search
main
0

Образовательный комплекс должен давать качественное образование

Преобразования последних десяти лет в сфере образования привели к изменению как самой структуры образовательных организаций, о чем, в частности, говорит появление образовательных комплексов, так и к изменению парадигмы образования.

Внедрение инновационных методов и технологий обучения, личностно ориентированное обучение, акцент на деятельностную активность учащегося вызвали необходимость формирования новых подходов к системе оценки качества образования, в том числе и путем нормативно-правового регулирования. Понятие «качество образования» впервые введено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Давайте разберемся, что же мы подразумеваем под понятием «качество образования»? Согласно новому закону «качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». Фактически это означает подготовку конкурентоспособной для дальнейшей деятельности (учебной, трудовой) личности. Важным и новым становится учет интересов самого обучающегося или его законных представителей. Это значит, что образовательная деятельность образовательных организаций должна исходить не только из требований стандартов, но и из образовательных потребностей своего контингента, особенно в сфере оказания дополнительных образовательных услуг.Это определение качества отсылает нас к федеральным государственным образовательным стандартам, степень соответствия которым определяет уровень успешности освоения образовательных программ. Новые ФГОС закладывают принципиально иные подходы к оценке достижений учащегося. Оцениванию подлежат не только его академические знания, но также способность применять полученные знания, умения и личностные качества для успешной деятельности, иначе говоря, компетенции. Выделяют следующие объекты оценки качества образования:Схема наглядно демонстрирует, что в системе оценки качества образования значительная роль отведена условиям осуществления образовательной деятельности и кадровому потенциалу. Поэтому требования к результатам освоения учащимися основных образовательных программ должны быть адекватны той образовательной среде, в которой осуществляется реализация этих программ. На всех ступенях образования федеральный государственный образовательный стандарт основа для объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям стандарта к условиям реализации и структуре программы.В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования требования к результатам освоения программы даны в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования закон относит такие социальные и психологические характеристики личности ребенка:     инициативность и самостоятельность;     уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства;    взаимодействие со сверстниками и взрослыми;     развитое воображение, способность к фантазии, творчеству, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;     развитые творческие способности;    способность к волевым усилиям;     умение следовать социальным нормам поведения;     любознательность, наблюдательность, стремление экспериментировать, способность к принятию собственных решений.Отличительная особенность целевых ориентиров то, что они не подлежат непосредственной оценке и не считаются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей, поэтому их формирование не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций. Не будучи основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников, целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении таких управленческих задач, как оценка качества образования, оценка итогового и промежуточного уровня развития воспитанников, оценка выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания. Какова же тогда их цель? На мой взгляд, целевые ориентиры должны служить канвой для составления программ дошкольного образования, их закладывают в качестве ожидаемого результата во все виды обучающих заданий. Образовательные программы дошкольного образования должны быть ориентированы на достижение конечной цели – формирования социально адаптированной и психологически устойчивой личности. Таким образом, будет обеспечена преемственность дошкольной и начальной ступеней образования, а у детей будут формировать готовность к обучению в школе. Иной подход закреплен в федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования, согласно которым система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы должна:- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;- ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального и основного общего образования и формирование универсальных учебных действий;- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основных образовательных программ, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального и основного общего образования;- предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основные образовательные программы начального и основного общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;- предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.Анализ стандартов позволяет сделать вывод о преемственности начального и основного общего образования. Стандарты разработаны таким образом, что каждая ступень образования следует одним и тем же целям, решает одни и те же задачи, но каждый раз на более высоком уровне. Система оценки качества образования в образовательной организации на всех этапах освоения основной образовательной программы осуществляется посредством диагностики достижения предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования и имеет две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся и результаты итоговых работ. Важно, чтобы при составлении контрольно-измерительных материалов учитывали начальный уровень учащихся, иначе результаты не смогут считаться объективными. Особую актуальность это приобретает в условиях образовательных комплексов, где при слиянии нескольких школ уровень освоения учащимися образовательных программ может отличаться. Техническая оснащенность (интерактивное оборудование, компьютеры, медиатеки) и квалификация педагогических кадров во всех учебных организациях разная, следовательно, и уровень овладения этими техническими средствами, равно как и теоретические знания по различным предметам, будут отличаться. Таким образом, мы видим, что вся система оценки качества образования построена на диагностике соответствия достижений учащегося планируемым результатам образовательных программ. Анализируя положения федеральных государственных образовательных стандартов, мы можем говорить о том, что показателем оценки результатов и качества образовательной программы может выступать информация, отражающая преемственность, результативность, эффективность, адаптированность, доступность, инновационность образовательной программы, а также иная информация, дающая представление о результатах и качестве образования. Для оценки качества образования огромное значение имеет качество самой предоставляемой образовательной услуги. Здесь должны учитываться такие показатели, как:     санитарно-гигиеническое благополучие образовательной среды;    кадровый потенциал;    информационно-техническое, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;     правовое обеспечение реализации ООП (наличие развитой локальной нормативно-правовой базы образовательной организации);    управление образовательным процессом.Ирина ФИРСОВА, научный сотрудник Московского института развития образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте