search
main
0

Образование – социальный ресурс для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

​Татьяна ГУСЕВА, заместитель руководителя Департамента образования: – Сегодня для нас самыми важными стали: охват образованием всех без исключения детей с ограниченными возможностями здоровья, начиная с самого раннего возраста; индивидуализация образования; интеграционные процессы; новая система ценностей с установкой на политкорректность и толерантность.

Деятельность Департамента образования в области реализации прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в 2009-2010 учебном году осуществлялась в рамках реализации Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы» на 2007-2009 годы (включая мероприятия по Году равных возможностей и подпрограмму «Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» на 2008-2009 годы), других городских программ, а также приоритетного национального проекта «Образование». В особых условиях финансирования и оптимизации бюджета большая часть работы осуществлялась за счет средств текущего финансирования, некоторые мероприятия финансировались за счет средств целевых программ. Департамент образования в полном объеме выполнил все свои обязательства, выделенные средства были израсходованы целенаправленно. Основные усилия были направлены на:    создание условий для максимально раннего включения ребенка и его семьи в образовательный процесс;    расширение перечня образовательных услуг с целью охвата образованием всех без исключения детей-инвалидов (в том числе тех, кого ранее относили к категории необучаемых);    создание и развитие системы инклюзивного образования;    развитие новых форм образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;    организацию работы по приспособлению объектов образования для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;    активное взаимодействие с родителями и общественными организациями по проблемам инвалидов и инвалидности. Таким образом, и город, и его образовательное пространство становятся все более открытыми и доступными для ребенка-инвалида и его семьи. 28 апреля 2010 года был принят Закон города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». Свершилось то, чего и дети с ограниченными возможностями здоровья, и их родители, и специалисты ждали много лет. Закон становится гарантией права лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на получение образования.Существенным шагом вперед стало то, что закон определяет различные формы получения образования лицами с ограниченными возможностями, включая инклюзивное и специальное образование, признавая за родителями право выбора любого образовательного учреждения, а также активного участия их в процессе обследования ребенка и планирования его образовательного маршрута. Главное, что закон будет способствовать повышению доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, в том числе созданию образовательной среды, обеспечивающей успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.Следует подчеркнуть, что в Москве уже сформирована и успешно работает система оказания образовательных услуг семье и ребенку с ограниченными возможностями, каким бы ни было его состояние здоровья, начиная с самого раннего возраста. Адресную образовательную помощь дети любого возраста и с любой проблемой могут получить практически в шаговой доступности – как в специализированных учреждениях (включая дистанционную форму), так и в обычных детских садах и школах (в интегрированной или инклюзивной форме). Во всех типах образовательных учреждений в 2009 году воспитывались и обучались свыше 50 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе свыше 19 тысяч детей-инвалидов (это на 16% выше, чем в прошлом году). Правительство Москвы в преддверии ратификации в 2010 году Конвенции о правах инвалидов прикладывает все усилия для того, чтобы преобразовать столицу из «социально ориентированного города» в «город равных возможностей». В течение всего года проводилась целенаправленная работа по приспособлению образовательных учреждений для нужд инвалидов и других маломобильных граждан. Этот вопрос обсуждался на коллегиях Департамента образования, на заседаниях Правительства Москвы. По состоянию на конец июля 2010 года в системе Департамента образования было 3995 образовательных учреждений, из них для нужд инвалидов было приспособлено 1651 учреждение, что составляет 40,3%. До конца 2010 года планируем еще приспособить 68 образовательных учреждений (полностью) и 32 (частично), преимущественно это детские сады. Работы по приспособлению всех учреждений системы образования мы планируем полностью завершить в 2012 году.К сожалению, работы по созданию безбарьерной среды на объектах образования выполняются частично, а не комплексно. Кроме того, в большинстве случаев работы ограничиваются установкой пандуса. Так, например, в 1137 учреждениях (67,2%), где установлены пандусы, дверные проемы входной группы расширены только в 938 учреждениях (или 82,5% от их числа), поручни установлены в 578 (50,8%), приспособленных туалетов и того меньше. Поэтому одним из главных решений летних совместных коллегий Департамента образования и Департамента социальной защиты населения стали предложения по исключению случаев:    ввода в эксплуатацию образовательных учреждений-новостроек без проведения работ по их приспособлению для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;    утверждения проектов новых типовых образовательных учреждений (включая дошкольное, общее и профессиональное образование), не предусматривающих комплексное приспособление среды для нужд инвалидов и других маломобильных граждан. Одним из значимых направлений прошлого учебного года стало развитие инклюзивного образования. В Год равных возможностей в сентябре 2009 года для поддержки инклюзивной практики образования и научно-методического обеспечения деятельности специалистов, реализующих инклюзивный подход, в структуре Московского городского психолого-педагогического университета были созданы Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования, а также Городской ресурсный центр по развитию интегрированного (инклюзивного) образования.В плановом режиме осуществляется работа по подготовке педагогических кадров, способных реализовать в практике инклюзивный подход, разработаны модульные программы повышения квалификации для специалистов сопровождения, членов психолого-медико-педагогических консилиумов и комиссий, координаторов и кураторов инклюзивных процессов в системе общего образования. В 2009-2010 учебном году прошли курсовую подготовку 117 слушателей, в 2010-2011 учебном году планируется обучить еще 250 слушателей. Проводится большая работа по подготовке методических пособий и рекомендаций для педагогов, участвующих в реализации инклюзивных подходов в своей практике. Кроме того, постоянно проводится целый цикл обучающих семинаров для разных категорий педагогических и других работников системы образования. В научно-методическую и научно-исследовательскую деятельность включены специалисты из коррекционной педагогики и специальной психологии, а также из окружных ресурсных центров по сопровождению инклюзивного образования, созданных в каждом учебном округе города. Сеть окружных профильных ресурсных центров создана во всех административных округах города (на базе 13 психолого-медико-социальных центров и двух средних общеобразовательных школ).Успешный опыт ресурсных центров свидетельствует о том, что на начало 2009-2010 учебного года в инклюзивном формате был организован образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья на базе 112 обычных образовательных учреждений, в конце года – уже в 132. В новом учебном году в соответствии с адресным списком, утвержденным в июне 2010 года решением коллегии Департамента образования, таких учреждений будет 186.Несмотря на то что у инклюзивного образования немало сторонников, не стоит забывать, что для многих детей-инвалидов подобная организационная форма образования нецелесообразна, а для кого-то и невозможна. Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья (в том числе о степени его интеграции) должен решаться исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка. Также важно помнить, что приоритетность инклюзивного образования не означает отказа от системы специального образования. Специальное образование – основной ресурс (кадровый, методический, практический) для инклюзии, и интегрированное (инклюзивное) обучение – магистральный путь для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим в новом учебном году свою работу начнет Городской координационный совет по развитию инклюзивного образования, важнейшей задачей которого станет формирование инклюзивной политики в образовательной системе города, координация межведомственных усилий и актуализация конкретных мероприятий.Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в части «Дистанционное образование детей-инвалидов» осуществляется за счет средств бюджета Москвы. В проекте участвует Центр образования «Технологии обучения». Контингент обучающихся и педагогов учреждения оснащен типовым комплектом программно-технических средств, специализированным компьютерным оборудованием и программным обеспечением. Объем электронных образовательных ресурсов для осуществления образовательной деятельности по программам общего и дополнительного образования составляет 100%. Учебно-воспитательный процесс организован как на дому, так и в учреждении. С этой целью к сети «Интернет» дети и педагоги подключены на условиях безлимитного трафика и с обеспечением широкополосного доступа как по месту их жительства, так и непосредственно в Центре.Для предоставления возможности обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий более широкому кругу детей-инвалидов в 2009 году приобретено необходимое оборудование для создания 300 автоматизированных рабочих мест для учащихся и 60 автоматизированных рабочих мест для педагогов. С этой же целью были приобретены цифровые аудио- и видеоресурсы для медиатеки и библиотечного фонда.Таким образом, сегодня в городе для организации дистанционного обучения детей-инвалидов созданы все необходимые условия, и одной из предстоящих задач является включение в этот проект всех детей-инвалидов (из числа не имеющих медицинских противопоказаний), желающих обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий.В целом за прошедший год в процесс образования было включено на 16% больше детей-инвалидов, чем в предыдущем. Было дополнительно открыто:    36 лекотек;    25 служб ранней помощи;    52 группы для детей со сложным дефектом в детских садах;    78 классов для детей со сложным дефектом;    3 психолого-медико-социальных центра;    7 школ здоровья;     62 инклюзивных детских сада и школы.Существенно изменилась ситуация в профессиональном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Сегодня 73 колледжа работают с этой категорией обучающихся и студентов. Расширен список профессий и специальностей:    профессиональная подготовка осуществляется по 30 профессиям;    начальное профессиональное образование – по 44 профессиям;    среднее профессиональное образование – по 74 специальностям.Было приобретено различное коррекционно-развивающее, учебное, реабилитационное, спортивное, мультимедийное, игровое оборудование, оборудование для кабинетов социально-бытовой ориентировки, специальное оборудование для проведения профессиональной подготовки, создания рабочих мест для инвалидов молодого возраста с интеллектуальными нарушениями.Разработаны и внедрены:    методические рекомендации по сопровождению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;    вариативные программы сопровождения детей-инвалидов в условиях образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;    методы иппотерапии и лечебной верховой езды в рамках отделения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Реализованы пилотные проекты в образовательных учреждениях ЦОУО по подготовке детей с синдромом Дауна к школе и по дистанционному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.Изданы и закуплены 16 тысяч комплектов учебников для 1-4-х классов с укрупненным шрифтом для обучающихся с нарушением зрения. Работа и далее будет продолжена, изданы разнообразные пособия, рекомендации, сборники статей, флаеры, буклеты и справочники по организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Свыше 2,5 тыс. педагогических работников общего образования и 674 начального и среднего профессионального образования прошли курсы повышения квалификации по 39 наименованиям и 14 программам по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.В соответствии с планом работы Департамента образования и окружных управлений образования организовано и проведено свыше 100 массовых мероприятий для детей с ОВЗ. В атмосфере глубокой заинтересованности представителей научной, педагогической и родительской общественности были проведены научно-практические конференции, «круглые столы», семинары, мастер-классы по проблемам детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей. Особо важными были:    Международный научно-практический семинар «Инклюзивные процессы в современном образовании: опыт, проблемы, перспективы»;    Городская научно-практическая конференция «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения» для педагогической и родительской общественности;    Городская научно-практическая конференция «Опыт развития региональной сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в городе Москве: 1993-2009 годы»;    Городская межвузовская научно-практическая конференция «Равные возможности – новые перспективы»;    Пресс-тур по теме «Обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в системе Департамента образования» (Восточный учебный округ).Кроме того, при активной поддержке Общественного совета Москвы и Общественной палаты по образованию Москвы, других департаментов и комитетов Комплекса социальной сферы города, общественных организаций и фондов, а также родительской общественности в декабре 2009 года Департамент образования провел II Гражданский форум по проблемам семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В форуме приняли участие свыше 500 представителей родительской, педагогической, научной общественности, представителей органов исполнительной и законодательной власти. В целом в Год равных возможностей работа с общественными организациями в вопросах обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья проводилась сплоченнее и активнее, чем обычно. Расширено членство в совете родительской общественности, созданы разнообразные рабочие группы, в их деятельность включены представители общественных объединений, ученые, практики, журналисты.В наших планахНа 2010 год пролонгирована подпрограмма «Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в Москве» на 2008-2009 годы, предусматривающая:    оснащение учебным коррекционно-развивающим, реабилитационным оборудованием дошкольных и школьных специализированных образовательных учреждений для детей с нарушением здоровья;    оснащение психологических служб специализированным оборудованием.В настоящее время денежные средства на пролонгацию данных пунктов подпрограммы в сумме 640 млн руб. (с учетом 20% резерва) на счет Департамента образования поступили. В соответствии с заявками образовательных учреждений подготовлена конкурсная документация, состоялись торги, в ближайшее время необходимое оборудование должно поступить в учреждения.В рамках мероприятий на 2010 год по социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности Департаменту образования, Центральному, Северо-Западному, Юго-Восточному, Северо-Восточному и Западному (в соответствии с заявками) окружным управлениям образования выделено дополнительное финансирование в сумме 29,3 млн руб. До конца года деньги будут потрачены на:    создание Центра ремесел для лиц с инвалидностью на базе образовательных учреждений среднего профессионального образования;    модернизацию ученических рабочих мест для организации обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий;    внедрение методов арт-терапии, агротерапии, иппотерапии при проведении реабилитационных мероприятий с детьми-инвалидами;    реализацию различных окружных и городских проектов;    подготовку и издание методических рекомендаций для педагогов образовательных учреждений, работающих в инклюзивном режиме;    проведение ежегодной Международной конференции дефектологов и III Гражданского форума по проблемам семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.В связи с принятием Закона города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» запланировано издание нормативных правовых актов Правительства Москвы и Департамента образования, создана рабочая группа, в которую вошли представители образования, здравоохранения, социальной защиты, общественности. До конца года работа будет полностью завершена.Департамент образования и далее в соответствии с долгосрочными стратегиями Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 годы и по повышению качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года будет предпринимать все необходимые решения и действия для развития и совершенствования образовательной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте