search
main
0

Образовательные кварталы Москвы. Мы на старте учебного года

​В преддверии нового учебного года всегда бросаешь взгляд в будущее и наконец понимаешь, что мы и есть город будущего. Все наши образовательные организации межрайонного совета №33 Северного административного округа Москвы превратились в образовательные кварталы: Беговой, Хорошевский, Савеловский, Тимирязевский, Сокол и Аэропорт.

Что же мы видим в наших образовательных кварталах и что будет происходить в будущем? Проектирование образовательной среды, способствующей разностороннему развитию личности ребенка, на сегодняшний момент является одной из ключевых тенденций московского образования. – Московские школы согласно международным рейтингам входят в лидеры образования, – говорит главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, – но удержать эти позиции, как говорит мэр Москвы Сергей Собянин, можно, только постоянно стремясь вперед, не только оснащая их технически, но и наполняя новыми методиками. Все это требует, безусловно, и новых проектных решений, учитывающих специфику постоянно развивающейся образовательной среды, в которой все большую роль играют информационные технологии. Всего в этом году планируется построить 22 объекта образования более чем на 10 тысяч мест – это 12 детских садов на 2720 мест, три пристройки к школам на 1000 мест и семь школ на 6650 мест. В Москве полностью удовлетворена потребность в дошкольном образовании.Контингент нашего межрайонного совета – более 37 тысяч детей. За последние несколько лет на свет появились школы-новостройки: детский сад на 220 мест комплекса №1213, школа №1288 на 550 мест, Первый Московский кадетский корпус на 450 мест, дошкольное отделение гимназии №1409 на 250 мест, со дня на день нам предстоит открыть двери школы-новостройки и еще одного нового здания дошкольного отделения №1409. Будущее здесь и сейчас!Правительство Москвы разработало единый нормативный документ для проектирования общеобразовательных учреждений – Свод правил «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», который уже вводит понятия «блочность» и «трасформация».Документ объединил все имеющиеся нормативные требования в области проектирования таких объектов: технические регламенты, санитарные правила и правила пожарной безопасности. В своде впервые приведены требования к антитеррористической безопасности, эксплуатации и энергетической эффективности образовательных учреждений. Расширена типология зданий и помещений, что крайне важно в условиях дефицита территорий сложившейся уплотненной застройки, в том числе реконструируемой, а также для нового строительства с учетом волнообразных демографических колебаний. Все эти требования соблюдены в школах нашего межрайона.Дополнительно в своде правил представлены правила расчета отдельных помещений, таких как актовые залы, столовые, вестибюли, введены нормы удельных площадей для помещений, ранее не охваченных нормативными документами. Данный свод утвержден приказом Минстроя России от 17 августа 2016 г. (№572/пр.).Строительство новых образовательных учреждений и модернизация уже имеющихся зданий в нашем межрайоне происходят на основе базиса современного строительства и трансформации объектов образования.Для нас важно создать возможность трансформации учебного пространства в малое, среднее и большое по принципу «ученик – группа – класс – поток», сформировать крупные функционально-планировочные зоны – классы-студии, помещения для конференций, учесть наличие помещений, которые рассчитаны на проведение различных видов занятий с учетом возрастных особенностей (игровые, мастерские, лекционные, лаборатории) с обязательным использованием мобильного оборудования в классах. Ключевыми являются наличие условий для развития здоровья учащихся, которые будут соответствовать запросам детей, и новая система расположения инженерных коммуникаций, возможность автономного существования, наличие энергосберегающих систем.Сейчас дирекция по строительству и реконструкции Департамента образования Москвы активно и в масштабе города внедряет проект школы со всеми трансформируемыми стенами.- На сегодняшний день мы стали заниматься трансформированием внутреннего школьного пространства с возможностью увеличения, уменьшения, групповой работы, – комментирует начальник дирекции по строительству и реконструкции Департамента образования Москвы Яна Стретович. – То же самое мы пытаемся делать с лабораториями. У нас перестали проектировать классы биологии, географии, у нас теперь есть только универсальные учебные помещения. Мы стали использовать интерактивные стены, школьный вайфай.Необходимость комплексной модернизации учреждений для детей была озвучена мэром Сергеем Собяниным, в результате чего в Москве появилась целая линейка проектов, отвечающих вызовам времени. В их планировке воплощены современные представления о содержании и формах образования, а внешний облик соотносится с принятыми стандартами комфортной городской среды. – Важно, что эти проекты не типовые, – отмечает Сергей Кузнецов. – Они максимально далеки от тех однообразных учебных коробок, которые так хорошо знакомы обитателям любого советского микрорайона. Фактически мы разработали набор рекомендаций по удобным и современным планировочным решениям этих объектов, а фасады каждого из них архитекторы придумывают исходя из характера окружающей застройки.Студия Артемия Лебедева совместно с Московским архитектурным институтом разработали пилотную версию руководства по оформлению типовых школ, в котором сформулированы общие принципы оптимального дизайна образовательной среды. Разработку руководства заказал Департамент образования Москвы.Для создания уютной атмосферы в классе разработчики предлагают отказаться от традиционного оформления стен и отдать предпочтение настенной росписи, которая помимо эстетической составляющей будет выполнять еще и обучающую функцию. Руководство по оформлению типовых школ включает в себя 1100 страниц, на которых авторы рассказывают, как при минимальных вложениях создать комфортное и функциональное образовательное пространство для учеников и преподавателей.В рамках пленарной дискуссии Московского международного салона образования «Влияние архитектурной среды образовательной организации на содержание образования» совместно с председателем Комиссии Мосгордумы по градостроительству Сергеем Зверевым, главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым, заместителем министра образования Российской Федерации Ириной Кузнецовой и начальником дирекции по новому строительству Департамента образования Москвы Яной Стретович мы обсудили пути внедрения принципиально новой школьной архитектуры в московском регионе, которая позволит сформировать гибкую систему обучения, направленную на раскрытие индивидуальности каждого ребенка. – В Москве и во многих городах России общеобразовательные учреждения уже все меньше напоминают те здания, в которых когда-то учились мы, – заметил председатель Комиссии по градостроительству, государственной собственности и землепользованию Мосгордумы Сергей Зверев. – Сегодня это не только хорошо оборудованные современные классные комнаты и рекреационные залы внутри, но и красивые снаружи школы и детские сады, часто даже веселых расцветок. Важно то, что они оборудованы и для людей с ограниченными возможностями, ведь каждый должен иметь доступ к качественному образованию недалеко от дома.Наши наработки на «Городе образования»Москва в начале сентября станет точкой притяжения для педагогов со всего мира. С 7 по 9 сентября на ВДНХ состоится крупный форум «Город образования», где можно будет обсудить самые современные идеи и тренды образования, ознакомиться с новейшими технологиями и ресурсами этой сферы, а также увидеть нужные современным учителям оборудование и программное обеспечение.По индивидуальному проектуБезопасные, высокотехнологичные, комфортные, красивые, интересные, необычные. У каждой школы собственное лицо, неповторимый облик. Проезжая по Москве, засматриваешься на архитектурные творения учреждений образования. Сегодня наша гимназия №1409 стала открытой площадкой для диалога в рамках инновационного строительства. То, что десять лет назад казалось фантастикой, сейчас реалии.Московская школа сегодня А что внутри? В чем суть такого прогресса? Это беспрерывное повышение качества образования. Создание крупных образовательных комплексов дало возможность концентрировать силы на дошкольном образовании. Крепкий фундамент образовательно-воспитательной среды, созданный в дошкольном отделении, есть гарант высочайшего качества образования на протяжении всего обучения. Что дальше? Инженерные и медицинские классы, курчатовские лаборатории, интерактивное оборудование, кружки от чемпионов, «Университетские субботы», десятки, сотни кружков дополнительного образования в каждой школе. Система «проход – питание», комплексное видеонаблюдение, профессиональная охрана. МЭШПроект стартовал всего лишь год назад 1 сентября, но уже успел зарекомендовать себя с лучшей стороны как среди учителей, так и родителей. Это совокупность программных продуктов, таких как электронный дневник и цифровая платформа образовательных материалов. К дневнику обращаются более миллиона уникальных пользователей, а на платформе электронной школы размещено около 44 тысяч интерактивных сценариев уроков. Лучшие авторы и самые активные пользователи получают гранты от столичного правительства, кроме того, с помощью Московской электронной школы учителя проводят тестирования.   Все эти проекты – в нашем межрайонеВ рамках Градостроительной комиссии Московской городской Думы мы работаем над созданием инновационно-прогрессивного и материально-технически укомплектованного образовательного пространства, это приоритетная политика города. Город изначально должен развиваться для людей, вся инфраструктура должна работать в интересах каждой семьи, поэтому так важно предусмотреть необходимое количество детских садов, школ, секций, кружков, площадок в новых микрорайонах. Такой цивилизованный, прогрессивный подход принесет свои плоды в виде значительного личностного роста и всестороннего развития наших детей, а значит, и всей Москвы.Школьные здания – особый вид архитектуры. Уже сейчас появляются уникальные проекты школ, которые строятся с учетом пожеланий учителей и учеников и разрабатываются согласно определенной концепции. Сначала идея, затем само здание. Для обмена такими идеями и для их дальнейшей практической реализации мы создали ассоциацию «Экспертный совет по вопросам строительства и реконструкции объектов образования». Основная цель нашей ассоциации заключается в объединении юридических и физических лиц для координации их деятельности в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов образования, содействии созданию условий для активной общественной деятельности. Уважаемые коллеги, приглашаем к сотрудничеству!Ирина ИЛЬИЧЕВА,директор гимназии №1409, председатель межрайонного совета директоров №33 Северного административного округа, депутат Московской городской Думы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте