search
main
0

Образование становится ядром и имеет серьезную финансовую основу

Мы закончили учебный год неплохо, внимательно проанализировали и обсудили его вехи, те изменения, которые произошли в этом году. Сегодня мы обсуждаем программу «Развитие образования в Москве на 2012-2016 годы», которую за основу приняло Правительство Москвы.

ужно на августовских педсоветах обсудить эту программу, так как до середины сентября у нас есть возможность внести туда дополнения, изменения, какие-то коррективы. Быть может, педагогам как людям, которые непосредственно соприкасаются с учебным процессом, ведущим этот учебный процесс, это покажется важным. В самом деле, очень важно не пропустить все комментарии, все замечания и мнения, которые дадут педагоги, так как всем нам предстоит жить и работать по этой программе до 2016 года.

С какими вызовами мы столкнемся и на что мы должны обратить внимание? Хотим мы того или не хотим, но у нас очень сильно меняется демографическая ситуация, мы понимаем, что, к нашей общей радости, рождаемость увеличивается, но это для нас вызов, который мы должны учесть, ведь на ближайшие пять лет он станет очень существенным. В этом году у нас поколение 17-летних составляет 72 тысячи человек, в прошлом году родились 126800 детей. Это огромная разница, если мы сравним будущих выпускников и тех, кто приходит к нам. Поэтому каждая программа (дошкольного, общего, среднего и высшего профессионального, дополнительного образования) начинается с самой главной темы – доступности. Мы должны сформировать место в образовательном учреждении для каждого маленького москвича.

За пять лет число мест в дошкольных учреждениях должно увеличиться с 363 тысяч до 497 тысяч. Это, на мой взгляд, огромная нагрузка для всей нашей системы образования. Поэтому к тем требованиям, которые сегодня выдвигает Правительство Москвы, требованиям, которые выдвигают Департамент образования, окружные управления образования, все должны относиться иначе, чем ранее, ибо это не просто пожелания. Каждый метр площади, каждое место в дошкольном учреждении становятся нынче для нас на вес золота. Да, Правительство Москвы выделяет огромные средства для строительства новых ДОУ, идет большая работа по передаче городу зданий дошкольных учреждений, не использующихся по назначению. До 1 сентября 2011 года нам передадут около 20 ведомственных учреждений, принадлежащих нынче федеральным и ведомственным структурам, учреждениям, которые сегодня утратили свою функцию как детские сады и возобновят ее в том или ином виде. Но мы должны учиться быть требовательными к самим себе. Я понимаю, что было другое время, были другие идеи, были всякие фольклорные занятия в групповых помещениях, но сегодня мы считаем нужным использовать групповые помещения по прямому назначению. Все программы дошкольного образования должны быть нацелены на то, чтобы каждое место, непосредственно предназначенное для ребенка, использовали строго по назначению.

Нам необходимо внимательно относиться и к уже работающим детским садам. В прошлом учебном году мы сталкивались с тем, что есть старый детский сад на 80 мест, по программам, принятым в прошлые годы, предусматривали снос этого здания и возведение на его месте нового здания на 100 мест. Мы считаем, что начиная с этого года мы не можем себе позволить при существующей очереди в дошкольные учреждения изымать из оборота 80 действующих мест и такой ценой добавлять всего 20 мест. Нужно быть внимательным к ситуации в каждом районе, потому что при первом же приближении оказывается, что программа предложений по строительству совершенно не совпадает с темой очередности. Мы должны так относиться к делу, чтобы по каждому вложенному рублю была существенная отдача для всей системы образования и для населения в виде продвижения существующей очереди в ДОУ. Это очень серьезная проблема, мы не дадим спуску никому, с кем работаем. Например, тем, кто занимается земельными участками, – мы будем настаивать, чтобы они использовались оптимально. Мы не берем сегодня проекты, которые рассчитаны на 95 мест, у нас сейчас подготовлено технологическое задание на проект детсадовского здания на 350 мест, и все земли должны быть использованы для создания новых мест для продвижения очереди. Это тема не только завтрашнего, но и послезавтрашнего дня.

Особое внимание будет уделено строительству блоков начальных классов, потому что начиная с 2013 года проблема предоставления мест плавно перейдет в школьное образование и станет ощутимой для первых классов. Уже сегодня педагоги и директора видят по своим школам, что численность детей, которых мы выпускаем, и численность детей, которых мы принимаем в первые классы, отличаются. Количество первоклассников возрастает. С одной стороны, очень радостно, что поступающих больше, но, с другой стороны, мы уже сегодня должны думать о тех дополнительных мощностях, которые нужно подготовить к приему детей в 2013 и 2014 годах, потому что мы выходим за проектные мощности даже ныне действующих школьных учреждений.

По теме качества дошкольного образования нам придется серьезно потрудиться, потому что сегодня и европейское образование, и европейский стандарт требуют других подходов. В Москве есть замечательные программы, я их прочитала, посмотрела в действии, но, наверное, на них нужно взглянуть по-другому, свежим взглядом, с ними должны поработать методисты. В столичном дошкольном образовании есть много хорошего, интересного, но тут не нужно останавливаться, сегодня актуальна тема индивидуализации, развития каждого ребенка, качественная подготовка каждого ребенка к школе, к социальной жизни, эта подготовка должна быть выведена на иной качественный уровень, у нас есть все возможности для того, чтобы эту проблему решить.

Мы очень четко осознаем проблему уровня заработной платы работников дошкольных учреждений, у нас, к сожалению, пока нет ее решения, но я надеюсь, что мы это решение найдем до конца 2011 года.

Тема школьного образования также находится в центре нашего внимания. Мы разработали и начали реализацию пилотного проекта по развитию школ, этот проект связан с изменением качества образования, но вместе с тем сильно завязан на финансовые аспекты. То есть реально основная цель проекта – связь финансового обеспечения системы образования с качественными показателями. Те шаги, которые делают сегодня участники пилотных школ, абсолютно удовлетворительны, много желающих вступить в этот проект.

Дополнительное образование тоже важно, и оно должно иначе прозвучать уже в наступающем учебном году. Сегодня многие школы уделяют достаточно внимания и включают в своей учебный процесс те или иные формы дополнительных занятий и, что особенно важно, контакт с городской средой – дают почувствовать детям, учащимся, что они живут в Москве, могут ходить в музеи, театры, на концерты, в какие-то научные дома, дома творчества. Мы полагаем, что это сотрудничество должно быть более тесным, быть более активным в школах – мы имеем в виду прежде всего литературные и музыкальные концерты. Здесь у нас есть ресурс, который может быть использован более активно, – театры, музеи, которые находятся на балансе города. У нас должен быть календарь мероприятий как на территории школы, так и на территории всех наших культурных и научных, просветительских учреждений, которые мы имеем в Москве. Мы сделаем примерный план и будем помогать ОУ так или иначе взаимодействовать с различными учреждениями культуры, и в частности, например, с недавно открытым планетарием, музеем камней, наши дети получат другое качественное образование, ведь они москвичи и могут опираться не только на то, что описано в учебнике, но и на то, что существует на самом деле.

У нас в столице очень многообещающее профессиональное образование, в лучшие колледжи конкурс доходит до нескольких десятков человек на одно место. Такой конкурс в колледжи обнадеживает: даже если после их окончания ребята идут в вузы, у них все равно в руках есть профессия, и это ребята, более устойчиво ощущающие себя на рынке труда. Мы будем всячески помогать колледжам, будет сформирована специальная отдельная программа, и она будет развиваться.

Что касается вузов, то на территории города учатся 1300000 студентов. Это больше, чем учащихся общеобразовательных школ. Сегодня в вузы, как сказал недавно один видный вузовский деятель, поступают 140% выпускников школ. Действительно, есть определенная девальвация высшего образования, и хотим мы этого или не хотим, но Департаменту образования тоже придется сказать свое слово по упорядочиванию этой ситуации, потому что нам действительно нужно, чтобы выпускники московских школ были более приближены к хорошему, настоящему, реальному высшему образованию. Мы должны помогать нашим детям, ориентировать их на лучшие вузы, укрепить связи между вузовской и довузовской подготовкой, может быть, даже сделать некие преференции, чтобы наши дети обучались здесь, более тесно сотрудничая с высшими учебными заведениями, находящимися в топ-рейтинге, чтобы они имели еще больше возможностей для поступления в вузы. Мы реально можем отработать такую программу и постепенно ее развивать.

Отдельная программа есть для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, этот блок выделен для всех видов образования. Она будет развиваться, максимально социализировать каждого ребенка – это гражданский долг каждого из нас.

По сравнению с прошлым годом наше финансирование увеличилось более чем на 20%. В этом году финансирование всей системы образования, включая те дополнительные средства, которые выделены на капитальные и иные ремонты, на приведение в порядок территорий, составило 195 млрд рублей. По всем программам, включая дополнительные средства на информатизацию, на оборудование физических, химических и других учебных кабинетов, на развитие самого процесса образования, предусмотрено выделить на следующий год 223 млрд рублей, затем 245 млрд рублей, то есть система образования становится ядром и имеет под собой реальную финансовую базу.

Такое внимательное отношение Правительства Москвы к образованию накладывает на систему образования определенную ответственность. Мы по отношению к себе, к своему труду, к тем ресурсам тоже должны быть более требовательными, и это должно выражаться в конкретных результатах, которые мы имеем в сфере образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте