search
main
0

Образовательные вертикали – шаг к осознанному выбору предпрофессионального направления

Несмотря на широкую линейку профилей в базисном учебном плане 2004 года и множество возможных вариантов рекомендуемых учебных планов, в реальности в школе, где по два-три десятых и одиннадцатых класса, реализовывали два-три самых популярных профиля. Обычно это были физико-математические, химико-биологические и социально-экономические классы. В некоторых школах популярными были гуманитарные и филологические классы, иногда приходилось объяснять разницу между ними. Деление классов на группы, чтобы была возможность организовать наибольшее количество профилей, затруднялось условиями и возможностями школы.

 Девятиклассники часто выбирали будущий профиль обучения не на основе нужного направления для будущего образования и получения желаемой профессии, а из желания сохранить коллектив класса, из-за популярности, под влиянием мнения учителей и родителей, акцентируя внимание на предметах, которые легче давались, и своих более успешных результатах. В основной школе продолжалась реализация общеобразовательных программ и программ углубленного изучения одного предмета (обычно иностранного языка, математики).

В 2012 году, при введении новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования, профильных направлений осталось всего пять: естественно-научное; гуманитарное; социально-экономическое; технологическое; универсальное. Предполагалось изучение на углубленном уровне 3‑4 предметов, наличие 2‑3 курсов по выбору и курсов внеурочной деятельности (до 10 часов в неделю). Произошел переход от большого числа фиксированных узких профильных направлений базисного учебного плана 2004 года (там были, к примеру, и химико-биологический, и биофизический, и физико-химический, и биолого-географический профили) к одному естественно-научному профилю, в рамках которого можно дать возможность каждому ученику за счет уменьшения часов обязательных предметов, курсов по выбору (элективных курсов) и курсов внеурочной деятельности построить свой персональный образовательный маршрут. То есть не на словах, а в реальности получить свой учебный план, например, биолого-географического профиля. Согласитесь, в рамках одной обычной школы сложно найти целый класс, который желает обучаться по биолого-географическому профилю. Появился и закрепился универсальный профиль.

Задача школы при этом – представить широкий спектр курсов по выбору (элективных курсов), дополняющих и расширяющих выбранный профиль, и курсов внеурочной деятельности.

Москва – один из пилотных регионов, включившихся десять лет назад в реализацию нового стандарта старшей школы. Процесс перехода был непростым, он предполагал отказ от узкой ориентации углубленного изучения одного предмета в классе в пользу увеличения внимания сразу к 3‑4 предметам. Одна из задач школы – дать возможность старшекласснику сделать выбор и успешно реализовать этот выбор в 10‑11‑х классах, так появлялись метагруппы, деление на страты и индивидуальные учебные планы.

Понятно, что ученик, который пришел в десятый класс, ориентируется на поступление в вуз. Понятно, что и вузы заинтересованы в абитуриенте, который приходит с осознанным выбором направления и более качественной подготовкой, не уходит после первого курса со словами «понял, что это не мое направление, понял, что ошибся в выборе». Возникла задача организации взаимодействия «школа – вуз», появились предпрофессиональные классы, которые ориентируют не только на поступление в вуз, но и на выбор направления будущей профессии. Понятно, что после естественно-научного профильного класса можно выбрать направления, связанные с биологией или химией, а после медицинского класса очевидны поступление в медицинский профильный вуз или возможность идти работать. Действительно, предпрофессиональные классы позволяют старшеклассникам не только получить профильное образование для поступления, но и специализацию. Мы видим, что выпускники медицинских классов после школы идут работать параллельно с обучением в вузе по выбранному профилю, выпускники ИТ-классов все более становятся востребованы в IT-компаниях города. В предпрофессиональных классах связка «школа – вуз» происходит и в виде реализации курсов для старшеклассников на базе вуза, и с преподавателями вузов, по программам, разработанным вузами, кроме того, обязательными являются профильные мероприятия (научно-практические конференции по каждому направлению, например, «Старт в медицину», «Инженеры будущего», профильные инженерные каникулы, IT-хакатоны, стажировки и практики на предприятиях). И как результат обучения – предпрофессиональный конкурс «Интеллектуальный мегаполис». Его часто называют предпрофессиональным экзаменом. Московский конкурс межпредметных навыков и знаний «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал» – это независимая оценка качества подготовки обучающихся 11‑х классов, освоивших программу предпрофессионального образования. Реализуется в партнерстве с профильными федеральными вузами, участвующими в проектах предпрофессионального образования.

Конкурс позволяет проверить знания, полученные школьниками при изучении профильных предметов, и дает возможность продемонстрировать на практике умения, навыки и компетенции при выполнении кейсовых заданий. Вузы – партнеры проектов предпрофессионального образования начисляют призерам и победителям конкурса до 10 дополнительных конкурсных баллов за индивидуальные достижения. В практической части конкурса есть задания, к примеру «Конструкторское» и «Программирование», «Моделирование и прототипирование», в направлениях «ИТ-класс» и «Инженерный класс». Однако суть и смысл заданий для ИТ-класса и инженерного класса различаются, они учитывают особенности содержания программ и направление.

Вузы столицы отмечают более высокий уровень подготовки выпускников предпрофессиональных классов. Конечно, это предполагает качественные изменения в организации обучения в вузе. В некоторых вузах создаются отдельные группы из выпускников предпрофессиональных классов московских школ. Проекты и исследования старшеклассников, начатые еще в школе, продолжают развиваться в вузе. Так обеспечивается преемственность среднего и высшего образования, формируется более осознанный выбор вуза, направления обучения и будущей профессии.

Перспективное развитие предпрофессионального образования в системе столичного образования – переход от взаимодействия «школа – вуз» к развитию «школа – вуз – бизнес». Наша задача – расширение числа партнерских организаций, заинтересованных в подготовке высокопрофессиональных специалистов, готовых сформировать запрос на набор тех компетенций, которые нужны современному молодому специалисту. Я уже упоминала про возможность учащихся медицинских классов получить во время обучения в школе специализацию младшего медицинского работника. Это совместный проект с колледжами Департамента здравоохранения Москвы. Для медиа­классов организуются мероприятия с ведущими телевизионными каналами, участие в городских форумах в качестве интервьюеров, операторов. А на стыке инженерных, академических и ИТ-классов с 2022 года будут реализованы аэрокосмические классы – совместный проект Департамента образования и науки Москвы и Роскосмоса, в направлении подготовки будущих космонавтов, ученых – исследователей космоса и инженеров-проектировщиков. Мы готовим проекты еще с несколькими крупными корпорациями. Наши предпрофессиональные классы становятся билетом в профессию будущего для школьника.

Нерешенной оставалась задача формирования выбора профиля или направления обучения. То есть система преемственности между основной и старшей школой.
Если мы говорим об организации качественной подготовки в рамках уже выбранного предпрофессионального направления на уровне среднего общего образования, то как организовать выбор этого самого направления после 9‑го класса, как помочь школьнику-девятикласснику определиться? Как помочь с выбором экзаменов, которые школьники сдают после 9‑го класса? Это очень важные и сложные вопросы, которые стоят перед системой образования.

Так постепенно пришла идея расширения в подростковой школе (в 7‑9‑х классах) учебных вертикалей, которые помогут подросткам осуществить более грамотный выбор, ознакомят с возможными направлениями профильного и предпрофессионального образования в московских школах, позволят создать полезную и качественную систему профессиональной ориентации для школьников, систему знакомства не только с миром профессий, но и с конкретными предметными областями, на которых школьнику нужно делать акцент для подготовки к своей будущей специализации.

Очень странно слышать от девятиклассника, что он хочет работать в пищевой промышленности, но не понимает, что для этого хорошо бы знать биологию и химию, не понимает, в какой профильный класс ему поступать и какой вуз выбрать. Или другой пример. Восьмиклассник увлечен компьютерами и хочет стать программистом (или айтишником). Когда и как ему начать подготовку? Возможно, желание стать программистом на уровне старшей школы уже поздновато. Во всяком случае для того, чтобы понять, на самом ли деле это то направление, которым хочется заниматься. Основы программирования можно начинать изучать в основной школе. Конечно, период подростковой школы должен формировать основы академических знаний, представление о единой картине мира, а еще становиться для ребенка временем знакомства с различными профессиональными направлениями, быть наполненным множеством образовательных проб. В образовательной программе это возможно за счет грамотно составленного широкого спектра внеурочной деятельности, курсов по выбору, мероприятий, практик, экскурсий на предприятия. Именно в это время нужны модульные курсы и практикумы, проектные и лабораторные занятия, эксперименты, исследования, знакомство с миром профессий сегодняшнего и завтрашнего дня.

Мы провели большую «инвентаризацию» содержания образования московских школ. Увидели, что иногда под углубленным изучением предметов подразумевалось всего лишь увеличение учебных часов на реализацию стандарта. То есть по факту никакого углубления не происходило. Возникла необходимость дополнительно разобраться в том, что такое углубленное обучение на уровне основного образования, что предполагается под заявлениями школ о реализации предпрофильного образования или ранней профилизации. Мы часто в последнее время слышим данные формулировки, не всегда понимая, что за ними на самом деле стоит.

Что такое углубленное изучение математики, например? Это не просто 8‑9 уроков вместо пяти в неделю. Это важно понять! Углубленное изучение не всегда может выражаться в простом увеличении количества уроков по предмету в неделю.

Углубленное изучение – это другое содержание (добавляются новые темы в программу) или другая интенсивность обучения (новые требования к результатам освоения тем, по сути, выполнение более сложных заданий).

То есть возможны варианты: добавляются новые темы, становятся сложнее задания, которые ребята выполняют на уроках, дома, в контрольных и проверочных работах. Это основа. Например, в московских школах иногда встречаются деление на страты учеников одной учебной параллели и поточное обучение. Из трех седьмых классов формируются три разные группы по сложности заданий, которые ребята выполняют в процессе обучения. При этом сохраняются единое количество уроков в неделю и единое содержание (перечень тем учебного курса). Можно ли группу, которая решает самые сложные задания, назвать группой углубленного изучения при этом? Да, конечно! У ребят формируется другой уровень предметных результатов. Изменились требования к предметным результатам, а значит, задания диагностических работ более сложные, чем в других классах. Увеличено ли количество уроков при этом? Нет, в этом нет необходимости. Можно добавить курс по выбору или курс внеурочной деятельности по этой дисциплине для расширения возможной подготовки по предмету.

В «Математической вертикали», например, которая реализуется в 455 московских школах, добавился отдельный курс теории вероятности и математической статистики. При этом рекомендуемое количество часов математики в неделю для программы не превышает того, которое раньше отводили для классов с углубленным изучением математики, оно даже меньше. В некоторых московских школах есть специализированные классы с углубленным изучением математики. В них и другое содержание, и другие требования к результатам. Там увеличение количества уроков в неделю по математике обоснованно.

Четыре года назад для учеников 7‑9‑х классов впервые появилась «Математическая вертикаль». Были заданы требования к реализации: другие содержание и учебный план, требования к ученикам и учителям. Учителя проходили обязательную сертификацию на базе вузов в виде олимпиадных работ по математике. Я тоже писала олимпиаду в МГУ, чтобы получить право преподавать в классах «Математической вертикали». Это был важный шаг и для меня как учителя, и для учеников, и для родителей, повышающий доверие к проекту и процессу обучения. Ученики шестого класса писали вступительную диагностику. В прошлом году мы ввели единую диагностику математической грамотности для шестиклассников, по итогам которой ребята всех школ Москвы получили рекомендации, стоит продолжать обучение в классах «Математической вертикали» или нет.

«Математическая вертикаль» – это возможность не только углубленно изучать математику, реализовывать проектную или исследовательскую работу, но еще возможность определиться с дальнейшим направлением обучения. Колледж или школа? Какой профиль или направление предпрофессионального обучения, если продолжать обучаться в школе?

Пример: после «Математической вертикали» можно продолжить обучение в инженерном классе, а можно – в предпринимательском. В обоих случаях математика является профильным предметом. А понять и правильно сделать выбор помогают курсы по выбору и курсы внеурочной деятельности в подростковой школе. Для будущих инженеров будут полезны курсы по математическому моделированию, робототехнике, конструированию. Для будущих финансистов и экономистов – курсы по финансовой грамотности, основам экономики, бизнеса и предпринимательства.

Ученики и их родители стали задавать вопросы: «Стоит ли выбирать обучение в «Математической вертикали», чтобы потом поступить в медицинский класс? А как быть с ИТ-классом?» Программирование в 10‑11‑х классах начинать осваивать поздновато.

Так и появился запрос на расширение программ образовательных вертикалей в 7‑9‑х классах, иную профориентационную работу, иной вектор в формировании части учебного плана, который формируют участники образовательных отношений (курсы по выбору и внеурочная деятельность). Все это должно проходить во взаимосвязи, подкрепляя и дополняя выбираемое направление обучения.

В этом году мы планируем открыть шесть направлений, ориентированных на наши предпрофессиональные классы. Например, видя большое внимание к подготовке IT-специалистов, мы открываем «IT-вертикаль» как ступеньку к ИТ-классу, где программирование и информационная безопасность станут обязательными курсами уже в основной школе. «Естественно-научная вертикаль» – для будущих медицинских или академических классов, а также профильных естественно-научных.

Принцип построения очень схож с «Математической вертикалью»: структурированные учебные планы с возможностью углубленного изучения предметов, курсы по выбору и курсы внеурочной деятельности, подкрепляющие и дополняющие выбранное направление, сертификация учителей, которые смогут преподавать в классах вертикалей, единая городская стартовая рекомендательная диагностика шестиклассников по математической, читательской и цифровой грамотности.

Идея организации вертикалей для подростковой школы в более грамотном и продуманном формировании образовательной программы, в единстве обязательных предметов, а также предметов, которые изучаются углубленно, курсов по выбору и внеурочной деятельности. Конечно, для школьников будет предусмотрена возможность выбора, его изменения. Мы рассчитываем, что постепенное дополнение образовательных программ школ наряду с реализацией общеобразовательных классов и классов с углубленным изучением какого-либо предмета такими образовательными вертикалями станет расширением возможностей для каждого школьника при знакомстве с миром профессий, более осознанном выборе и самоопределении. Как в 10‑11‑х классах в Москве реализуются и предпрофессиональные, и профильные классы, так и появление образовательных вертикалей в 7‑9‑х классах не отменит и не заменит общеобразовательных классов и «углубленок», но дополнит и расширит возможности школьников.

Подводя итог, хочу еще раз прорисовать схему развития образования в столичных школах.

На уровне среднего образования (см. таблицу 1).

Класс с углубленным изучением Профильный класс  Предпрофессиональный класс
1 предмет изучается углубленно, остальные на базовом уровне 3‑4 предмета изучаются углубленно,
2‑3 курса по выбору дополняют и расширяют профиль.
Результат – ЕГЭ
3‑4 предмета изучаются углубленно.
Курсы по выбору в партнерстве с вузами – другое содержание, дополнительные испытания с дополнительными баллами к ЕГЭ.
Стажировки и практики.
Возможность получения отдельных профессиональных компетенций и профессий, сертификация

На уровне основного общего образования (подростковой школы) (см. таблицу 2).

Класс с углубленным изучением (будет введен обновленным ФГОС в 2022 году) Образовательная вертикаль
1 предмет изучается углубленно, остальные на базовом уровне.
Внеурочная деятельность (до 10 часов)
1‑2 предмета изучаются углубленно.
Курсы по выбору в партнерстве с вузами и бизнесом, поддерживающие направления образовательной вертикали.
Первые профессиональные пробы и практики.
Возможность получения отдельных профессиональных компетенций и представления о мире профессий настоящего и будущего.
Подготовка к осознанному выбору профильного обучения и экзаменов для поступления в профильные и предпрофессиональные классы

Наталия КИСЕЛЕВА, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте