search
main
0

«Образовательные игры». которые начал еще в апреле премьер-министр, закончились отставкой Ягодина. Но почему молчит президент?

Скажите, вы лично понимаете логику поступков верховной власти? Я – нет. Впрочем, я осознаю, что наступил момент, когда любые действия должны диктоваться только экономической целесообразностью. Мы ведь уже не на краю экономической пропасти, мы в нее свалились, но еще есть шанс – последний, всего мгновение – выкарабкаться, устоять. Без единого экономического пространства и не стоит пытаться это делать. Новогаревское соглашение «9+1» действительно стало успехом и победой Горбачева. Но единое экономическое пространство, как и сохранение Союза,немыслимо без единой образовательной политики. И поэтому я совершенно не понимаю, почему «ушли» Ягодина.

18 июля председатель Гособразования получил распоряжение, подписанное премьер-министром В. Павловым, о своем уходе в отставку в связи с истечением срока полномочий. Павлов лишь в июле закончил игру, начатую еще в апреле. Проиграв тогда первый ход, он не стал торопиться.

В апреле пост министра Ягодину в своем кабинете он не предложил. Никто не посягает на его право формировать кабинет. Но он и слова не сказал Ягодину, почему называет новую фамилию. Так до сих пор и не ясно: что не устраивало премьера – образовательная политика Ягодина или он сам?

Комитет по образованию Верховного Совета кандидатуру Павлова не пропустил. Ягодина тут же поддержали газеты. Было за что. При нем начала качественно меняться система образования. Конечно, процесс шел медленно, мучительно, но главное, он шел. И Гособразование впервые за долгие годы начало не догонять жизнь, а чуть-чуть опережать ее. И хотя это опережение еще было не очень значительным, оно уже становилось тенденцией.

Поддержка прессы вызвала ярость в верхах. Мол, это он сам поднял всех газетчиков на ноги. А сидел бы тихо, может быть, со временем все бы и утряслось. Нам тоже попало, что мы организовали читательский референдум: кому быть министром. Совет был «серьезный»: не стоит будоражить народ, все ведь решилось, сам президент вмешался в назначение министра образования… Мы поверили и стали ждать.

Каких только министров не утвердили за это время! Леса и угольной промышленности, путей сообщения и рыбного хозяйства, материальных ресурсов и информации, нефтяной и газовой промышленности и экономики и прогнозирования… (Кто спорит, все эти сферы важны). Но не было в этом списке только министра образования. Хотя Всесоюзный совет ректоров настаивал на кандидатуре Ягодина. Во многих институтах и университетах прошли митинги в его поддержку. Кое-где студенты собирались даже бастовать. Комитет по образованию Верховного Совета России тоже высказал доверие Ягодину. И главное, на что, видимо, не обратил внимание премьер: Ягодина поддержали республиканские министры образования. И это был шаг к единому обновленному Союзу, к рынку, к выходу из кризиса. Провозгласив свой суверенитет, многие республики решили, что образование – их собственное дело и центр для них не указ. Ягодину удалось сформулировать задачи центра и республик, разделить компетенцию. Он сумел убедить своих коллег в республиках. Программы, направленные на единый государственный стандарт, на эквивалентность дипломов – одним словом, на качество знаний, начали работать. (Кстати, одним из первых шагов к единой Европе стала подписанная в Сорбонне три года назад Европейская Хартия образования). И вдруг Ягодина не то что не утверждают, а даже не предлагают в новый Кабинет министров. Значит, и политика его не нужна новой власти. А какая нужна? Об этом никто не сказал. А дальше наступило то, чего и следовало ожидать, – охлаждение к идее общесоюзного образовательного пространства. Почему никто из советников (или советчиков?) премьера, его команды не заметил этого? Недавно в американском конгрессе кто-то сказал: судьба великой державы сегодня решается не количеством ракетных шахт и установок, а числом классных комнат…

Прошел май, июнь, июль. Министра образования так и не утвердили. Премьер не вносил кандидатуру. И тут наступил самый удачный момент для игры.

Ягодин ушел в отпуск. Его так никто и не предупредил, что с ним будет и что не устраивает в его деятельности. Парламент отправился отдохнуть до 16 сентября. Горбачев улетел в Лондон на встречу «семерки». И самое главное: у студентов начались каникулы.

Теперь я понимаю, что именно студентов больше всего и боялся премьер. Ведь кто знает, начнись студенческие забастовки в поддержку Ягодина, чем бы они закончились…

…«Бархатная» революция в Чехословакии вспыхнула со студентов. И румынские события тоже. И волнения в Албании без студентов не обошлись. Заставили уйти в отставку – в Югославии президента телевидения и на Украине премьер-министра – тоже студенты. И, наконец, не по времени, по резонансу – площадь Тяньаньмынь в Пекине. Вот и выбрано было время, чтобы свершилась отставка Ягодина без студентов.

В первый день после отпуска Ягодин получил распоряжение. Павлов назначил исполняющим обязанности председателя Гособразования В.Шадрикова, первого зама Ягодина. Я абсолютно ничего не имею против Владимира Дмитриевича. Умный, энергичный человек. Частый гость нашей редакции. Много идей. Зная того и другого, могу с уверенностью сказать, что они единомышленники, когда дело касается образования. И поэтому думаю, что Павлов стремится не образовательную политику изменить, а избавиться от неугодного человека. Еще раз скажу: я не знаю, почему. Могу только догадываться. Некоторым людям опасно иметь рядом с собой слишком независимых, демократичных и по-европейски образованных министров. В мире не пропало еще ни одно правительство, которое всерьез занималось образованием, вкладывало в него деньги, а вот наоборот примеры были.

Можно по-разному относиться к Ельцину. Но нельзя не оценить его блестящий (что с тактической, что со стратегической стороны), первый после вступления в должность президента ход. Его первый указ. Указ об образовании. Думаю, не зря и первый обнародованный проект закона для обсуждения – тоже об образовании. Павлов оставил образование напоследок. И это не впервые в нашей истории. Знакомый остаточный принцип. Возвращающийся бумерангом.

И последнее. В прошлом году родился Всесоюзный конкурс «Учитель года» (в Штатах он существует уже сорок лет). Александра Сутормина принимал в Кремле Михаил Горбачев. Вручил ему «Хрустального пеликана». В этом году в программе «Учитель года» участвовали уже тысячи учителей в десяти республиках. Победил минчанин Валерий Гербутов. «Хрустальный пеликан» пока ждет своего хозяина. Встреча в Кремле тоже еще не состоялась. Но первый вопрос президенту у Гербутова уже есть: «Почему «ушли» Ягодина?»

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, главный редактор «Учительской газеты»

P.S. Специально для Валентина Сергеевича хотел бы уточнить: о появлении этих заметок Геннадий Алексеевич Ягодин узнает, как и все наши читатели, когда получит свежий номер. Сообщаю это на всякий случай, чтобы не повторилась апрельская история, когда Ягодина обвинили в том, что поднял газетчиков на свою защиту.

Два последних дня в редакции не умолкают телефоны. После случившегося многие наши читатели требуют отставки… Павлова. Я тоже.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте