В Самаре прошла межрегиональная конференция «Управление региональной системой образования на основе образовательных округов: модели реализации, перспективы функционирования». К участию в разговоре Министерство образования и науки РФ пригласило представителей 15 регионов России, в том числе тех территорий, которые стали площадками для федерального эксперимента по созданию округов.
В центре внимания оказался опыт Самарской губернии, которую участники назвали «локомотивом реформ». В области уже работают 13 округов со своими структурами управления. Они заменили 27 отделов образования, существовавшие ранее в каждом муниципалитете. Для учащихся исчезли муниципальные барьеры при выборе школы, тем самым качественное образование стало для них более доступным.
По словам министра образования и науки Астраханской области Виталия Гутмана, самарский опыт интересен прежде всего своей системностью. Сами же астраханцы, находясь в эксперименте, планируют сделать акцент на общественном участии в управлении образованием. Округа предполагается создавать вокруг учебных заведений, ориентируясь на социокультурную общность населения.
В Кировской области, как отметил глава регионального департамента образования Анатолий Чурин, сохранили муниципальные структуры управления, а округа их дополнили. Здесь пришлось преодолевать определенное сопротивление новшеству: «Зачем что-то менять, если прежняя система демонстрирует хорошие результаты и обеспечивает высокие места в российских образовательных рейтингах?»
К сожалению, наименьших результатов в ходе эксперимента добились Ульяновская область и Сахалин.
Министр образования Карелии Александр Селянин сообщил, что республике только предстоит сделать свой выбор, поэтому материалы конференции и оценки участников представляют огромный интерес. По его мнению, проблема обеспечения равного доступа к качественному образованию для всех учащихся не может быть решена простым увеличением финансирования. Нужны грамотные управленческие решения.
Участники конференции выразили надежду, что эксперимент продолжится в новом учебном году, а уже полученные результаты будут тиражированы в других регионах.
Комментарии