search
main
0

Образы и символы эпохи. Опорный конспект как форма наглядности в контексте преподавания «Мировой художественной культуры»

Наглядность используется в школе с давних времен. В XVII веке Ян Амос Коменский утверждал, что наглядные пособия «надо было бы приготовить по всем областям знания, чтобы в школе они были под рукой». В XX веке появляется «Рекомендательный список наглядных пособий для школ I и II ступени» (1928-1929 гг.). С 1965 года стали разрабатываться «Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ». Сейчас мы живем в информационную эпоху, вокруг нас огромное количество информации, задача школы – дать школьнику самую необходимую, научиться разбираться в мире фактов и явлений. Для структуризации материала активно используются схемы, таблицы, кластеры. Но время идет, и школе необходимы наглядные средства другого уровня, решающие не только информативные, но и развивающие задачи. Новаторская форма графической наглядности – опорный конспект (ОК).

Работаю по программе «Мировая художественная культура (6-8 классы)» Ю.А. Солодовникова. А также использую все учебные пособия Ю.А. Солодовникова. Работа основана также на программе и УМК Л. А. Рапацкой.

Впервые понятие «опорный конспект» ввел В.Ф.Шаталов. По его мнению, ОК представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Кроме того, в них дана классификация целей по уровню значимости (цветом, шрифтом и т.п.). (В.Ф. Шаталов «Эксперимент продолжается»).

Еще одно определение дал С.В. Селеменев: «Опорный конспект — развернутая на­глядная конструкция, содержащая рас­положенные определенным образом обо­значения и ключевые слова, позволяющая быстро и адекватно воспринять и усво­ить значительный объем информации» (С.В. Селеменев «Развивающая наглядность»). Само понятие «конспект» включает в себя выразительную передачу сущест­венной части учебного материала, наглядно обозначающую информацию, легко трансформирующуюся в обо­лочку, вмещающую в себя любой объем дополнительных сведе­ний. Первый признак предполагает обязатель­ную «графичность» текста конструкции (обозначения <25%, фон <50%). Второй — представление о фактической составляющей и смысловой глубине предлагаемого содержа­ния (понятия — ключевые слова). И третий существенный признак отражает объем­ность (многомерность) современного кон­спекта. (С.В. Селеменев. «Контуры конспекта»).

Все ОК по истории можно классифицировать следующим образом:

·         ОК военных действий с применением картографии (точки – города, передвижение войск – стрелки), их отличительная особенность – использование кодовых слов и значков.

·         ОК с использованием необычного размещения слов и разного шрифта. Они объединены в одну схему при помощи геометрических фигур – треугольник, квадрат.

·         ОК с необычными словами, сокращениями, значками с простой общей формой. Нет сложного объединяющего начала.

·         ОК с объединением в единый образ всего содержания. Образ несет дополнительную нагрузку (Средневековье – крепость, греческие выборы – осколок).

В преподавании «Мировой художественной культуры» ОК может сыграть важную роль и помочь решить различные задачи: представить материал в интересной форме (в том числе при ограниченности количества учебных пособий), развить логику и образное мышление ребенка. В качестве важной особенности ОК по МХК можно отметить его образность. Обычной геометрической наглядности недостаточно, чтобы передать сложные чувства и отношения к художественному творчеству. ОК необходимо объединяющее начало. Например, в разговоре о Древней Руси конспектом может выступать вид обычной деревенской избы. Образ даст ученику дополнительную информацию при рассмотрении темы, поможет быстро запомнить материал, а учителю получит возможность интересно преподать тему, долго удерживать внимание учеников.

Работа с ОК может быть разносторонней, возможно привлечение учащихся к созданию или частичному изменению и дополнению созданных учителем ОК. Главное, что работа с наглядными конструкциями преобразует внешние действия ученика в умственные операции, он начинает искать логические взаимосвязи между изображениями. Таким образом, ОК «обучает обдумывать» увиденное.

Кроме того, всегда важна продуктивность восприятия, а чтобы ее повысить, необходимо излагать материал по частям, расчленять по смысловым признакам, четко выделять главное, существенное. «Восприятие – организованный процесс, мозг человека впитывает то, что четко и ясно определено» (цитата из книги Шкарлупиной Г.Д. «Методика преподавания предметов культурологического цикла»). Опираясь на образность, ОК помогает развить воображение и раскрыть творческий потенциал.

Таким образом, ОК может стать важным помощником учителю в преподавании «Мировой художественной культуры». Формирование образного мышления – одна из главных задач современной школы, ведь творчески мыслящие люди сейчас необходимы в любой сфере жизни, данное качество повышает конкурентоспособность личности. Эта цель должна реализовываться именно на дисциплинах гуманитарной направленности, а МХК занимает в этом ряду главенствующее место.

Методические комментарии к ОК на тему «Язычество древних славян. Двоеверие».

ОК по древнерусской тематике представляет собой образ деревенской славянской избы. Бревенчатая изба – символ русской деревни многих столетий. Кроме того, это родной дом, связанный со многими магическими ритуалами и верованиями древних славян.

Изба имеет две стороны, два ската крыши. Одна сторона символизирует языческую веру, другая – православную. Поэтому на срубах деревьев с разных сторон указываются языческие боги и богини и заменившие их, взявшие что-либо от них, православные святые. А в дальней стороне на срубах указаны языческие духи, которые играли важную роль в жизни славян.

Четыре окна посвящены четырем временам года, основным праздникам каждого времени, которые были синтезирующим началом верований и обрядов.

В фундаменте избушки раскрыты столпы славянской религии. Логически оправдано начинать заполнение ОК именно с них, затем рассмотривать праздники и ритуалы. А заключительная часть – анализ феномена двоеверия.

На рисунке: Незаполненный вариант ОК.

Методические комментарии к ОК на тему «Господин Великий Новгород». 7-й класс

ОК разработан в виде звонницы, так как этот тип церковного сооружения был особенно распространен в Новгородской земле. Возможно, благодаря такому ОК учащиеся запомнят данную особенность архитектуры.  Кроме того, искусство Новгорода периода феодальной раздробленности, как и других княжеств, было в первую очередь посвящено и подчинено церкви. Поэтому образом здесь выступает церковная постройка. Еще один символ ОК – колокол. Ведь именно Новгород был демократичным городом, где вече играло важнейшую роль в управлении, а колокол – символ набата, сбора народа на общее собрание.

ОК включает в себя как общие особенности культуры Новгорода, так и рассмотренные основные произведения в иконописи и храмовом строительстве. Поэтому арки и колокола могут начинать заполняться как слева, так и справа, но обязательно от внешних к внутренним, так как учитывается развитие во времени. Центральная арка и колокол говорят об устройстве Новгородской республики, которое наложило отпечаток на все виды  искусства.

В целом заполнение ОК идет в вертикальном направлении снизу вверх. Цитата игумена Даниила «Не хитро, но просто» – главная особенность новгородского искусства, поэтому она и венчает купол всего сооружения.

На рисунке: заполненный вариант ОК «Господин Великий Новгород».

«Архитектура Владимиро-Суздальской Руси». 7-й класс.

Храм – наиболее адекватное образное выражение архитектуры Владимиро-Суздальской Руси XII – XIII вв. Подразумевается и доминанта церковного искусства (в данном случае в строительстве), и символ мировоззрения человека той эпохи. Кроме того, сам рисунок храма представлен стройным и вытянутым вверх, что было одной из черт архитектуры княжества.

Заполнение ОК идет снизу вверх, по вертикали. Сначала говорим об истоках Владимиро-Суздальской архитектуры (Византия, Киев), они рассматриваются как фундамент всего здания. В основной части ОК показаны главные особенности архитектуры. Скульптурный рельеф выделен в отдельную часть, так как может быть рассмотрен самостоятельно и более полно. В куполе указана главная цель, которая стояла перед зодчими (и пред другими мастерами),  Эту цель можно назвать высокой, и в ОК она находится на вершине. Затем можно сделать выход на будущее – Московское зодчество.

Параллельно может заполняться «пристройка» основного храма, по мере рассмотрения в нее вносятся названия построек и соотношение их со временем правления того или иного князя.

На рисунке: Незаполненный вариант ОК на тему: «Архитектура Владимиро-Суздальской Руси»

Методические рекомендации к ОК на тему

«Строительство Московского Кремля при Иване III». 7-й класс

ОК представлен в виде стены Кремля и располагающихся за ней зданий – церковного и гражданского, так как при Иване III строились как те, так и другие. Но самым главным сооружением этого времени является Успенский собор – его символизирует крест. Сам крест несет в себе много информации. В центре располагается имя итальянского зодчего, строившего собор. Под ним указано, чьей волей он был приглашен, а по бокам – источники его вдохновения.

Конспект не велик по объему информации, поэтому использовать его следует только на определенных моментах урока – либо во время изучения нового материала при рассмотрении Успенского собора, либо во время закрепления, подведения итога темы о строительстве.

На рисунке: заполненный вариант ОК «Строительство Московского Кремля при Иване III».

Методические комментарии к ОК на тему «Русская европейскость»: образы художественной культуры Петровской эпохи». 8-й класс.

ОК представлен в образе птицы, так как птица может выступать символом открытий, поиска чего-либо нового, стремления ввысь. Именно такой и была культура времени правления Петра I. Открылось «окно в Европу», в ОК это окно символизирует глаз птицы, где следует сделать надпись «Запад».

Головка, клювик и хохолок отображают общие исторические доминанты культуры: важная роль личности царя и напоминание о том, что было перенято с Запада. Эта часть ОК показывает, что царствование Петра I было «временем культурного ученичества». Поэтому заполнение данной части в начале работы более оправдано.

Затем следует заполнить среднюю часть ОК (крыло), так как в ней сосредоточен главный материал темы: архитектурные и живописные достижения эпохи. Причем, в среднем крыле указывается то, что объединяет все виды искусства: его можно заполнить как в самом начале рассмотрения, так и в конце, как итог.

В дальнейшем можно перейти к заполнению хвоста птицы, где раскрываются те явления в культуре, которые появляются впервые в данный период.

Заключительная часть ОК, его смысловая доминанта – запись в ветке, на которой стоит птица. На этом держится вся культура петровского времени – спрессованность развития. Это та особенность, к которой должны прийти школьники в ходе знакомства с материалом темы.

На рисунке: незаполненный вариант ОК «Русская европейскость»: образы художественной культуры Петровской эпохи».

Мария Блинова, учитель Мировой художественной культуры Кировского Экономико-правового лицея, участница XII конкурса методических разработок «Сто друзей»

Фотография Успенского собора – с сайта sedmitza.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте