search
main
0

Образование в семье: что было и что стало

Интерес к семейному образованию, появившийся несколько лет назад в столичной родительской среде, постепенно распространился и в регионы. Пока об альтернативной форме образования (в новом законе эта форма называется «вне образовательных организаций») всерьез задумывается небольшая часть родителей. В большинстве своем это те, кто относит себя к «среднему классу» – люди небедные и четко знающие, чему они хотят научить своих детей, к какому будущему подготовить.

Нужно сказать, что семейное образование в России было и раньше, но эту форму чаще всего выбирали в исключительных случаях – когда никакая другая не подходила по чисто техническим причинам. Например, если по роду деятельности родители долго живут за границей, причем в отдалении от посольских школ. Или если дети профессионально занимаются спортом или музыкой. Или если они шагают через класс в силу исключительных интеллектуальных способностей. Однако закон об образовании, предшествующий нынешнему, дал практически всем родителям, желающим руководить процессом образования своих детей, такую возможность. Родители заключали договор с образовательным учреждением (чаще всего по месту жительства). В договоре четко прописывались права и обязанности сторон, а главное – сроки, периодичность и порядок промежуточной аттестации: от еженедельной в начальной школе, ежемесячной – в среднем звене и ежечетвертной – в старшей школе. В договоре, как правило, оговаривалось, что если ученик, находящийся на семейном обучении, дважды подряд не аттестован, он автоматически переводится на обычную «очную» форму, то есть начинает посещать уроки наравне со всеми детьми.

С семейной формы на школьную родители могли перевести ребенка по заявлению в любой момент, исходя из желания ребенка или своих изменившихся обстоятельств. Все так называемые «семейники» получали субсидии от муниципалитета на «расходы, связанные с обеспечением образования». В год, предшествующий принятию нового закона, субсидии составляли от 5 до 7 тысяч рублей ежемесячно. Ровно столько, сколько стоил школе один ученик. Родители могли учить детей сами, могли нанимать учителей из той школы, в которой ребенок числился по документам, или из любой другой, могли покупать пособия или дистанционные курсы, словом, делать на эти деньги все, что считали нужным.

Что и говорить, прежний закон был очень либеральным и давал людям довольно широкие возможности. Некоторые «семейники» объединяли усилия и создавали малые группы, в которых для занятий с детьми нанимались лучшие учителя. Это была своеобразная альтернатива массовой школе. В группах довольно легко решалась проблема коммуникации и социализации, которую не решали индивидуальные домашние занятия.

Новый закон об образовании сохранил понятие «семейное образование», но существенно изменил способ взаимодействия семьи и школы. В нынешнем законе подчеркивается, что выбирая получение образования в семейной форме, родители автоматически отказываются от участия образовательных организаций в воспитании и образовании и принимают на себя все обязательства по обеспечению образовательного процесса, в частности, «по целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни».

Таким образом, на семью легла вся ответственность за организацию образовательного процесса, в том числе и финансовая (субсидии прекращены). Школа теперь отвечает лишь за аттестацию детей, обучающихся вне образовательных организаций.

К школе теперь никто из «семейников» не приписан – родители могут написать заявление о прохождении аттестации непосредственно перед процедурой, в конце каждого учебного года, либо один раз за все время обучения – перед государственной итоговой аттестацией – все это решают родители, школа лишь соглашается с выбором родителей и издает соответствующий приказ о том, что такой-то ученик проходит аттестацию в качестве экстерна.

Обращаю внимание тех, кто невнимательно прочел закон об образовании или не читал статей о формах получения образования: как такового понятия «экстернат» в новом законе нет, но слово «экстерн» сохранено. Используется оно в ином значении – это человек, который не обучается в данном учреждении, а проходит в нем аттестацию. Но аттестацию он может проходить не обязательно строго в соответствии с возрастом (о возрастных ограничениях аттестации в новом законе нет ни слова). Поэтому если он имеет замечательные способности и осваивает программу быстрее сверстников, то и аттестоваться может, соответственно, раньше них. Так что прежний «экстернат» сохраняется теперь лишь при семейной форме образования – и как бы негласно, между строк.

В Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 говорится, что обучающийся в семье зачисляется в школу в качестве экстерна, и «по желанию родителей (законных представителей) образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка».

Таким образом, можно писать заявление о проведении промежуточной аттестации в конце каждого учебного года, а в остальное время даже не числиться в школе; а можно писать такое заявление в начале каждого года, чтобы, будучи зачисленным для прохождения промежуточной аттестации, получать бесплатно учебники в школьной библиотеке, справки, что ребенок числится в школе, и выплаты, там, где местные органы уже разработали порядок выплаты компенсаций.

Итак, школа предоставляет услугу прохождения промежуточной и итоговой аттестации для лиц, которые обучались либо в семье, либо самостоятельно. Однако данная услуга должна быть включена в государственное (муниципальное) задание государственного (муниципального) образовательного учреждения. Только в этом случае школа сможет ее оказывать за счет бюджетных средств.

Также в законе сказано, что, хотя школа не несет ответственности за организацию учебного процесса экстерна, любой экстерн «может рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции\” (статья 42 Федерального закона).

Еще очень важно, что ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

Согласитесь, что это очень гуманно. Родителям и детям предоставлено право выбора и, в случае, если выбор неудачный, ошибку на любом этапе можно исправить.

Что важно знать?

В законе РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ \”Об образовании в Российской Федерации\” перечисляется 2 формы образования («в» и «вне» образовательной организации) и 5 форм обучения (ст. 17);

Решение о выборе формы образования – безусловное право родителя, однако решение принимается с учетом мнения ребенка (ст. 3 часть 1 п. 7, ст. 34 часть 1 п. 1, ст. 44 часть 3 п. 1, ст. 63 часть 4).

Отказ в переводе ребенка на другую форму обучения законодательством РФ не предусмотрен.

Для перевода на любую из форм от родителя требуется только заявление в школу о выборе формы, другие документы не требуются. Директор обязан издать по этому заявлению приказ о переводе, иначе будет нарушено конституционное право ребенка на образование. Право на образование не может зависеть от того, есть ли, например, выбранная форма в Уставе школы – напротив, Устав школы должен соответствовать законодательству РФ.

Написать заявление о выборе формы родители могут в любой момент, закон ничем не ограничивает ни сроки, ни максимальное количество изменений формы, а это значит, что учащиеся или (и) законные представители вправе менять форму обучения хоть ежедневно.

Есть мнение!

Игорь Николаевич Жигунов, директор гимназии №1 Нижнего Новгорода (языковой профиль):

– Сейчас в нашей школе нет детей, обучающихся в семье, точнее, нет экстернов – тех, которые проходят у нас аттестацию. Года два-три назад такие обучающиеся были. Это было в какой-то степени модно. Возможность учиться дома казалась некоторым детям и родителям очень заманчивой. Сейчас мода схлынула. Во всяком случае у нас, в Нижнем Новгороде. В Москве, насколько я знаю, на семейное образование переходят гораздо активнее, чем у нас. На мой взгляд, семейное образование все-таки нельзя считать вполне полноценным. Эта мера скорее вынужденная. Если ребенок по каким-либо причинам не может или категорически не хочет идти в школу, то эта форма, возможно,  необходима – причем на время, пока проблема не решена. Все-таки школа – это гораздо больше, чем просто уроки. Ребенок получает там гораздо больше, чем просто знания. Опыт взросления, познания себя, самоутверждение – где он сможет все это получить? Не дома же, среди родных и близких?

Наталья Анатольевна Анищенко, директор гимназии №13 Нижнего Новгорода (языковой профиль):

– У нас есть так называемые \”экстерны\” – дети, обучающиеся в семье и аттестующиеся у нас в гимназии. Их немного, можно сказать, единицы. Как я отношусь к семейному образованию? Неоднозначно. Если бы речь шла о моем мнении как мамы, то я бы не стала переводить своего ребенка на данную форму, но как директор школы я с пониманием отношусь к тем, кто ее выбрал. Раз эта форма востребована некоторыми родителями, значит, она имеет право на существование. Мы готовы оказывать услуги по обеспечению промежуточной и итоговой аттестации в полном объеме, так, как того требует закон об образовании.

Наталья Юрьевна Лобанова, учитель русского языка и литературы частной гимназии города Владимира:

– У меня было два эпизода, когда я общалась с детьми, обучающимися в семье. Первый раз я увидела такого ребенка у нас в гимназии, когда начинала там работать – в 2008 году. В начале второй четверти в учительской появилась девочка, внешне непохожая на остальной наш контингент. Она была скромнее одета и причесана, и в то же время в ней была какая-то удивившая меня зрелость и самостоятельность. Моя коллега проверяла ее знания по русскому языку и литературе. Я невольно заслушалась – девочка отвечала идеально. На уроке таких разумных ответов не услышишь. Как я потом узнала, это была дочь одного известного в нашем городе человека, директора крупного предприятия, учившаяся в Лондоне в пансионе и параллельно – в нашей гимназии – получавшая российское образование. Точнее, она получала его самостоятельно или с помощью домашних, а у нас только проходила аттестацию два или три раза в год. Ее хвалили все учителя – таких знаний не демонстрировал ни один наш гимназист. Но особенно поражало даже не это, а то, как девочка относилась к знаниям. С какой серьезностью и ответственностью подходила она ко всему, что ей задавали! Знания были нужны ей, а не учителям и родителям.

Второй эпизод был совсем другой. Два года назад меня попросили давать уроки мальчику, который обучался в семье. До меня у него был учитель – из хороших знакомых его родителей. Мой предшественник хорошо справлялся с обязанностями, но родители сочли, что мальчику пора научиться держать дистанцию – с хорошо знакомыми учителями, друзьями дома он слишком расхолаживался, мог не выполнить домашнее задание, нередко добивался поблажек. Мне мальчик показался вполне способным, но чересчур ленивым. Ему не хотелось учиться, тем более он хорошо понимал, что уровень благосостояния в семье такой, что родители купят ему все и так, без усилий с его стороны. Тщеславия у него не было, ведь он никогда себя ни с кем не сравнивал. Репетиторы у него были лишь по основным предметам, биологии и географии. По другим, \”неосновным\”, предметам репетиторов не было вообще. Даже не представляю, как он аттестовывался. Но очевидно было одно: мальчик страдал без коллектива, ему очень хотелось общаться, а общение было скудным – сверстников поблизости не было. Семья жила в сельской местности, в селе жили в основном старики, дети появлялись только в каникулы. Гости приезжали, конечно, но на короткое время. Самыми золотыми днями для моего ученика были дни, проведенные в частных загородных лагерях для детей состоятельных граждан. Там были его сверстники, и он был счастлив. Хорошо, что родители поняли, что лишают ребенка самого ценного в его возрасте – общения, и в 10-й класс он пошел в школу. Сбылась его давнняя мечта, мальчик школой очень доволен – знаю это от него самого.

Ситуация

«Моя дочь учится без стресса от вечной спешки и оценивания»

Семейное образование родители часто выбирают по показаниям здоровья или потому, что ребенок сменил несколько школ, но так и не прижился в классе. Решение Инны, мамы из Петрозаводска, о судьбе ее дочери совершенно иного свойства. Еще когда дочка ходила в детский сад, Инна поняла, что для ее ребенка лучше быть и учиться дома.

– Мы ходили в группу, где все время нашего там пребывания меня удивляла общая агрессивность ребят, которые играли в подвижные игры, и полное равнодушие и невнимание к детям со стороны воспитателей. К сожалению, несколько лет ситуация не менялась. И я понимала, что если нечто подобное ждет Катю в школе, то я предпочту ее туда не отдавать. В итоге в апреле я пришла в Управление образованием Петрозаводска и сообщила, что хотела бы обучать своего ребенка дома. Мне дали время на раздумье, и в августе я просто заполнила все необходимые документы. С тех самых пор и ровно на четыре года мы с дочкой получили увольнительную от школы. Сказали, что мы можем каждый год выполнять итоговые работы, чтобы понимать, как ребенок усваивает программу. – Сколько времени Катя тратит на уроки?  – Наши занятия длятся примерно пару часов в день. Иногда мы что-то обсуждаем вместе, иногда дочка сама выполняет задание. Поскольку я работаю дома, то почти все время нахожусь рядом. Катя читает, рисует, шьет, что-то мастерит и, конечно, играет. Случается, что целый день мы можем заниматься русским языком или математикой. У нас нет строгого расписания. Но я поняла, что учиться ребенок может всему, важно только найти к нему подход и восстановить природную любознательность.

– Инна, а не страшно брать на себя такую ответственность?

–  Я спокойно к этому отношусь. В конце августа было страшно, но после первого же дня занятий страх прошёл, я поняла, что могу. Мне кажется, современная школа с ее гонкой, постоянным контролем и оцениванием, натаскиванием на ЕГЭ и ГИА – несоизмеримый стресс по сравнению с тем, что дает обучение дома. Прежде всего, – это свобода и отсутствие необходимости подвергать себя стрессу от вечной спешки и оценивания.

Вопросы задавала Мария Голубева; фото из семейного архива Инны и Кати

NB! Читайте в ближайшее время на нашем сайте

Заочная и очно-заочная формы получения образования. Что нужно знать родителям?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте