search
main
0

Образовательный интенсив как новый универсальный управленческий инструмент развития современной московской школы

С 6 по 8 апреля директора школ пяти административных округов столицы были включены в совместную работу на образовательном интенсиве, организованном Департаментом образования и науки города Москвы совместно с Корпоративным университетом московского образования.

 

Состоялся профессиональный разговор, в центре которого оказались подходы к составлению и тонкой настройке образовательной программы школы с учетом запросов современного общества.
Актуальные деловые формы проведения интенсива во многом определили профессиональную значимость мероприятия: лекции, участие в групповой работе «Проектный акселератор», проведение кросс-экспертиз, методическое сопровождение и консультации, индивидуальное проектирование персональной программы.

Важно отметить, что ранее подобные интенсивны уже были организованы для заместителей директоров школ по направлениям деятельности, связанным с организацией учебно-воспитательного процесса. По итогам проведенных интенсивов будет составлен обобщенный портрет-профиль управленческой команды каждой образовательной организации, будут разработаны индивидуальные траектории проектирования образовательной программы конкретно для каждой школы.

Директора – участники интенсива приобрели новые профессиональные компетенции в сфере расстановки приоритетов, совместно обсудили актуальные проблемы и вызовы, требующие внимания в сфере общего образования, освоили технологии проектирования каждого из элементов управления образовательной деятельностью, будь то содержание, форма или социальный запрос. Такая адресная тонкая настройка элементов в ближайшем будущем и поможет обеспечить более эффективное функционирование и развитие образовательной программы каждой московской школы.

Ирина КУРЧАТКИНА, директор школы №1474, председатель межрайонного совета директоров №34

Комментарий

Александр СУРКОВ, директор, Светлана СЕДОВА, заместитель директора школы №1576:

– «Образовательные программы определяют содержание образования» – именно такую формулировку мы видим в Федеральном законе №273 «Об образовании в Российской Федерации». Другими словами, программа – это основа нашей деятельности, лицо любой организации.

К структуре и содержанию образовательной программы, как и к любому документу подобного рода, существует ряд формальных требований. Но особенно важно, когда управленческая команда школы, да и весь педагогический коллектив должное внимание уделяют вопросам соответствия закрепленных в тексте программы позиций с реалиями школьной жизни. Тогда в документе действительно начинают отражаться специфика школы, ее уникальность и направленность на результат. Снимается противоречие между формой и содержанием. А это необходимое условие достижения той открытости, о которой мы много говорим: все, что мы делаем и как мы это делаем, должно быть проанализировано, «положено на бумагу» и опубликовано. Иначе эти ключевые содержательные позиции родителям, ученикам, да и нам самим так и будут иногда казаться «вещью в себе».

В конце 2019‑2020 учебного года в школе №1576 были организованы рабочие дискуссии, на которых коллектив анализировал действовавшие на тот момент образовательные программы. В течение нескольких месяцев коллеги обсуждали отдельные тезисы, формулировали новые положения. Это позволило не только актуализировать текст, но и создать основания для рефлексии собственной деятельности. Серия тренингов позволила коллегам посмотреть на обсуждаемые вопросы и с позиции родителей обучающихся – насколько мы способны выполнять все те обещания, которые даем московским семьям.

Неоценимую поддержку оказывают в этом Городской методический центр, Департамент образования и науки города Москвы, помогая (организационно и, что особо ценно, содержательно) столичным школам в разработке образовательной программы в целом, а также ее различных элементов: учебных планов, рабочих программ учебных предметов и курсов. Важно, что форма, в которой организовано взаимодействие школ и городских структур, максимально отвечает потребностям и возможностям современной школы – выездные образовательные интенсивы для заместителей директора и директоров, еженедельные практико-ориентированные семинары, взаимопроверка. Наличие этих площадок для обсуждения вопросов содержания образования трудно переоценить, особенно в преддверии 1 сентября 2022 года, когда первоклассники и пятиклассники будут иметь возможность обучаться по новым федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения начального и основного общего образования.

Во ФГОС 3.0 конкретизированы требования к результатам освоения основной образовательной программы, утверждена возможность изучения предметов на углубленном уровне. В структуру программ включены программа воспитания и календарный план воспитательной работы, изменено обязательное количество часов учебных занятий и внеурочной деятельности, обновлены требования к условиям реализации программ. Все это должно найти свое место (причем в выверенном, детально обдуманном варианте) в основном документе школы.

Образовательные программы московских школ сегодня должны включать в себя и те проекты, что доказали за последние годы свою эффективность. Московские девятиклассники поступают в 10‑е предпрофессиональные классы городских проектов «Медицинский класс в московской школе», «Инженерный класс в московской школе», «Академический класс в московской школе», «IT-класс в московской школе» и др. Это не просто красивые названия, а большая совместная работа школ и вузов города по реализации сетевых предпрофессиональных программ, программ внеурочной деятельности, направленных на профессиональное самоопределение старшеклассников. Московские школьники имеют уникальную возможность пользоваться инфраструктурой города в образовательных целях: уроки в музее, уроки в технопарке, образовательные экскурсии, «Субботы московского школьника» и другие городские образовательные проекты могут быть формами как урочной, так и внеурочной деятельности, стать содержанием рабочих программ курсов по выбору обучающихся и курсов внеурочной деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, обеспечить получение высоких предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте