Позднее в древних городищах стал проживать князь с дружиной, а с принятием христианства вместо языческих святилищ появились православные храмы. На площади городища раскладывали свои товары приезжие купцы, по звону колокола собирались жители общины, чтобы услышать какую-то важную новость.

За надежными стенами города горожане и жители ближайших деревень укрывались от грозного и коварного неприятеля.

Пройдут века – деревянные стены заменят каменные, но по-прежнему в минуты тревоги вместе с людской силой, мужеством и отвагой будут они защищать, огораживать, ограждать жителей от страшных внешних напастей.

Вокруг городищ селились люди, и постепенно становилась мала прежняя территория. Чтобы укрывать и защищать всех желающих, возводилась вторая, а потом и третья стена. Так дома и домики новых поселений оказывались под защитой, за укрытием.

За городскими стенами шумела особая жизнь, не похожая на тихий деревенский быт. То громкий голос торговца приглашал полюбоваться его товаром, то слышался перестук молотков по наковальне, а то вдруг все покрывал перезвон множества церковных колоколов. Так возникали и росли города, а их жители стали называться горожанами, то есть живущими под защитой городской стены.

. Гражданин и подданный. Если «город», «горожанин» и «гражданин» – родственные слова, то давайте подумаем, что же еще общего между горожанином и гражданином. Догадаться несложно: и горожанин, и гражданин – это человек, чем-то защищенный. Но чем? Откроем «Словарь русского языка», который составил наш замечательный соотечественник академик Сергей Иванович Ожегов, и прочитаем: «Гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой». Следовательно, государство, подобно городской стене, должно надежно «огораживать» гражданина от опасностей.

Однако если слова «огород», «город», «горожанин» и другие появились и стали привычными очень давно, то слово «гражданин» довольно молодое и в словарь россиян вошло относительно недавно. В чем же причина этого? А причина в том, что в течение многих веков россияне были подданными, а не гражданами. В отличие от подданного гражданин – это свободный человек своего Отечества. Он защищен законами страны и имеет много прав и обязанностей. Одно из важнейших прав гражданина – это право участвовать в управлении своей страной, то есть гражданин имеет право выбирать руководителей страны, имеет право сам участвовать в принятии решений, важнейших для страны, в издании законов и так далее. Впрочем, о правах и обязанностях гражданина мы поговорим позднее. А сейчас – о подданном. Он в отличие от гражданина человек зависимый. И эта разница между гражданином и подданным – в самих словах. Получается, слово «гражданин» родственно словам «огораживать», «огород» и другим, смысл которых – защита. А слово «подданный» – какой у него корень? Это «дань». Значит, подданный – это человек, обязанный выплачивать дань, он – данник. А данник зависит от короля или царя. Это король или царь распоряжается землями, имуществом, самой жизнью своих данников. Захочет – казнит, а захочет – помилует, захочет – даст земли, щедро наградит, а захочет – отнимет последнее.

Но ведь были законы, наверное, подумали многие из вас. Да, конечно, законы были. Однако воля государя: фараона, царя, императора, короля – выше закона. И, конечно же, подданные не могли принимать участия в управлении страной, от них ничего не зависело. Как решит государь, так и будет, а подданным оставалось только подчиняться.

Так исторически различаются понятия «гражданин» и «подданный». Но время внесло свои коррективы. Сегодня есть страны, жители которых по-прежнему именуют себя подданными. Например, подданные Ее или Его величества короля или королевы Великобритании, Испании, Норвегии, Японии. Вот только прав у этих подданных не меньше, чем у граждан. Как и граждане, они находятся под защитой своего государства, его законов, как и граждане, они могут участвовать в управлении страной.

В современном мире и граждане, и подданные пользуются практически одинаковыми правами, борьба за которые велась в течение многих столетий.

1. Как вы понимаете значение слова «гражданин»?

2. Что общего и в чем различие между понятиями «подданный» и «гражданин»?

О положении подданных, даже очень высокородных, можно прочитать во многих книгах. Русский поэт XIX века Алексей Константинович Толстой написал балладу о смерти князя Репнина. То, о чем в поэтической форме рассказал поэт, не выдумка, а произошло на самом деле. Правда, убит был князь не на пиру, а через несколько дней в церкви, и не самим Иваном Грозным, а его опричниками.

Тема «Почетное звание – «гражданин»

Но так ли уж сильно отличается человек-гражданин от человека-подданного? Мы не случайно написали: человек-гражданин и человек-подданный. Дело в том, что подданным или гражданином человек становится в зависимости от того, в какой стране он родился: какие в ней законы, кто и как управляет страной. Наверное, вы уже догадались, что в тех странах, где правит король, император, царь, шах, народ является подданным Его величества. В странах, где народ выбирает тех, кто правит, где он сам участвует в управлении своей страной, каждый родившийся человек является гражданином. Например, по законам нашей страны, вы – граждане России.

Но когда и где появились первые граждане и что для них значило «быть гражданином»?

Граждане Древних Афин. Первые граждане появились очень давно, еще в Древней Греции, в одном из самых больших ее городов-государств – Афинах. Управление в Афинах древние греки называли демократией. Слово «демократия» состоит из двух слов: «демос» (demos), что по-гречески означает «народ», и «кратос» (kratos), то есть «власть». Следовательно, сложив эти два слова – «демос» и «кратос», – мы получим слово «демократия», то есть «власть народа».

Тогда в далекие-предалекие времена, жители Афин и его предместий, собираясь на главной площади, выбирали правителей города, обсуждали важные вопросы, всеобщим голосованием принимали законы. При этом каждый гражданин мог не только открыто высказываться по поводу того или иного закона, но и предложить свой. Каждый гражданин этого великого города хотя бы один раз в жизни принимал участие в работе суда, то есть принимал решение, касающееся судеб других людей.

«Будучи господином в суде, человек является господином в государстве», – утверждал великий древнегреческий философ Аристотель. И афиняне действительно были гордыми и свободными людьми в своем Отечестве. Их законы давали возможность каждому воспользоваться своими гражданскими правами и тем самым поработать на благо любимого города. Главным органом демократической власти в Афинах было Народное собрание. На него собирались все граждане – и богатые, и бедные. Народное собрание принимало законы, объявляло войну и заключало мир, избирало должностных лиц. С начала IV века до нашей эры был принят закон, по которому за посещение Народного собрания стали платить деньги. Эти деньги позволяли и крестьянину, и ремесленнику, и торговцу не думать о заработке, пока он исполняет свой гражданский долг, занимаясь городскими проблемами.

Свободными были граждане и в высказывании собственного мнения. Они могли не только высказывать свою точку зрения по тому или иному вопросу, но и открыто критиковать правителя. Древнегреческий историк Плутарх рассказал о случае, произошедшем с Периклом, правившим в славных Афинах в V веке до нашей эры: «Однажды какой-то подлый нахал целый день его бранил и оскорблял; он молча терпел это на площади, заканчивая в то же время какое-то неотложное дело; вечером он скромно пошел домой, а тот человек шел за ним и осыпал его всякими ругательствами. Перед тем как войти в дом, когда было уже темно, он велел своему слуге взять светильник и проводить этого человека до дома».

Но управлять страной – это не только иметь права, но и нести обязанности. Так, среди обязанностей афинян были уплата налогов, защита Отечества или, например, такая странная обязанность, как посещение театральных представлений. Были и другие обязанности, но о них вы узнаете на уроках истории. Но вот что интересно: граждане Афин свои права воспринимали как долг, а свои обязанности – как почетные и важные права. Они были гражданами и по закону, и по духу.

Афиняне воспринимали Родину, как то, что нужно беречь и чем должно дорожить. До нас дошли такие поэтические строки неизвестного афинского автора:

Да, ты чурбан, когда Афин не видел;

Осел, коль, видя их, не восхищался;

Когда ж охотно кинул их, – то мул.

Гражданин Кузьма Минин. Теперь давайте разберемся, можно ли быть подданным по закону и гражданином по сути, и обратимся за примером к истории нашей Родины.

Красная площадь Москвы, хорошо всем известный Покровский собор, или, как его чаще называют, собор Василия Блаженного, а рядом не менее знаменитый памятник. Памятник двум людям – Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Почему же память о них увековечена на самой главной площади страны?

Почти четыреста лет назад наша Родина пережила времена, которые люди называли смутными. После смерти Ивана Грозного, а потом и его сыновей русским царем избрали Бориса Годунова, но и он вскоре умер. Осталась Россия без правителя. Этим поспешили воспользоваться поляки. Они рассчитывали захватить русский престол и покорить нашу Родину. Новый царь Василий Шуйский не смог оказать сопротивления врагу, бояре вынудили его отречься от престола и уйти в монастырь. И началось время безвластия: некому было собрать народ, чтобы выгнать проклятых захватчиков и освободить родную землю. И тогда русские люди решили сами организовать отпор врагу. Со всей страны стали они собираться к Москве: шли из Рязани и Суздаля, из Вологды и Ярославля, из Костромы. С севера и юга, с запада и востока стекался народ к Белокаменной, но все – напрасно: сил не хватало. Устал народ от напастей и готов был пожертвовать всем, чтобы спасти свою землю и веру.

Русский историк XIX века Сергей Михайлович Соловьев в своей книге «Об истории древней России» рассказывает: «И тогда староста Нижнего Новгорода Кузьма Минин, мясной торговец, обратился к жителям этого славного города с такими словами: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имени своего, не жалеть ничего, дворы продавать и бить челом – кто бы ни вступился за истинную православную веру и был у нас начальником».

«Что же нам делать?» – спрашивали его горожане. И он им отвечал: «Ополчаться, сами мы неискусны в ратном деле, так станем кликать вольных служилых людей». «А казны нам откуда взять служилым людям?» – послышался опять вопрос. Минин отвечал: «У меня было 300 рублей, и я 100 рублей в сборные деньги принес; то же и вы сделайте».

И стали сдавать нижегородцы деньги на вооружение ополчения. Одна вдова пришла и сказала: «Осталась я после мужа бездетна, и есть у меня 12 тысяч рублей. 10 тысяч отдаю в сбор, а 2 оставлю себе».

В это время в Суздальском уезде жил стольник и воевода, известный князь Дмитрий Михайлович Пожарский, который приехал сюда из Троицы и долечивался от ран, полученных при разорении Москвы.

Посланы были архимандрит Феодосий, дворянин добрый Ждан Петрович Болтин да из всех чинов лучшие люди. Пожарский отвечал посланным: «Рад я вашему совету, готов хотя сейчас ехать, но выберите прежде из посадских людей, кому со мною у такого великого дела быть и казну собирать». Посланные отвечали, что у них в городе такого человека нет. Пожарский сказал им на это: «Есть у вас Кузьма Минин, он человек служилый, ему это дело за обычай»

Собрали нижегородцы деньги и снарядили ополчение, во главе которого встали князь Дмитрий Михайлович Пожарский и нижегородский староста Кузьма Анкудинович Минин. Поспешило ополчение к Москве, на помощь тем, кто, не щадя жизни, уже не первый месяц сражался с врагами под ее стенами. И вот настал желанный час: освобождена Москва, отступил враг, не удалось ему поработить землю Русскую. В боях за Родину вместе с другими ее освободителями проявили личную храбрость и покрыли себя вечной славой князь Пожарский и староста Минин, а благодарные потомки поставили своим соотечественникам памятник в самом сердце страны. И на памятнике том написано: «Князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому и гражданину Минину».

1. Кого называют подданным, а кого – гражданином?

2. Когда и где появились первые граждане?

3. Что означает слово «демократия»?

4. Как афинские граждане управляли своим государством?

5. Подумайте, могли бы древние афиняне участвовать в управлении государством, если бы им за это не платили деньги? Объясните свой ответ.

6. Как по-вашему, почему Кузьму Минина называли гражданином?

7. Что значит быть гражданином «по закону и по духу».

8. Попробуйте самостоятельно дать определение понятия «гражданин».

Евгения КОРОЛЬКОВА, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте