Неспособность правительств самых разных стран мира покончить с неравенством в образовании еще больше ограничивает возможности миллионов детей и обрекает их на жизнь в нищете. Об этом говорит Всемирный доклад ЮНЕСКО по мониторингу Образования для всех, 2009 год, вышедший на свет в Париже. Доклад под названием «Преодоление неравенства: важная роль управления» осуждает равнодушие политиков, слабую внутреннюю политику и невыполнение странами-донорами их обязательств по оказанию помощи бедным странам. Его авторы предупреждают, что недопустимые различия в области образования на национальном и глобальном уровнях подрывают усилия по достижению международных целей развития.
«Когда дает сбой финансовая система, последствия наглядны и очевидны, что вызывает соответствующие действия властей, – прокомментировал ситуацию генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура. – Когда дает сбой образовательная система, последствия менее наглядны, но не менее реальны. Неравные возможности в образовании усугубляют нищету, голод, детскую смертность и уменьшают перспективы экономического развития. Вот почему правительства должны предпринимать конкретные шаги, понимая, что больше откладывать их нельзя».
Пропасть между богатыми и бедными
Доклад ЮНЕСКО показывает огромную пропасть, разделяющую богатые и бедные страны в плане возможности получить образование. А именно:
у третьей части всех детей в развивающихся странах, достигших возраста обучения в начальной школе (это 193 миллиона), умственное развитие и, соответственно, перспективы обучения подорваны недоеданием. В Южной Азии этот показатель возрастает до 40%;
75 миллионов детей в возрасте начальной школы не охвачены обучением. В странах южнее Сахары это почти треть детей такого возраста;
если в богатых странах более трети детей получают высшее образование, то в большинстве стран южнее Сахары менее трети заканчивают начальную школу и только 5% получают университетское образование.
Различия внутри стран отражают глобальные неравенства. 20% беднейших детей в таких странах, как Эфиопия, Мали и Нигер, имеют в три раза меньше шансов попасть в начальную школу, чем 20% самых богатых детей. В Перу и на Филиппинах 20% беднейших детей учатся на 5 лет меньше, чем 20% детей самых богатых родителей.
Не только бедность является неблагоприятным фактором. По-прежнему меньше шансов на учебу у девочек. Гендерные различия в доступе к школьному образованию остаются огромными в Южной Азии и Африке южнее Сахары. По-прежнему серьезным препятствием для доступа к школе остаются языковые, расовые, этнические различия, а также различия между городскими и сельскими жителями. В Сенегале у городских детей шансов на обучение в два раза больше, чем у сельских.
Авторы доклада считают: «Обстоятельства рождения ребенка, его пол, богатство родителей, язык и цвет кожи не должны влиять на его возможности получения образования».
Мимо цели
Ежегодный доклад ЮНЕСКО подробно анализирует выполнение глобальных задач образования, включая такие, как развитие детей в раннем возрасте, всеобщий охват школьным обучением, гендерное равенство, борьба с неграмотностью и высокое качество образования. Отмечая позитивные изменения в некоторых беднейших странах, авторы доклада предупреждают, что если не принять самые радикальные меры, многие цели не будут достигнуты, причем в ряде случаев – с огромным «отклонением от цели».
Так, по сравнению с 1999 годом в Танзании и Эфиопии число детей, не охваченных школой, сократилось на 3 миллиона. В Непале, несмотря на длительный гражданский конфликт, также достигнут большой прогресс. И в Бангладеш, регионе, известном серьезным гендерным неравенством, сегодня в средней школе столько же девочек, сколько и мальчиков. Однако авторы доклада считают, что человечество не сможет достичь такой цели международного развития, как всеобщее начальное образование, к 2015 году. Согласно прогнозам по крайней мере 29 миллионов детей все еще будут оставаться вне школы:
ожидается, что к 2015 году в Нигерии не смогут ходить в школу 7,6 миллиона детей, в Пакистане – 3,7 миллиона. «Обе страны страдают плохим управлением и высоким уровнем неравенства в доступе к финансовому и материальному обеспечению», – констатирует доклад. В Пакистане до сих пор на 100 школьников приходится только 80 школьниц;
по миллиону детей вне школы ожидается в 2015 году в Эфиопии и Буркина Фасо;
более полумиллиона неохваченных школой детей будет к 2015 году в 12 странах.
Доклад ЮНЕСКО предупреждает, это лишь часть общей проблемы. Миллионы детей начинают учебу, но не заканчивают начальную школу. Кроме того, анализ наглядно показывает неспособность школьной системы предоставить качественное образование: многие дети бросают школу, не получив элементарных навыков грамотности и счета.
По международным оценкам 60% и более школьников в Бразилии, Индонезии и Тунисе имеют самый низкий уровень навыков и знаний.
Одна из проверок в Индии показала, что здесь только около половины школьников 3-й ступени обучения смогли прочитать текст, предназначенный для учеников 1-й ступени.
Исправление этих недостатков потребует проведения масштабных реформ и увеличения инвестиций. Школьные системы многих стран страдают от постоянного недофинансирования и нехватки ресурсов. Только в странах Африки южнее Сахары для обеспечения всеобщего начального образования к 2015 году потребуется дополнительно 1,6 миллиона учителей.
Кроме названных, в докладе ЮНЕСКО констатируется масса других проблем. Так, например, в мире насчитывается 776 миллионов взрослых, не знающих грамоты, – это 16% населения планеты. Из них две трети – женщины. По прогнозам экспертов к 2015 году в мире все еще будет более 700 миллионов неграмотных среди взрослого населения.
Политика по укреплению справедливости
Название доклада ЮНЕСКО «Преодоление неравенства: важная роль управления» выдвигает на повестку дня целый ряд вопросов, требующих серьезных перемен. Главная идея – правительства должны уделять больше внимания таким приоритетам, как обеспечение равных возможностей и социальная справедливость.
Ссылаясь на международный опыт, доклад предлагает политические решения по борьбе с крайними проявлениями несправедливости. Речь идет, в частности, о таких мерах, как отмена платы за базовое образование, рост инвестиций в социальную сферу, поддержка девочек и маргинальных групп, повышение качества образования. Констатируется, что децентрализация, со своей стороны, нередко углубляла неравенство, финансово подпитывая пропасть между богатыми и бедными регионами.
В докладе приводятся примеры успешных решений в Латинской Америке. Здесь многие страны начали осуществлять программы по финансовой поддержке бедных семей при условии, что последние обязуются отправлять детей в школу и посещать врачей. Крупнейшая из этих программ – мексиканская Oportunidades – сегодня стала также пилотной программой в Нью-Йорке.
Авторы доклада критически оценивают нынешние подходы к реформе в управлении образованием. Они против экспорта в развивающиеся страны «управленческих проектов» из развитых стран. Доклад ставит под сомнение также политику, нацеленную на поддержку частного сектора в качестве меры по исправлению неудачных государственных решений. «Частный сектор, возможно, и способен выполнять определенную роль в некоторых сферах, но качественное и доступное базовое образование является подлинной основой образования для всех, – считает автор доклада Кевин Воткинс. – Если государственная система развалилась, правительство должно ее укрепить».
Доноры не выполняют своих обязательств
Доклад ЮНЕСКО обвиняет доноров в «коллективном невыполнении» взятых на себя обязательств по оказанию помощи. Несмотря на бодрые заявления стран-доноров, принимавших участие в саммите ООН, посвященном Целям развития тысячелетия, тенденции в этой области указывают на отклонение от правильного направления:
в 2005 году доноры взяли на себя обязательства увеличить помощь к 2010 году до 50 миллионов долларов. Текущие обязательства свидетельствуют о нехватке 30 миллионов из обещанного;
обязательства помощи базовому образованию с 2004 года оставались на одном уровне, что ставит под угрозу выполнение среднесрочных финансовых обязательств;
в докладе утверждается, что инициатива «Кратчайший путь», многосторонняя программа поддержки Образования для всех, не оправдала надежд. Недостаточная помощь доноров означает, что страны с уже утвержденными планами помощи столкнутся к 2010 году с нехваткой 2,2 млн долларов.
«Если доноры ответственно относятся к своим обещаниям в области поддержки образования, они не могут больше себе позволить не выполнять их в ближайшие годы», – говорится в докладе.
Комментарии