search
main
0

Образовательные стратегии московских домохозяйств на этапе начала школьного обучения

Одним из важных фокусов масштабного исследовательского проекта, реализованного специалистами Института гуманитарного развития мегаполиса в октябре-ноябре 2012 года (в ходе исследования были опрошены 2000 учителей и 4000 родителей школьников Москвы), стало рассмотрение образовательных стратегий московских домохозяйств на этапе поступления и начала обучения в школе. Анализ был проведен на основе мнений родителей первоклассников и четвероклассников.

Уровень подготовки детей к поступлению в первый класс представляется важной характеристикой, определяющей базис образовательной стратегии, требования к школе и учителю начальных классов, поскольку усилия, затраченные на подготовку, в идеале должны быть вознаграждены дальнейшим продвижением ребенка. Как показало исследование, созданная в Москве инфраструктура способствует выравниванию стартовых условий обучения. Выяснилось, что лишь 3% (!) детей никак не готовились к школе. Среди форм дошкольного образования на первом месте посещение детских садов, где осуществляется программа подготовки к школе, на втором – посещение групповых занятий, в которые вовлечены две трети московских детей-дошкольников, на третьем – посещение подготовительных занятий при школе, в которую, вероятно, планирует поступать ребенок. Не редкостью (17% детей) стала столь затратная в материальном отношении форма подготовки, как индивидуальные занятия с преподавателем. В результате две трети детей хорошо или очень хорошо подготовлены к школе, что вновь говорит о выравнивании стартовых позиций, что исключительно важно для решения более глобальной проблемы – выравнивания шансов вертикальной мобильности в столичном мегаполисе. Прослеживается определенная, но отнюдь не критичная зависимость уровня дошкольной подготовки детей от материального достатка домохозяйств. Например, среди высоко обеспеченных семей большая доля детей с уровнем подготовки, превышающим средний, а среди низко обеспеченных больше тех, кто плохо подготовлен. В то же время во второй и третьей группах, различающихся по уровню подготовки (то есть средний и хороший уровень), примерно равное число семей с разным уровнем достатка. Аналогичные зависимости прослеживаются при анализе распределения детей по уровням подготовки в зависимости от социального положения домохозяйств. В целом это свидетельствует о снижении влияния фактора материального благосостояния на уровень подготовки детей, а также о том, что подготовка к школе может представлять проблему в домохозяйствах с различным уровнем жизни, эта проблема находит институциональное решение в рамках инфраструктуры московского мегаполиса. Все эти обстоятельства свидетельствуют об исключительно важном значении, которое большинство современных родителей придают школьному образованию. При этом лишь 15% респондентов-родителей считают, что при поступлении в школу никаких особенных знаний не потребуется, так как «ребенка всему научат в школе». Остальные высказывают мнение, согласно которому ребенок должен быть заранее хорошо подготовлен.В ходе исследования была изучена степень вовлеченности родителей в процесс образования детей; полученная группировка имеет такую наполненность:    максимально вовлеченные – 39,0%;    средне вовлеченные – 39,2%;    минимально вовлеченные – 21,8%.Выбор школы стал важной проблемой для каждой семьи, где есть дети, достигшие школьного возраста. С утверждением, что с первого класса нужно учиться в хорошей школе, согласны 80% респондентов. Именно поэтому около 60% родителей тщательно выбирали школу для своего ребенка. Вместе с тем примерно треть респондентов отдали детей в школу по месту жительства, не занимаясь специальным отбором, что может объясняться как слабой заинтересованностью родителей, так и тем, что школа в микрорайоне известна как сильная и нет необходимости предпринимать специальные усилия. Те, кто выбирал школу, подходили к этому достаточно серьезно – 43% опрошенных родителей первоклассников озаботились этой проблемой за год-два до наступления «часа икс». Среди источников информации, на которых базировался выбор школы, значительно опережая все другие, лидируют мнения друзей и знакомых. Тем не менее к числу значимых источников второго уровня следует отнести дни открытых дверей в школах и информацию в Интернете. Рейтинги московских школ пока не стали референтным источником для большинства москвичей, как и (в еще большей степени) материалы СМИ. Усилия родителей по отбору школы почти повсеместно увенчиваются успехом: 98% детей поступили в ту школу, которую выбрали родители, при этом большинство родителей считают, что поступить в школу было не особенно сложно – только 15% респондентов столкнулись с определенными трудностями, преодоление больших сложностей зафиксировали менее 2% респондентов. В 2011 году была использована новая – электронная –  форма записи детей в школу, для 67% респондентов этого оказалось достаточно для устройства детей в выбранную школу. Вместе с тем 20% в дополнение к электронной записи задействовали ресурс личного контакта с администрацией школы, а 6% вместо электронной записи использовали другой способ. Можно предположить, что были неформальные способы устройства в школу, но нельзя говорить об их массовом распространении. Оказалось, что 60% респондентов выбирали не только школу для своего ребенка, но и учителя младших классов. Абсолютному большинству родителей (96%) удалось устроить ребенка к выбранному учителю. Рассматривая образ учителя, который видится родителям оптимальным, заметно, что он складывается в неавторитарную учительницу, уделяющую внимание не только обучению, но и воспитанию, имеющую жизненный опыт (оптимальный возраст 30-40 лет) и использующую гибкий и индивидуальный подход к ребенку. Если посмотреть на требования к учителю в зависимости от уровня подготовки ребенка к школе, то видно, что они разнятся по нескольким позициям. В первую очередь чем слабее подготовлен первоклассник, тем настойчивее родители считают, что учитель должен проявлять больше внимания к отстающим ученикам и проводить больше времени с детьми. Ровно такая же связь между уровнем вовлеченности родителей в процесс образования детей и желаемыми характеристиками учителя. Таким образом, выделяется группа, составляющая примерно 12-15% респондентов, желающая максимально переложить ответственность за образование и воспитание детей на учителя младших классов. Гендерные предпочтения родителей первоклассников полностью удовлетворены: 93% учителей наших респондентов – женщины. Применительно к возрастным приоритетам такая степень удовлетворенности отсутствует. Если, как мы помним, предпочтительный возраст находился в интервале 30-40 лет, то в реальности учителя такого возраста получили лишь 65% респондентов, в большинстве случаев учителя оказались старше. О соотношении желаемых и реальных качеств учителей начальной школы можно говорить с большой осторожностью, поскольку опрос проводился в октябре, когда дети только начали учиться и качества учителя еще не проявились в полной мере. Именно поэтому получено большое число ответов «Трудно сказать». Тем не менее видно, что реальность несколько разошлась с ожиданиями, и если в целом выбор желаемых качеств склонялся в сторону гибкости и меньшей авторитарности, то в реальности учителя начальных классов проявляют большую, чем хотелось бы родителям, жесткость. И все же абсолютное большинство родителей не разочарованы: лишь 1,2% родителей сообщили, что учитель совсем не соответствует их ожиданиям.Родители демонстрируют высокую степень контроля за успеваемостью ребенка. 82% опрошенных заявили, что помогают первокласснику выполнять домашние задания. Если выделить группу хорошо подготовленных к школе детей, то общая картина повторяется: более 83% респондентов этой группы помогают детям в выполнении домашних заданий в первом классе. Стоит отметить то, что 17% всех первоклассников выполняют задание вместе со школьным учителем (можно предположить, что речь идет в первую очередь о группе продленного дня). Так или иначе о постоянном контроле за успеваемостью заявили 91% респондентов, о периодическом – 8%. Важно, что чем хуже подготовлен к школе ребенок, тем меньше уровень контроля родителей за его успеваемостью. Данные об интенсивности и качестве дошкольной подготовки учеников четвертых классов в целом соответствуют результатам, полученным в ходе опроса родителей первоклассников. Можно отметить лишь одно существенное различие: среди сегодняшних первоклассников по сравнению с детьми, поступившими в школу четыре года назад, на 17% больше тех, кто умеет пользоваться персональным компьютером. Уровень подготовки к школе в значительной степени определяет будущую успеваемость в начальных классах. Большинство тех, кто учится на четверки и пятерки, относится к изначально хорошо подготовленным к школе детям, и, наоборот, хуже подготовленные к школе хуже учатся. Но, разумеется, дети имеют разные способности, например, часть хорошо подготовленных детей проваливается уже на уровне начальной школы. При этом область провалов в тройки значительно больше области подъема из средней и плохой подготовки в хорошую успеваемость. Начальная школа, таким образом, в очень небольшой степени выполняет роль трамплина, развивающего и поднимающего слабо подготовленных детей, а значит, роль семьи в этом вопросе остается очень важной. Уровень удовлетворенности учителем у родителей учеников четвертых классов достаточно высок. Полностью удовлетворены около 60%, частично удовлетворены – 43%. Отклонения от «идеального образа» идут по нескольким направлениям: учителя часто находятся в более старшей, по сравнению с желаемой, возрастной группе, они в меньшей степени, чем хотелось бы, умеют организовать занятия в свободной форме, они реже, чем нужно родителям, проводят с детьми внеучебное время. Если, как мы выяснили, большинство детей хорошо подготовлены к школе и в целом неплохо успевают в ней, то их коммуникативные навыки оставляют желать лучшего. Те или иные трудности в общении испытывают более половины детей. Именно этим, очевидно, объясняется требование к учителю научить детей отстаивать свои интересы. В большинстве случаев конфликты разрешают с помощью учителя, как сообщили 67% респондентов. В четвертом классе родители погружены в учебный процесс так же интенсивно, как родители первоклассников: 83% помогают делать домашние задания вне зависимости от уровня успеваемости ребенка. При этом 92% родителей сообщают о постоянном контроле за успеваемостью. Новой формой стали электронные дневники, которые признаны актуальной формой родительского контроля в 75 случаях из 100. Дополнительное образование, в различные формы которого вовлечены большинство детей уже на этапе дошкольной подготовки, сохраняет актуальность для подавляющего большинства младших школьников: 60% детей занимаются дополнительно со школьными учителями (15% – постоянно, а 45% – время от времени), а 20% – с репетиторами, причем с репетиторами занимаются и лучшие, и худшие ученики. Первые, как правило, регулярно, здесь речь идет о поддержании высокого уровня успеваемости или получении дополнительных знаний (обычно это иностранный язык), вторые занимаются от случая к случаю для подтягивания. Обобщая результаты опроса родителей младших школьников, можно сделать основные выводы:- достаточно высокий уровень дошкольной подготовки стал некоторой социальной нормой для родителей московских детей, ориентация на которую происходит практически вне зависимости от уровня материальной обеспеченности и социального статуса домохозяйств; – посредством активного включения дошкольников в созданную в Москве дифференцированную систему дошкольной подготовки происходит явное выравнивание стартовых возможностей на этапе поступления в школу. Внедрение электронной записи в школьные учреждения практически сняло барьеры доступности желаемой родителями школы. При этом родители массово актуализируют и практически беспрепятственно решают задачу поступления в класс к выбранному учителю;- родители младших школьников сформировали запрос на неавторитарного, мягкого и гибкого педагога, с явным акцентом на воспитание, а не образование. Подобные приоритеты типичны для родителей как хорошо, так и посредственно успевающих школьников;В целом родители удовлетворены учителями своих детей. Отклонения от идеального образа таковы:      учителя часто находятся в более старшей, по сравнению с желаемой, возрастной группе;     они в меньшей степени, чем хотелось бы, умеют организовать занятия в свободной форме;    они реже, чем нужно родителям, проводят с детьми внеучебное время. Дмитрий ЛОГИНОВ, ученый секретарь Института гуманитарного развития мегаполиса

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте