Этот номер «Учительской газеты-Москва» посвящен актуальным образовательным проектам, которые реализуются в столице. В последнее десятилетие московская школа вышла на новый уровень развития. В городе создана современная образовательная среда, которая основана на традициях советского образования и уникальном опыте авторских школ.
Основной особенностью этой среды стало использование современных технологий и переосмысление образовательного пространства. Теперь обучение проходит не только во время занятий в классе, оно интегрировано в городскую среду с ее музеями, библиотеками, технопарками. В школах появились высокотехнологичные лаборатории и коворкинг-зоны, а ученики имеют возможность объединяться по интересам и участвовать в общегородских проектах, осваивая современные профессии и актуальные навыки. Особое место здесь занимают проекты предпрофессионального образования и научные конференции, способствующие ранней профилизации школьников. Таким образом, сформирована гибкая система образовательных маршрутов, и каждый ученик может выбрать свой в соответствии со склонностями и интересами.
Классно-урочная система утратила монополию, уступая место новым формам взаимодействия учеников с учителем и друг с другом, принципиально иным способам получения знаний. В современной московской школе ребята не только осваивают теорию, но и учатся применять знания в реальной жизни, ориентируясь на актуальные запросы рынка труда современного мегаполиса.
Социокультурное пространство играет важнейшую роль в новой системе. Так, например, интеграция школ со столичными музеями при поддержке специалистов Городского методического центра позволяет реализовать междисциплинарный подход в образовании. Метапредметные задания, реалистичные кейсы вкупе с наглядностью экспозиции дают возможность лучше усваивать материал: ученики на опыте понимают взаимосвязь разных областей науки, учатся самостоятельно анализировать накопленные наблюдения и делать выводы, формируют целостную картину мира.
Широкие образовательные возможности предоставляет один из самых популярных городских проектов «Московское кино в школе». Знакомство с признанными киношедеврами, встречи с их создателями, обсуждение фильмов со сверстниками и педагогами носят не только искусствоведческий характер – все это позволяет ученикам погрузиться в прошедшие исторические эпохи, понять мотивы поступков героев, установить связи между разными поколениями. В то же время на лучших образцах кинематографа школьники учатся анализировать режиссерские и сценарные приемы, актерскую работу, усваивают навыки композиционного построения кинокартин и получают представление об исторической традиции в кино, изучая отечественную культуру.
Столичные образовательные проекты подразумевают не только обучение школьников, они также направлены на взаимодействие педагогического сообщества Москвы, разработку новых методик преподавания, обмен опытом и создание массива интерактивных лекций, семинаров и мастер-классов, методических и учебных материалов. Расширяется библиотека Московской электронной школы, создаются специализированные порталы для классных руководителей и воспитателей, проводятся конкурсы профессионального мастерства и форумы для учителей и педагогов колледжей, формируются устойчивые межрегиональные и международные связи.
Системный подход к образованию, включение его в научную, профессиональную и социокультурную среду определяют направления ключевых образовательных проектов, реализуемых в городе. Подробнее о них читайте в этом выпуске «Учительской газеты-Москва».
Андрей ЗИНИН, директор ГМЦ ДОНМ
Комментарии