search
main
0

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Образование в области физической культуры в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· развитие основных физических качеств и повышение уровня физической подготовленности; овладение упражнениями современных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий (по формированию телосложения, правильной осанки, рациональному дыханию, профилактике остроты зрения), умениями использовать их в условиях учебной деятельности и самостоятельных занятиях физической культурой;
· формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта комплексами общеразвивающих упражнений из современных систем физического воспитания (ритмическая и пластическая гимнастика), упражнениями базовых видов спорта (гимнастика, акробатика, легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, спортивные игры), овладение умениями использовать эти упражнения в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности, организации активного отдыха;
· укрепление здоровья, познание индивидуальных возрастных особенностей физического развития и физической подготовленности, овладение способами индивидуального контроля, умениями измерять физическую нагрузку во время выполнения физических упражнений (по частоте сердечных сокращений, внешним признакам и внутренним ощущениям);
· освоение основ знаний о физической культуре, ее истории и формах организации, связи с культурой здоровья, воспитанием волевых, нравственных и этических качеств личности;
· приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной сфере:
– оздоровительно-реабилитационная компетентность – позитивное отношение к укреплению здоровья и организации здорового образа жизни, умение использовать здоровьесберегающие технологии при организации учебной деятельности, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
– двигательная компетентность – всесторонняя физическая подготовленность и многообразие двигательного опыта, умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности и организации активного отдыха.
– компетентность в сфере самоконтроля и физического саморазвития – представления об индивидуальных возрастных особенностях и физических возможностях, умение подбирать средства и методы для индивидуальных форм занятий физическими упражнениями, планировать их содержание и осуществлять контроль за функциональным состоянием организма, проводить наблюдения за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью.
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования1.

Здоровье и личная гигиена
Комплексы упражнений для коррекции осанки и телосложения, учитывающие индивидуальные особенности физического развития обучающихся. Профилактика утомления: комплексы общеразвивающих, специальных и дыхательных упражнений; гимнастика для глаз. Упражнения на расслабление.
Контроль за динамикой физического развития, физической подготовленности и физической работоспособности, величины физической нагрузки во время занятий физическими упражнениями.
Предупреждение травматизма, приемы страховки и самостраховки.
Простейшие приемы гигиенического массажа (самомассажа).

Опыт двигательной деятельности
(с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний)
Физическая подготовка. Физические упражнения и комплексы упражнений на развитие основных физических качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Упражнения базовых видов спорта
Гимнастические упражнения: комплексы акробатических упражнений, включающие кувырки, перекаты, стойки, упоры, общеразвивающие упражнения, выполняемые под музыкальное сопровождение; гимнастические упражнения на спортивных снарядах: махи, размахивания и перемахи; висы, повороты, перевороты и подъемы; седы и упоры; наскоки и соскоки; комплексы упражнений ритмической гимнастики, выполняемые с различной амплитудой и траекторией движений; опорные прыжки разными способами и при разной высоте опоры; лазание по канату разными способами, с разной скоростью и на разную высоту.
Легкоатлетические упражнения: разновидности ходьбы и бега; старты из разных исходных положений и стартовый разбег; бег и финиширование на коротких, средних и длинных дистанциях; кроссовый и эстафетный бег; прыжки в длину и высоту с разбега разными способами; метание малого мяча с места, разбега на дальность и в цель.
Упражнения в спортивных играх: баскетбол – разновидности перемещений ходьбой, бегом, прыжками с ускорением и остановками; ведение, передача, ловля и броски мяча в корзину; футбол – передвижения ходьбой и бегом с изменением направления и скорости движения; ведение мяча и обводка; остановка, обработка и передача мяча; удары по воротам; волейбол – разновидности перемещений ходьбой, бегом, скачком, прыжками; приемы и передачи мяча, подачи, нападающий удар и блокирование.
Физические упражнения вариативной части образовательных программ (с учетом климатогеографических и культурно-этнических особенностей региона).
Упражнения на лыжах: прохождение тренировочных дистанций с разной скоростью и использованием разных способов передвижения на лыжах; спуски и торможение, подъемы по пологому склону разнообразными способами, преодоление препятствий (при передвижении и спуске).
Упражнения в плавании: старты и повороты; проплывание различных дистанций спортивными способами: брасс, кроль на груди и на спине; ныряние.
Упражнения туристической подготовки: преодоление искусственных и естественных препятствий с использованием бега, ходьбы, прыжков, лазания и перелазания, передвижения на руках в висе и упоре.
Культурно-этнические упражнения: сюжетно-образные народные игры, обрядовые и танцевальные упражнения, упражнения национальных видов спорта и др.
Знания о физической культуре
История Олимпийского движения, яркие успехи отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Значение занятий физической культурой для жизнедеятельности современного человека. Формы занятий физической культурой в режиме учебного дня и в условиях активного отдыха.
Представление о культуре здоровья и соблюдение правил здорового образа жизни. Условия сохранения здоровья. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Понятия: двигательные действия, физические качества, физическая нагрузка. Обучение движениям и развитию физических качеств (общие представления). Формы организации занятий физической подготовкой, структура занятий, правила подбора упражнений и дозировки физической нагрузки.
Правила организации и проведения пеших туристических походов, соблюдение санитарных и экологических требований.
Правила поведения и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, гигиенические требования к спортивному инвентарю, оборудованию, одежде и месту проведения занятий.
Правила спортивных соревнований, нормы этического общения и коллективного взаимодействия в игровой и соревновательной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате освоения физической культуры ученик должен овладеть следующими видами оздоровительно-физкультурной компетентности:

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Знать и понимать:
· связь целенаправленного развития физических качеств с повышением функциональных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма (дыхания, кровообращения и энергообмена), с физической подготовленностью человека;
· основные формы занятий физическими упражнениями, их функциональное назначение, гигиенические требования и правила техники безопасности.
Уметь (владеть способами деятельности):
· выполнять комплексы упражнений из современных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих систем физического воспитания: по предупреждению нарушения осанки и ее коррекции; формированию телосложения; развитию дыхания; повышению остроты зрения;
· определить величину физической нагрузки и время восстановления организма после ее выполнения.
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· проводить самостоятельные занятия по предупреждению нарушения осанки и других отклонений в состоянии здоровья (подбор упражнений и их последовательность, дозировка нагрузки и т.д.).

Двигательная компетенТНОСТЬ (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний):
Уметь (владеть способами деятельности):
· выполнять общеразвивающие упражнения и комплексы упражнений на развитие основных физических качеств силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости;
· выполнить акробатическую комбинацию, включающую кувырки, перекаты, стойки, равновесия, прыжки;
· выполнить на индивидуальный результат: прыжок в длину с разбега способом согнувшись; в высоту с разбега способом “ножницы”;
· выполнить тестовые задания на выявление индивидуального уровня физической подготовленности, демонстрировать приросты показателей в развитии основных физических качеств (см. таблицу).
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· совершенствовать технико-тактические приемы спортивных игр в игровой деятельности (баскетбол, футбол, волейбол).

КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ САМОКОНТРОЛЯ И ФИЗИЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ
Знать и понимать:
· индивидуальные режимы нагрузок и состав физических упражнений для развития основных физических качеств;
· особенности ведения индивидуальных наблюдений за динамикой показателей физического развития и физической подготовленности.
Уметь (владеть способами деятельности):
· подбирать индивидуальные средства и методы для физического саморазвития, контролировать состояние организма в ходе занятий физическими упражнениями.
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· проводить индивидуально-ориентированные занятия физической культурой: по закреплению и совершенствованию техники движений; выравниванию отстающих в своем развитии физических качеств; коррекции осанки; формированию индивидуального типа телосложения и др.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте