search
main
0

Образовательное учреждение – чемодан без ручки,. или Советы прагматика для топов в сфере профобразования

Вступление. Предлагаю перейти сразу на ты. Ты директор образовательного учреждения. Не важно какого: техникума, колледжа (школы, вузы и детские сады мы оставим в покое). А твое учреждение – чемодан без ручки. В нашем государстве каждый несет его, как ему удобно или как сможет. Я тоже его нес. И, кажется, приноровился. Здесь я дам некоторые рекомендации, которые могут тебе пригодиться передвигаться с этим багажом наиболее удобным способом.

Я не встречал еще ни одного директора, который бы сказал, что он не умеет управлять образовательным учреждением. Назначили, значит, по определению справляется. Самомнения у учителей всегда было с запасом. А как сказал Н.А.Добролюбов про директора школы: «…Директор – это тот же учитель, только с большей ответственностью. Ему должны быть присущи личные качества учителя и умение, опыт руководителя. Его святая святых вести дело так, чтобы не только не убивать инициативы и самостоятельности учителя, а всячески их поддерживать. Главное в его работе – педагогическое руководство. Он душа школы…»  Думаю, это подойдет не только для школы. Полностью с ним согласен. Тогда вопрос к вам, «души образовательных учреждений»: почему ж так много проблем в родной системе образования? В чем я нерушимо уверен, так это в том, что директор образовательного учреждения – это ключевая фигура, лицо и душа не только учреждения, но и лакмусовая бумажка состояния системы образования в целом. Это ключевая позиция, как бы сказали в бизнес-среде. А значит, нам сюда, в эту нору. Там, на выходе, брезжит свет истинной первопричины всего. Здесь я хотел бы поделиться своими накопленными знаниями и наблюдениями за время директорствования. И конечно, я не собираюсь претендовать на истину в последней инстанции. Думаю, выполняя мои нехитрые рекомендации, любой вновь назначенный сможет избежать ошибок в самом начале профессионального пути под названием «управление образовательным учреждением». Возможно, и руководители со стажем найдут в ней немало полезного и интересного. Это еще один взгляд на нашу систему образования. Принимать и/или применять данные рекомендации на практике –  решать вам! Как проверить, работают ли эти советы? Берите и применяйте. Другого способа проверить не существует. Не хотите? И это тоже ваш выбор! И его я тоже уважаю! Но это ваш выбор! Только ваш! С вами он и останется. Ну а теперь с Богом!Полюби свою работуПрежде чем соглашаться на руководство образовательным учреждением, ответь себе на вопросы: нравится ли тебе управлять процессом обучения? Получаешь ли ты удовольствие от процесса обучения детей? Любишь ли ты это занятие?  Прекрасно, если это уже так. Но если нет и до сих пор этого не случилось,  сделай это как можно скорее. Постарайся успеть это сделать до назначения. Не можешь – притворись,  заставь себя! Чувство придет само. Без него не будет успеха. Не все это могут. Руководить в принципе непросто, а руководить образовательным учреждением – в  квадрате. Не жди, когда внутренняя неприязнь начнет выплескиваться  на преподавателей, родителей или, того хуже, учащихся. Но чаще всего она опускается на дно души и там отравляет тебе жизнь. В нашей современной системе образования невозможно стать богатым и обеспеченным, оставаясь при этом честным человеком. Уж так сложилось. Лучше смириться с этим на берегу. И как бы педантично и последовательно ты ни выполнял все указания вышестоящего руководства,  тебе не добиться успеха и признания без любви к своему делу. А признание преподавателей, родителей и учащихся – это единственная награда, ради которой тратят годы своей жизни настоящие директора. Если твой приоритет –  материальное благополучие, найди себе другую сферу деятельности. Возможно, бизнес. Иначе не трать время. Уходи из образования без сожаления. Ты непременно будешь успешен, но не здесь. Здесь остаются те, кто беззаветно любит свое ремесло. И за это им воздается. Но не сейчас, а потом. В будущем. Когда-нибудь. Может быть…А еще остаются те, кто не любит. И о них пару слов… Ну ради справедливости. Ведь есть такие, и немало.До недавнего времени эта должность была идеальной для завершения карьеры чиновника, списанного по каким-либо причинам. Эдакая тихая гавань. Место, где можно без особых усилий и, что немаловажно, не ущемляя самолюбие и самозначимость  встретить старость. Встретить спокойно, не напрягаясь, наладив один раз, катиться по инерции до самой остановки поезда или сердца. Конечно, это не про всех. Времена социализма ушли в прошлое, а на смену после неразберихи 90-х пришла модернизация. И об этом тоже пару слов. Изменились требования к директорам. Былыми заслугами удивить сложно! Теперь в цене исполнительность! Да-да! Ее крайняя степень – слепое выполнение поставленных задач в указанные самые сжатые сроки. Быстро выполнить и пафосно, помпезно и по возможности вычурно отчитаться! Да так, чтобы все ахнули. Так, чтобы не стыдно было передать это наверх. Тут уже не до индивидуального подхода. И это на фоне не самой конкурентоспособной мотивации. Полной ответственности за административную, учебную и финансово-хозяйственную деятельность. Вы скажете, условия невыполнимы. Вы ошибаетесь! Типичный директор периода модернизации – человек предпенсионного возраста, преданный до самозабвения учредителю и истерично требовательный к подчиненным и студентам. Но, по моему глубокому убеждению, исполнительность  не самый главный аргумент при назначении на должность директора ОУ. И он даже не в десятке самых важных. Более того. Я считаю его абсолютно вредным и неприемлемым в портрете руководителя. Это качество заставляет тебя принижать и уничижать собственные достоинства, твое право на принятие решения как руководителя и удовольствие нести за это ответственность. Да-да! Именно удовольствие!И таких, на мой взгляд, немало. К сожалению. Ну ты,  конечно, не таков! Потому уверен, что ты любишь свое дело! Ну или почти любишь!Твой стаж работы важен только при начислении пенсииТвой возраст и твой опыт – это, безусловно, бесценный запас знаний, навыков и мудрости, который всегда с тобой. И он непременно подставит тебе плечо в трудной ситуации. Но ты должен знать! Что он абсолютно ничего не значит! НИ – ЧЕ – ГО! Просто забудь про него! И всё!Более того, твои главные враги – это твои прежние успехи.Все, кто раздувает щеки, преисполненный собственной важностью, кичась своим многолетним опытом и заслугами, как правило, неизбежно перевоплощаются в кота из мультфильма «Шрэк». Становятся такими же покорными и жалкими, стоит только получить сложную задачу, особенно из области вне зоны их компетентности, например ИТ или любой другой. Твое завышенное самомнение – это камень, крепко привязанный к твоей шее. Будь мудрее! Отучись бравировать этим. Даже не упоминай без надобности. Грамотные помощники не всегда смогут находиться рядом, чтобы сгладить неловкость твоей некомпетентности. Более того, зачастую опыт не только не помогает, а мешает, заставляя идти по привычному пути решения, используя стандартное клише. Всего знать невозможно. Да тебе и не нужно. Управление в нашем постоянно меняющемся мире, а особенно в сфере образования,  – процесс творческий. Заурядность и шаблонность неизбежно его похоронят.  Подумай об этом. И как следствие лучше направь свою энергию на самообразование. Не позволяй себе находиться в ситуации, унижающей твое профессиональное достоинство. Ну ты помнишь – ты лицо учреждения! Твои промахи, как и успехи, они по инерции наложат на себя. Не заставляй преподавателей и студентов испытывать неловкость за твои поступки.Уважай своих предшественниковВроде бы все очевидно. Но как часто приходится слышать нотки недовольства среди директоров в адрес их предшественников! Если ты не первый директор в этом учреждении, то тебе досталось то, что досталось. Все, кто работал до тебя, старались сделать все возможное для процветания твоего учреждения. И потому никогда и ни при каких условиях не осуждай их действия, не умаляй их достижений. Самая большая иллюзия – надеяться, что, принижая их, ты вознесешь себя. Чушь! Это может вызвать заслуженную реакцию негодования у подчиненных. Уважай и чти их заслуги. Еще неизвестно, как бы ты справился с их проблемами. Приглашай на все мероприятия бывших директоров, находящихся на заслуженном отдыхе, а если тех уже нет в живых – их близких родственников. Старайся всегда подчеркивать их достижения,  это добавит тебе уважения со стороны подчиненных. Организуй музей учреждения, если его нет. Проследи, чтобы в музее были фото и описание заслуг твоих предшественников. Ставь их в пример. И это благоприятно отразится на твоем имидже и на атмосфере в коллективе. Следи за стилем управленияНе все могут управлять. Многим это даже противопоказано. Такие себя не в состоянии даже организовать. Помни, что с тебя берут пример не только ученики, но и преподаватели. Твой стиль управления, как калька, ложится на стиль их преподавания. Не надейся на их гибкость и мудрость. Они всего лишь люди с точно такой же рефлексией, как у всех, лишь обладающие еще к тому же педагогическими знаниями и навыками. Никогда не позволяй себе кричать на преподавателей, даже за закрытой дверью своего кабинета. Они общаются с живыми душами. Они непременно это перенесут на своих учеников. Обращайся с ними, как хотел бы, чтобы они обращались со своими учениками. Стань полноценным учителем учителей. Если учителей оценивают по количеству благодарных учеников, то директора по количеству благодарных учителей. Это квинтэссенция твоих достижений. Это не значит, что ты должен во всем им потакать и быть безвольным исполнителем капризов и прихотей преподавателей. Научись выдержке. Не торопись махать шашкой. Иногда стоит взять паузу для принятия решения. Некоторые проблемные ситуации разрешаются сами собой. Но и затягивать решение не стоит. Все должны понимать, что ты в курсе всех внутренних событий и награда, как и заслуженное наказание, неминуемо настигнет всех. Будь по возможности строг, но справедлив. Ты не баловень судьбы, которому дали возможность покомандовать вволю. Исторически в образовательных учреждениях культивировалась авторитарная среда как самая эффективная и наименее энергозатратная со стороны руководителя. Не играй в самодержца. Не бойся дать слабину в поводьях. Правильно скроенный экипаж твоих подчиненных воспримет это как дополнительный аванс доверия, и результат только улучшится. Но и полностью делегирование всех своих полномочий приведет к неизбежной остановке и застою. Ищи золотую середину. Наиболее эффективно – уметь использовать различные стили управления (авторитарный, авторитетный, демократичный и либеральный) и умело их менять в зависимости от ситуации. А вот когда и что применить, вот это ты должен почувствовать сам. Ну должно ж в тебе быть хоть сколько-нибудь таланта руководителя?! За что-то тебя назначили на эту должность. Развивайся и требуй этого от подчиненныхНаш мир меняется. Меняется столь стремительно, что успеть за изменениями подчас требует серьезных усилий. Он, как локомотив, который несется вперед. Стоит зазеваться, и ты останешься на забытом Богом полустанке. Тишина и спокойствие… как на кладбище. А посему следи за изменениями в сфере образования, и не только. Заведи читательский билет в своей библиотеке. Это подстегнет тебя чаще там бывать и тщательней следить за пополнением свежих изданий. Конечно, всех книг не перечесть. Да, свободного времени у тебя не так много. Но этого и не требуется. Наоборот, стань избирательнее в выборе того, что читаешь. Перефразируя Френсиса Бэкона: «…что-то попробуй на вкус, что-то проглоти, а что-то тебе захочется тщательно пережевать и переварить…» Не превращай процесс чтения в неприятную обязанность. Даже федеральные законы можно читать с интересом. Читай много, с чувством удовольствия и упоения. Выдели для этого целый день или полдня. Лучше всего вторая половина субботы. Отключи телефон. Самообразование не терпит спешки. Наблюдая на твоем рабочем столе книги с закладками, преподаватели и учащиеся непременно отметят это. Ты задаешь тон, помни об этом всегда!Создай семью, а не командуТебе не справиться одному. Никому не удалось. Если, конечно, ты не пришел сюда «достойно встретить старость» и каждый прожитый день для тебя – это еще один тихий шаг в направлении пенсии. А если нет, то тебе нужны помощники. И не просто помощники, а близкие люди, почти родственники. Они никогда тебя не подведут, потому что близких не подводят. Они тебе все простят (ну или почти все), потому что на близких не обижаются (ну или не так долго обижаются). Да и по самой сути то, что представляет  собой образовательное учреждение, иначе как искусственной общественной семьей и не назовешь. А значит, как и в обычной семье, должны быть отец и мать. В зависимости от гендерной принадлежности выбери себе роль. И это не формально! Уж поверь! Если ты отец такого беспокойного семейства, то будь добр соответствовать всем ожиданиям, присущим отцу. Заботься, люби, воспитывай, оберегай, поощряй, наказывай и неси полную ответственность, как это пристало настоящему отцу. А вот дальше все, как в семье. Не спеши выгонять из семьи. Сделай все возможное. Раскопай среди недостатков то, за что их можно любить. Теперь здесь нет чужих. Они все твои. Все без исключения. И они непременно это почувствуют. И преподаватели, и студенты. И, сам не понимая как, ты увидишь, что они начнут так же тепло относиться друг к другу. Это заразно. Но приятно заразно. Ты войдешь во вкус непременно. Тебе это даже понравится, если ты примешь это всем сердцем. Тут главное не сфальшивить. Они непременно почувствуют обман. И вот тогда это превратится в жалкий фарс и объект для насмешек. Потому, что бы ты ни делал,  делай искренне и от всего сердца!Ты не работаешь, ты служишьВ нашей стране работают все. Ну или почти все. А некоторые служат. Например, такие как военнослужащие, священнослужители… Не называй свое занятие работой. Это неверно. Ты тоже служишь. Служишь  великому делу просвещения, а значит, ты на службе. И поэтому никаких временных рамок. Твоя служба начинается с момента назначения и закончится моментом увольнения. Никаких «с» и «до». Ты постоянно на службе. И когда дома, в отпуске или другом месте. И не важно, бодрствуешь ты или спишь. Она будет всегда с тобой. В твоей голове. Да, это изнурительно. Но иначе никак. Ты сам выбрал этот путь. Он не предполагает полумер. Это как раз тот случай, когда процесс важнее результата. Ты просто обязан выстроить его правильно. И тогда он не сможет дать тебе неправильный результат. Служи усердно и самозабвенно. Теперь тебе понятно, почему твоя заработная плата так похожа на жалованье? Те, кто служит, делают это не ради денег. Они их не волнуют. Им важно исполнить свое предназначение перед обществом, людьми, государством, а еще важнее – перед самим собой. Потому что вам не найти более строгого контролера, чем вы сами. И не нужно путать свою службу с государственной. Там тоже считают, что служат. Но это на их совести, кому и как. Научись общаться с родителями студентовЭто на первый взгляд кажется, что это очень просто. Ты  директор, значит, тут главный, и от тебя все зависит, они родители, всегда, предположительно, в роли просящих и зависимых. Выкинь эту модель из головы сразу! Они вовсе не виноваты, что решили здесь учить своего отпрыска. Они тебе ничем не обязаны по определению. И у них абсолютно нет никакой радости наблюдать твой надменный вид во время твоей нравоучительной беседы о том, как нужно воспитывать детей. Они все знают и без тебя. Они знают, как воспитывать своих детей! Справлялись же они с этой задачей, пока ты не замаячил на их горизонте вместе со своим педколлективом. А еще они знают, что большинство из твоих коллег самодуры с раздутой самозначимостью и любят подарки (об этом далее). И поэтому с тобой лучше не спорить, выслушав тебя с послушным видом, чтобы в конце попытаться всучить тебе пакет с благодарностью. Всегда пытайся их выслушать и понять. Ты ничего не знаешь о том, как живет их семья. Спустись с олимпа, сними и выкинь свой нимб. Старайся разговаривать с родителями не со своего рабочего места руководителя, а как минимум за столом переговоров. Не стесняйся предлагать чай или кофе каждому. От этого не обеднеешь. Зато они смогут рассмотреть твое человеческое лицо. Всегда помни, что у вас одна общая задача: научить и воспитать их (а теперь уже и твоего) ребенка. Никогда не осуждай и не критикуй их действия. Ты должен предложить помощь! Найти эту возможность и предложить помощь! Знаю, помочь каждому почти невозможно. Забудь это слово. Помогай чем можешь: словом, советом, поддержкой, деньгами, протекцией, ходатайством, связями. Доставай все из своих ресурсных закромов. Это все вернется. Непременно вернется. Конечно, не к тебе и, возможно, даже не сюда. Но вернется! И это греет получше тропического солнца!Про подаркиТак уж сложилось, что в нашей стране принято дарить подарки учителям и врачам. Отчасти, чтобы компенсировать их ущемленность государством, отчасти, чтобы заполучить индульгенцию своему чаду.Пресеки это на корню. Громко и открыто заяви всем, что ты не принимаешь подарков. Ни от знакомых, ни от незнакомых. Ни в каком виде! Уверяю тебя,  это быстро распространится среди всех, и ты будешь освобожден от этой повинности. Да-да! Именно повинности! Человек, принимающий подарок (даже как бы от всего сердца), должен найти способ отблагодарить дарителя. А это не всегда просто и зачастую потребует от тебя преступить некую черту. Сначала порядочности, а затем, возможно, и закона. Освободи себя от этого. Не принимая никаких подарков на службе, ты обретешь свободу! Свободу принимать правильные решения, свободу не зависеть ни от чьего  мнения и просьбы. Свободу быть самим собой. Ни один самый дорогой коньяк не даст тебе этого ощущения. Гораздо приятнее помогать по собственной воле и в рамках дозволенного. Это такое удовольствие – дарить людям надежду, радость и веру в людей. Веру, что не все в этом мире покупается. Что есть еще место для отзывчивости и участия. Попробуй,  тебе понравится!Освободись от вредных привычекКурение, алкоголь – это несовместимо с образовательным учреждением. И если у тебя есть такие привычки, тебе придется от них отказаться. Совсем! Все эти слова про «культуру пития» и «только когда не видят учащиеся»  не более чем жалкие оправдания. Всегда найдутся те, кто станет свидетелями твоих дурных наклонностей. А это уже стыдно. Стыдно относиться к себе как-то по-особенному, не как к другим. Ты не лучше других. А значит, должен сделать выбор. Ну ты помнишь – ты лицо!Занимайся спортомЛюбым. Но только тем, где нужно делать физические упражнения. Шахматы не подойдут. Идеально – единоборства. Ты сразу прибавишь в глазах мальчишек несколько пунктов. Так уж устроен мужской пол. Ему жизнь не мила без зуботычин. Тебе и это понравится! Это как минимум изменит твою фигуру. Твоя сутулость, живот и дряблые мышцы вряд ли вызовут уважение у окружающих. Что может быть приятнее, вернувшись из Департамента образования, надеть перчатки и минут 10 «поработать» с манекеном – выпустить пар. Уверяю, тебе всегда найдется что выпустить. Занимайся спортом регулярно. Желательно в отведенное заранее время, и никогда не используй его не по назначению. Не позволяй себе малодушно отменить тренировку. Вот тут ты и проверишь свою волю на прочность.Ты должен помнить, для чего ты здесьЛюбая цель в образовании ничтожна, если только это не цель  изменить мир к лучшему! Не разменивайся по мелочам. Оцени, наконец, масштаб твоего предназначения. Все твои «купить новое оборудование», «заработать больше внебюджетки», «занять призовое место на международном конкурсе» не более чем задачи. И они, конечно, суммируясь, принесут свой результат. Но твоя цель другая. В твоих руках и руках преподавателей – будущее. Эти слова так замылили и затерли, что они потеряли свой смысл. Ты должен осознать, что ты не просто завхоз с научной степенью, а вершитель будущего. И ты реально можешь его изменить к лучшему. Ты реально можешь создать новых людей. Людей, которые изменят это будущее. Помни об этом всегда и напоминай это своим преподавателям. Каждый день и каждый час ты приближаешь это будущее или отдаляешь. Все зависит от твоих действий. Вряд ли ты сейчас сможешь осознать важность этого, прочувствовать это до конца. Начни просто жить и выполнять свои задачи с этой мыслью. Осознание великого придет само собой. Обязательно придет, если ты будешь вкладывать в свои действия душу. И вот тогда ты поймешь, какой безграничной властью наделило тебя проведение. И какой неимоверный груз ответственности лежит на твоих плечах. Вот здесь и пригодится твой талант руководителя. Ведь качество твоей деятельности напрямую зависит от качества твоих управленческих решений. Управляя судьбами живых людей, ты не сможешь исправить брак. Твои решения – это раз и навсегда. Теперь ты понимаешь, почему так важно заниматься этим с любовью. Любовь нивелирует огрехи твоего разума через внимательное отношение твоей души, через которую ты неизменно будешь все пропускать. Единственное условие – ты должен полюбить то, что делаешь!Преподавай самНичто не даст тебе более объективной картины о состоянии дел в учреждении и ничто не сблизит так с учащимися, как твоя преподавательская деятельность. Понимаю, не хочется. Да и отговорка железная: нет времени. Не лукавь. Время найдется. Прими как данность. Нужно. Поверь. На своей шкуре прочувствуешь неровности составления расписания, организации практического обучения, работы всех без исключения структурных подразделений образовательного учреждения (библиотеки, учебной части, отделения, АХО, методической службы и т. д.). Увидишь весь процесс изнутри. Прочувствуешь на себе все свои управленческие решения. А еще поднимешь уважение к себе со стороны преподавателей. Совсем своим не станешь. Ну не бывает в России начальник для подчиненных до конца своим. Но зауважают больше – это точно! Постарайся запомнить имена всех своих учеников. Этим волшебным ключом ты вскроешь потом любое детское сердце абсолютно без усилий, лишь назвав по имени. Главные всегда учащиесяУ тебя куча обязанностей: организовать, проконтролировать, скорректировать… Преподаватели, административно-управленческий персонал, твое руководство, бизнес-партнеры, подрядчики, поставщики, родители, органы власти, СМИ. Они, конечно, все важны. Но самые главные в твоей работе – это они, ради которых ты ходишь сюда каждый день. Самые главные – это те, кто мешает вам и отвлекает вас «правильно» выполнять свою работу. Найди возможность и завоюй их уважение. Они естественные и искренние.  Они могут любить и ненавидеть всем своим юным сердцем. Каждый из них – это клад, сокровище, которого не найти более нигде в мире. Каждый из них неповторим. Научись видеть в каждом из них личность. Тебе доверили их оберегать, воспитывать и заботиться о них. Это самая большая твоя ценность. Это не просто слова. Пропусти это через свое сердце. Научись говорить с ними на их языке. Они говорят о том, что им интересно. Спорт, получение водительских прав, мечты о приобретении первого автомобиля, музыка, социальные сети, компьютерные онлайн-игры и пр. Запомни: они не читают. Ну вот так сложилось. Не любит читать современное поколение подростков. Не привили. И это не их вина. А значит, говорить с ними о книгах бессмысленно. Они любят смотреть фильмы. Большей частью голливудские. Садись и смотри тоже. Отыскивай хорошие картины и запоминай цитаты героев. Некоторые, на удивление, не менее правильные, чем из книг. Они пришли из школы, где не все были успешны. Вы все тут их последняя надежда. Надежда на то, чтобы их заметили, раскрыли их таланты и показали путь. Вы последняя линия обороны. За вами никого нет. Пустота. Если не вы, то их единственная дорога – обезличенность потребительких масс. Наше государство прикладывает все силы, чтобы сделать их такими. Пичкая рекламой о красивой жизни, заставляя их как можно больше приобретать, стирая в их душе человеческое, пытливо-неуемное. Отнимая самое главное – свободу выбора. Верни им ее. Не отступай. У тебя получится!Бизнес-партнерыЕсли мы говорим о профобразовании, то нам не миновать темы взаимодействия с бизнесом. Ведь они и есть твои главные прямые заказчики. Ты готовишь специалистов не просто так, а таких, каких захотят у себя трудоустроить или как минимум разрешат пройти практическое обучение. Российский бизнес умнеет. При всей его нестабильности он начинает мыслить стратегически. А значит, планирование привлечения персонала становится для него обычным делом. Продвинутые смотрят вперед на год, три, а наиболее продвинутые и на пять! С такими приятно работать. Твоя задача – найти себе такого дальновидного, по возможности крупного, бизнес-партнера. Нет таких? Пусть будет несколько помельче. Выясни, какие качества твоих выпускников являются для них ключевыми? Каких специалистов они приняли бы на работу? Смести максимально процесс обучения на территорию бизнес-партнера. Постарайся привлечь  специалистов бизнеса в качестве преподавателей. Это будут самые квалифицированные преподаватели по спецдисциплинам. Лучше тебе не найти!Твое руководствоУ тебя много руководителей. Столько же,  сколько трудится чиновников в региональном и федеральном департаментах образования. А еще в аппаратах власти муниципалитета, города, области и, конечно, федеральная надстройка.  Я уже не говорю про надзорные органы, органы правопорядка, военные комиссариаты, Госкомстат и прочие государственные структуры, с коими ты имеешь удовольствие пересекаться. Даже не сомневайся, они все себя считают твоими руководителями. А значит, все вправе давать тебе задания и следить за ходом и своевременностью их выполнения. Можно с легкостью потратить все свое время на заполнение отчетов, аналитических сведений и выполнение поручений этих господ. И большинство директоров так и поступают. Их вынудили подменить понятия. А некоторые сознательно пошли на это, так как ничего более делать не умеют. Вместо создания будущего поколения они отчитываются и составляют красивые аналитические сведения. Не попади в эту ловушку. Это не то, чем ты должен заниматься. Вот здесь тебе и пригодится семья. Без сожаления и опаски делегируй эти бумажные сети времени своим подчиненным. Не трать время даже на проверку. Приучи своих помощников делать это быстро и не отвлекать тебя в процессе составления этих «важных» бумаг. Что же касается непосредственных руководителей из Департамента образования, открою тебе страшный секрет: ты главнее их всех! Потому что именно ты выполняешь государственный заказ. Именно ты управляешь процессом, именно ты создаешь будущее! Они же все там для того, чтобы обеспечить тебе условия. И потому никогда не позволяй ущемлять свое достоинство. Излучай уверенность и гордость! Помни:  ты лицо образовательного учреждения!Заключение.Ты одинНу и напоследок… Научись рассчитывать только на себя. Спрос будет только с тебя. Никто не бросится к тебе на помощь. Ты один. Это твоя передовая. С тобой только твои воля, характер и совесть. Воля не позволит тебе расслабиться и в нужный момент отодвинет твое «не хочу». Характер стиснет твои зубы, закусив в кровь губу, когда ты будешь стремиться к намеченной цели, не замечая сыплющиеся градом на тебя удары. А совесть не позволит тебе смалодушничать, струсить и уклониться от неприятеля, защищая то, во что ты веришь. Потому что тебе не на кого надеяться. И осознание этого сделает тебя еще сильнее. Ты сможешь переломить любую ситуацию. И успех будет на твоей стороне!Сергей ШТАНОВ, кандидат педагогических наук, экс-директор Нижегородского автомеханического техникума

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте