search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Школа без оценок: московские выпускники остались без отметок и проверочных работ Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона С января 2023 года школы обязаны будут использовать систему «Моя школа» День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни В Ульяновске одну из улиц назовут в честь народного учителя Латышева Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно В подмосковных школах стартуют региональные диагностические работы Минпросвещения обнародовало, где и когда будут проходить финалы Всероссийской олимпиады школьников Шестиклассница из Северной Осетии победила во всероссийском конкурсе В школьных уроках появятся видеоматериалы Единые программы по истории подготовят для российских школьников Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции Подготовлен проект приказа об изменении порядка реализации сетевых образовательных программ Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат С января в Подмосковье начинается прием заявок на участие в программе «Земский учитель» «Дети стоят на улице в минус 18»: в Кургане разгорелся скандал из-за прохода в школу
0

Образы и символы эпохи. Опорный конспект как форма наглядности в контексте преподавания «Мировой художественной культуры»

Наглядность используется в школе с давних времен. В XVII веке Ян Амос Коменский утверждал, что наглядные пособия «надо было бы приготовить по всем областям знания, чтобы в школе они были под рукой». В XX веке появляется «Рекомендательный список наглядных пособий для школ I и II ступени» (1928-1929 гг.). С 1965 года стали разрабатываться «Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ». Сейчас мы живем в информационную эпоху, вокруг нас огромное количество информации, задача школы – дать школьнику самую необходимую, научиться разбираться в мире фактов и явлений. Для структуризации материала активно используются схемы, таблицы, кластеры. Но время идет, и школе необходимы наглядные средства другого уровня, решающие не только информативные, но и развивающие задачи. Новаторская форма графической наглядности – опорный конспект (ОК).

Работаю по программе «Мировая художественная культура (6-8 классы)» Ю.А. Солодовникова. А также использую все учебные пособия Ю.А. Солодовникова. Работа основана также на программе и УМК Л. А. Рапацкой.

Впервые понятие «опорный конспект» ввел В.Ф.Шаталов. По его мнению, ОК представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Кроме того, в них дана классификация целей по уровню значимости (цветом, шрифтом и т.п.). (В.Ф. Шаталов «Эксперимент продолжается»).

Еще одно определение дал С.В. Селеменев: «Опорный конспект — развернутая на­глядная конструкция, содержащая рас­положенные определенным образом обо­значения и ключевые слова, позволяющая быстро и адекватно воспринять и усво­ить значительный объем информации» (С.В. Селеменев «Развивающая наглядность»). Само понятие «конспект» включает в себя выразительную передачу сущест­венной части учебного материала, наглядно обозначающую информацию, легко трансформирующуюся в обо­лочку, вмещающую в себя любой объем дополнительных сведе­ний. Первый признак предполагает обязатель­ную «графичность» текста конструкции (обозначения <25%, фон <50%). Второй — представление о фактической составляющей и смысловой глубине предлагаемого содержа­ния (понятия — ключевые слова). И третий существенный признак отражает объем­ность (многомерность) современного кон­спекта. (С.В. Селеменев. «Контуры конспекта»).

Все ОК по истории можно классифицировать следующим образом:

·         ОК военных действий с применением картографии (точки – города, передвижение войск – стрелки), их отличительная особенность – использование кодовых слов и значков.

·         ОК с использованием необычного размещения слов и разного шрифта. Они объединены в одну схему при помощи геометрических фигур – треугольник, квадрат.

·         ОК с необычными словами, сокращениями, значками с простой общей формой. Нет сложного объединяющего начала.

·         ОК с объединением в единый образ всего содержания. Образ несет дополнительную нагрузку (Средневековье – крепость, греческие выборы – осколок).

В преподавании «Мировой художественной культуры» ОК может сыграть важную роль и помочь решить различные задачи: представить материал в интересной форме (в том числе при ограниченности количества учебных пособий), развить логику и образное мышление ребенка. В качестве важной особенности ОК по МХК можно отметить его образность. Обычной геометрической наглядности недостаточно, чтобы передать сложные чувства и отношения к художественному творчеству. ОК необходимо объединяющее начало. Например, в разговоре о Древней Руси конспектом может выступать вид обычной деревенской избы. Образ даст ученику дополнительную информацию при рассмотрении темы, поможет быстро запомнить материал, а учителю получит возможность интересно преподать тему, долго удерживать внимание учеников.

Работа с ОК может быть разносторонней, возможно привлечение учащихся к созданию или частичному изменению и дополнению созданных учителем ОК. Главное, что работа с наглядными конструкциями преобразует внешние действия ученика в умственные операции, он начинает искать логические взаимосвязи между изображениями. Таким образом, ОК «обучает обдумывать» увиденное.

Кроме того, всегда важна продуктивность восприятия, а чтобы ее повысить, необходимо излагать материал по частям, расчленять по смысловым признакам, четко выделять главное, существенное. «Восприятие – организованный процесс, мозг человека впитывает то, что четко и ясно определено» (цитата из книги Шкарлупиной Г.Д. «Методика преподавания предметов культурологического цикла»). Опираясь на образность, ОК помогает развить воображение и раскрыть творческий потенциал.

Таким образом, ОК может стать важным помощником учителю в преподавании «Мировой художественной культуры». Формирование образного мышления – одна из главных задач современной школы, ведь творчески мыслящие люди сейчас необходимы в любой сфере жизни, данное качество повышает конкурентоспособность личности. Эта цель должна реализовываться именно на дисциплинах гуманитарной направленности, а МХК занимает в этом ряду главенствующее место.

Методические комментарии к ОК на тему «Язычество древних славян. Двоеверие».

ОК по древнерусской тематике представляет собой образ деревенской славянской избы. Бревенчатая изба – символ русской деревни многих столетий. Кроме того, это родной дом, связанный со многими магическими ритуалами и верованиями древних славян.

Изба имеет две стороны, два ската крыши. Одна сторона символизирует языческую веру, другая – православную. Поэтому на срубах деревьев с разных сторон указываются языческие боги и богини и заменившие их, взявшие что-либо от них, православные святые. А в дальней стороне на срубах указаны языческие духи, которые играли важную роль в жизни славян.

Четыре окна посвящены четырем временам года, основным праздникам каждого времени, которые были синтезирующим началом верований и обрядов.

В фундаменте избушки раскрыты столпы славянской религии. Логически оправдано начинать заполнение ОК именно с них, затем рассмотривать праздники и ритуалы. А заключительная часть – анализ феномена двоеверия.

На рисунке: Незаполненный вариант ОК.

Методические комментарии к ОК на тему «Господин Великий Новгород». 7-й класс

ОК разработан в виде звонницы, так как этот тип церковного сооружения был особенно распространен в Новгородской земле. Возможно, благодаря такому ОК учащиеся запомнят данную особенность архитектуры.  Кроме того, искусство Новгорода периода феодальной раздробленности, как и других княжеств, было в первую очередь посвящено и подчинено церкви. Поэтому образом здесь выступает церковная постройка. Еще один символ ОК – колокол. Ведь именно Новгород был демократичным городом, где вече играло важнейшую роль в управлении, а колокол – символ набата, сбора народа на общее собрание.

ОК включает в себя как общие особенности культуры Новгорода, так и рассмотренные основные произведения в иконописи и храмовом строительстве. Поэтому арки и колокола могут начинать заполняться как слева, так и справа, но обязательно от внешних к внутренним, так как учитывается развитие во времени. Центральная арка и колокол говорят об устройстве Новгородской республики, которое наложило отпечаток на все виды  искусства.

В целом заполнение ОК идет в вертикальном направлении снизу вверх. Цитата игумена Даниила «Не хитро, но просто» – главная особенность новгородского искусства, поэтому она и венчает купол всего сооружения.

На рисунке: заполненный вариант ОК «Господин Великий Новгород».

«Архитектура Владимиро-Суздальской Руси». 7-й класс.

Храм – наиболее адекватное образное выражение архитектуры Владимиро-Суздальской Руси XII – XIII вв. Подразумевается и доминанта церковного искусства (в данном случае в строительстве), и символ мировоззрения человека той эпохи. Кроме того, сам рисунок храма представлен стройным и вытянутым вверх, что было одной из черт архитектуры княжества.

Заполнение ОК идет снизу вверх, по вертикали. Сначала говорим об истоках Владимиро-Суздальской архитектуры (Византия, Киев), они рассматриваются как фундамент всего здания. В основной части ОК показаны главные особенности архитектуры. Скульптурный рельеф выделен в отдельную часть, так как может быть рассмотрен самостоятельно и более полно. В куполе указана главная цель, которая стояла перед зодчими (и пред другими мастерами),  Эту цель можно назвать высокой, и в ОК она находится на вершине. Затем можно сделать выход на будущее – Московское зодчество.

Параллельно может заполняться «пристройка» основного храма, по мере рассмотрения в нее вносятся названия построек и соотношение их со временем правления того или иного князя.

На рисунке: Незаполненный вариант ОК на тему: «Архитектура Владимиро-Суздальской Руси»

Методические рекомендации к ОК на тему

«Строительство Московского Кремля при Иване III». 7-й класс

ОК представлен в виде стены Кремля и располагающихся за ней зданий – церковного и гражданского, так как при Иване III строились как те, так и другие. Но самым главным сооружением этого времени является Успенский собор – его символизирует крест. Сам крест несет в себе много информации. В центре располагается имя итальянского зодчего, строившего собор. Под ним указано, чьей волей он был приглашен, а по бокам – источники его вдохновения.

Конспект не велик по объему информации, поэтому использовать его следует только на определенных моментах урока – либо во время изучения нового материала при рассмотрении Успенского собора, либо во время закрепления, подведения итога темы о строительстве.

На рисунке: заполненный вариант ОК «Строительство Московского Кремля при Иване III».

Методические комментарии к ОК на тему «Русская европейскость»: образы художественной культуры Петровской эпохи». 8-й класс.

ОК представлен в образе птицы, так как птица может выступать символом открытий, поиска чего-либо нового, стремления ввысь. Именно такой и была культура времени правления Петра I. Открылось «окно в Европу», в ОК это окно символизирует глаз птицы, где следует сделать надпись «Запад».

Головка, клювик и хохолок отображают общие исторические доминанты культуры: важная роль личности царя и напоминание о том, что было перенято с Запада. Эта часть ОК показывает, что царствование Петра I было «временем культурного ученичества». Поэтому заполнение данной части в начале работы более оправдано.

Затем следует заполнить среднюю часть ОК (крыло), так как в ней сосредоточен главный материал темы: архитектурные и живописные достижения эпохи. Причем, в среднем крыле указывается то, что объединяет все виды искусства: его можно заполнить как в самом начале рассмотрения, так и в конце, как итог.

В дальнейшем можно перейти к заполнению хвоста птицы, где раскрываются те явления в культуре, которые появляются впервые в данный период.

Заключительная часть ОК, его смысловая доминанта – запись в ветке, на которой стоит птица. На этом держится вся культура петровского времени – спрессованность развития. Это та особенность, к которой должны прийти школьники в ходе знакомства с материалом темы.

На рисунке: незаполненный вариант ОК «Русская европейскость»: образы художественной культуры Петровской эпохи».

Мария Блинова, учитель Мировой художественной культуры Кировского Экономико-правового лицея, участница XII конкурса методических разработок «Сто друзей»

Фотография Успенского собора – с сайта sedmitza.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте